Секреты успешной мотивации учащихся: как помочь подростку учиться с удовольствием
- Секреты успешной мотивации учащихся: как помочь подростку учиться с удовольствием
- Связанные вопросы и ответы
- Как важно понимание целей учебы подростком
- Какова роль поощрения и похвалы в увеличении мотивации ученика
- Как влияет выстраивание ясной системы наград и штрафов на учебную дисциплину подростка
- Как помочь подростку преодолеть проблему отсутствия интереса к учебе
- Какие методы обучения могут быть эффективными для повышения мотивации подростка
- Как важно учитывать индивидуальные потребности и интересы подростка при планировании учебных задач
- Как учитывать фактор социального окружения при работе над мотивацией учащихся
Секреты успешной мотивации учащихся: как помочь подростку учиться с удовольствием
Для успешного обучения мотивация является одним из самых важных условий. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:
- познавательные, то есть стремление больше знать, стать эрудированным;
- коммуникативные — расширение круга общения через повышение интеллектуального уровня и новых знакомств;
- эмоциональные;
- саморазвитие — раскрытие своих способностей и талантов;
- позиция школьника;
- достижения;
- внешние — поощрения, наказания.
Кроме этого, мотивы делятся на внешние (социальные) и внутренние (познавательные). Пример внешней мотивации: «Надо сдать экзамен, потому чтобы родители не ругали». Внутренняя мотивация: «Мне очень нравятся уроки литературы, поэтому я читаю в любую свободную минуту, с каждой прочитанной книгой узнаю что-то новое».
Есть еще два вида мотивации — устойчивая и неустойчивая. Пример устойчивой мотивации: «Со дня поступления в школу рисования я ни разу не пожалела, что выбрала именно эту секцию». Неустойчивая: «Сходила на концерт, тоже захотела играть на каком-то инструменте, начала заниматься, через какое-то время бросила».
Чаще всего мотивация у детей бывает неустойчивая в силу того, что они очень эмоциональные. Новыми эмоциями и впечатлениями очень легко перебить старые
Ребенку, который не заинтересован в обучении, очень сложно применить полученные знания на практике, а отсутствие мотивации к учебному процессу приводит к хронической неуспеваемости. Почему так происходит? Часто виноваты сами родители.
Безусловно, только вы сами можете выбирать, как правильно воспитывать вашего ребёнка, но именно от этого выбора зависит его и ваша жизнь. Не все родители осознают, какие ошибки они совершают в процессе мотивации своих чад. Рассмотрим не все, но самые актуальные из них , которые встречаются среди родителей чаще всего.
1. Занижение самооценки вашего ребенка, программирование на неуспех. Такое происходит, когда вы говорите ребенку, что из него не выйдет ничего хорошего, что он станет дворником, если не будет хорошо учиться. Подобные слова приводят к занижению самооценки, при любых неудачах ребёнок отпускает руки, завершает начатое при малейших проблемах.
2. Обман и запугивание . Если вы будете использовать такие методы, связь и доверие между вами и вашим ребёнком будет разрушены.
3. Завышенные требования, не учитывание возможностей ребенка . Родитель может думать, что ребёнок ленится или «нарочно не учится», в то время как могут быть конкретные причины (особенности умственного развития, заболевания, усталость).
4. Подарки в обмен на хорошую успеваемость . В таком методе есть много минусов. У ребенка быстро развивается привыкание получать то, чего он хочет, посредством хороших оценок. В будущем он может начать требовать вознаграждение и выполнять ваши просьбы только после получения желаемого. Такие дети нацелены только на получение презентов, а не на хорошую учебу.
5. Мотивация успехом . Зачастую родители уверяют ребенка в том, что все его действия должны быть направлены на успех и высокий статус в обществе. В будущем из таких детей вырастают люди, которые делают всё ради успеха и денег, а не потому что это приносит им положительные эмоции или направлено на помощь близким.
6. Чрезмерная нагрузка разными занятиями и секциями . Современные родители любят максимально плотно планировать график детей, чтобы те ежедневно проводили свое время с пользой. Детская психика может не выдержать такой нагрузки, так вы получите полное отсутствие интереса к занятиям.
Связанные вопросы и ответы:
1. Как сформировать интерес у подростка к учебе
Для формирования интереса у подростка к учебе важно находить способы делать обучение увлекательным и доступным. Например, можно использовать игровые методики или интерактивные задания, которые помогут сделать процесс обучения более интересным. Также важно показывать практическую пользу знаний, давать возможность применять их на практике и видеть результат. Кроме того, поощряйте подростка за его успехи и постоянно поддерживайте его интерес к учебе.
2. Как помочь подростку установить цели и задачи в учебе
Для помощи подростку в установлении целей и задач в учебе, важно создать с ним доверительные отношения и обсудить его мотивацию и желания. Поддержите его в выработке конкретных и реалистичных целей, которые будут стимулировать его учебную деятельность. Совместно определите шаги и задачи, которые нужно выполнить для достижения поставленных целей, и следите за их выполнением.
3. Как вовлечь родителей в повышение учебной мотивации подростка
Для вовлечения родителей в повышение учебной мотивации подростка важно обсудить с ними цели и ожидания по отношению к учебе и поискать поддержку в их реализации. Поделитесь с родителями информацией о достижениях и трудностях подростка в учебе, чтобы они могли оказать необходимую помощь и поддержку. Пригласите их принять участие в образовательном процессе, например, участвовать в родительских собраниях или консультациях с преподавателями.
4. Как использовать поощрение для стимулирования учебной мотивации подростка
Для стимулирования учебной мотивации подростка через поощрение, важно правильно выбирать формы поощрения и выражать признание за его усилия и достижения. Необходимо обратить внимание на индивидуальные предпочтения подростка и предложить ему соответствующие мотиваторы, такие как похвала, награды, дополнительные привилегии и т.д. Важно не только поощрять за успешные результаты, но и за усилия и старания в достижении поставленных целей.
5. Как помочь подростку преодолеть стресс и лень в учебе
Для помощи подростку в преодолении стресса и лени в учебе, важно создать поддерживающую обстановку и понимание, что неудачи и трудности – это нормальная часть учебного процесса. Помогите ему развивать стратегии управления временем, планирования задач и преодоления препятствий. Поддерживайте его в трудные моменты, обсуждайте возникающие проблемы и ищите пути их решения вместе.
6. Как использовать позитивные примеры и образцы для стимулирования учебной мотивации подростка
Для стимулирования учебной мотивации подростка с помощью позитивных примеров и образцов, важно демонстрировать успешные и вдохновляющие истории других людей, которые достигли успехов благодаря усилиям и целеустремленности. Подчеркните, какой ценный опыт можно почерпнуть из этих примеров и как можно применить их в собственной учебе. Поощряйте подростка рассматривать образцы как источник мотивации и стимулировать его к дальнейшим достижениям.
7. Как разнообразить учебный процесс для улучшения учебной мотивации подростка
Для улучшения учебной мотивации подростка через разнообразие учебного процесса, важно применять различные методики обучения, которые помогут сделать учебу интересной и эффективной. Экспериментируйте с использованием новых технологий, интерактивных заданий, ролевых игр, обучающих видеоматериалов и других методов, которые помогут подростку получать знания в увлекательной форме. Создайте атмосферу доверия и поддержки, где подросток будет чувствовать себя комфортно и мотивированно к обучению.
8. Как помочь подростку увидеть связь между образованием и его будущим
Для помощи подростку увидеть связь между образованием и его будущим, важно обсудить с ним его интересы, цели и желания в жизни и как образование может помочь им реализовать. Расскажите о возможностях, которые открываются при получении качественного образования, и как развитие личных навыков и умений повлияет на его будущую карьеру и успех. Поддерживайте его в выборе образовательного пути и помогайте осознать важность обучения для достижения его целей и идеалов.
Как важно понимание целей учебы подростком
Главное для подростка — найти пользу в школьных занятиях. Чтоб повысить мотивацию к учебе, продайте ее подростку как хороший маркетолог.
Чтобы человек захотел что-то сделать, он должен понять, как это закроет его потребности. Например, один зимой часто болеет, поэтому выбирает куртку потеплее. А другой ведет блог, поэтому берет модную шубу, чтобы показать подписчикам.
Ситуация одна — покупка зимней одежды. А подход к ее решению отличается, потому что потребности у людей разные. Если понять, что важно для подростка, получится объяснить, как в этом поможет учеба.
Первый шаг — узнать своего ребенка получше. Для этого нужно много и честно разговаривать. Или просто следить за жизнью и увлечениями подростка. Обращать внимание на то, как он украшает комнату и что стоит на экране блокировки телефона.
Вот некоторые примеры потребностей подростка и способов закрыть их учебой:
- Ребенок хочет получить одобрение сверстников. Если подросток учится в классе, где отличников считают занудами, он будет плохо учиться, чтобы казаться крутым.
Поместите ребенка в среду, где крутым считаются хорошие оценки и начитанность. Например, переведите его из школы в лицей или запишите на курс, связанный с интеллектуальной деятельностью вроде шахмат.
- Ребенок хочет найти себя. Подростки, которые больше всего хотят определить свое место в жизни, часто занимаются творчеством. Они пробуют разные хобби, часто не доводят дело до конца и тут же берутся за новое увлечение.
Попробуйте связать интерес ребенка с учебой. Например, если он любит рисовать, предложите заняться архитектурными проектами и заодно подтянуть математику, чтобы изображать здания с правильными пропорциями.
- Ребенок хочет быть как взрослый. Подросткам важно, чтобы их перестали ассоциировать с детством. Они бунтуют, потому что стремятся установить свой авторитет и доказать его родителям.
Докажите подростку, что учеба пригодится в будущей взрослой жизни. Например, объясните, что в хорошем вузе можно найти полезные знакомства и устроиться с их помощью на высокооплачиваемую работу.
Не оставляйте подростка наедине с трудностями. Помогите ему определить цель на ближайшее будущее. Например, ребенку в 9 классе предложите пройти курс профориентации. Чтобы было легче выбрать между поступлением в колледж и продолжением учебы.
Вот еще примеры того, что точно нельзя делать для мотивации:
- сравнивать подростка с его сверстниками;
- подмечать недостатки ребенка и ругать его при других людях;
- требовать от подростка того, чему сам не следуешь;
- запрещать ребенку делать что-то и ограничивать его в любимых занятиях.
Обязательно поддерживайте ребенка во всем. Когда подросток чувствует себя любимым и принятым, у него появляется больше сил на учебу. И желание порадовать родителей, с которыми у него хорошие отношения.
Если подросток поймет, ради чего учиться, он будет делать это с радостью. Задача родителя — обеспечить ребенку условия для поиска себя. Обустроить рабочее место, давать советы по просьбе, выделить деньги на репетитора и инвентарь для хобби.
Какова роль поощрения и похвалы в увеличении мотивации ученика
Особой сферой проявления способности к педагогическому общению является применение педагогом поощрений и наказаний. Они стимулируют успехи ученика, особенно тогда, когда поощрения и наказания заслуженны и справедливы. От педагогической оправданности поощрений и наказаний зависит их стимулирующая роль. Приведем в этой связи развернутые характеристики эффективных и неэффективных с педагогической точки зрения поощрений.
Эффективное поощрение 1.Осуществляется систематически. 2. Сопровождается объяснением учителя того, что именно в действиях ученика заслуживает поощрения. 3.Связано с личной заинтересованностью учителя в успехах ученика. 4. Соотносится с достижением учеником определенных результатов. | Неэффективное поощрение Осуществляется время от времени. Делается в общем, без специальных разъяснений. 3.Связано с формальным отношением к поощрению, при котором учитель не интересуется успехами ученика. 4. Отмечается лишь общее участие ученика в работе. |
5.Предполагает информирование учащегося о значимости достигнутых им результатов. 6.Развивает у учащегося умение организовывать свою работу с расчетом на достижение хороших результатов. 7.Сравнивает прошлые и настоящие достижения учащегося. 8.Соразмерно затраченным учеником усилиям. 9.Сопоставляет достигнутое учащимся с приложенными с его стороны усилиями, показывая, что при желании ученик может достигать успехов и в будущем. 10. Воздействует на мотивационную сферу учащегося, опираясь на внутренние стимулы: интерес, цели саморазвития, удовлетворенность от учения и др. 11.Концентрирует внимание учащегося на том, что его успех зависит от него самого, от собственных способностей и возможностей. 12. Способствует проявлению интереса учащегося к новым заданиям, когда прежние задания уже выполнены. |
5.Информирует ученика о его результатах, не подчеркивая их значимости. 6.Ориентирует учащегося на сравнение своих результатов с итогами работы других учеников, на конкуренцию с ними. 7.Сравнивает достижения данного ученика с достижениями других учащихся. 8.Не соответствует затраченным учащимся усилиям. 9. Сравнивает достигнутый учащимся результат только с наличием у него способностей или показывает, что результат достигнут благодаря удачному стечению обстоятельств. 10. Опирается на внешние стимулы: похвалу, расчет на победу в соревновании, получение награды и пр. 11. Обращает внимание учащегося на то, что его прогресс в учебе зависит от усилий, прилагаемых учителем или кем-либо еще из посторонних людей. 12. Мешает работе учащегося, отвлекая его, вводит новые задания еще до того, как будут завершены предыдущие. |
Как влияет выстраивание ясной системы наград и штрафов на учебную дисциплину подростка
Памятка для учителя «Поощрение и наказание учеников»
Учителю важно найти общий язык со всеми учениками, не разделяя их на «слабых» и «сильных», правильно поощряя все их добрые начинания, стремление к учебе.
Необходимо постоянно контролировать свое поведение, тон голоса, соблюдать дистанцию по отношению ко всем ученикам, чаще улыбаться.
Рекомендации по использованию поощрений:
Соотносите успех ребенка с его личными усилиями и возможностями так, чтобы он обрел уверенность в повторном успехе.
Убедитесь, что похвала действительно позитивно воспринимается учеником.
Хвалите за малейшее продвижение в нужном направлении, за позитивные тенденции поведения.
Хвалите учеников, учитывая их индивидуальные особенности, недостатки и способности.
Убедитесь, что все ученики, особенно проблемные, получают подкрепление, когда делают что-либо хорошее.
Поощряйте признание учеником своих ошибок.
Рекомендации по применению наказаний:
Делайте предупреждение в спокойной манере (говорите спокойно, но твердо, избегайте мстительного или саркастического тона)
Заранее сообщите о правилах и возможных последствиях нарушения.
Предупредите учеников, что они получат только одно предупреждение, а затем последует наказание, настаивайте на действиях, а не на обещаниях.
Сделайте наказание неизбежным и следующим за проступком, оценивая только действия ученика, а не личные качества.
Не используйте домашнее задание как наказание за разговоры на уроке или за нарушение дисциплины.
Если ученик ведет себя демонстративно с целью привлечь к себе внимание, удалите его на время.
Выбирайте подходящий для конкретного ученика и случая вид наказания, иначе можно подкрепить негативное поведение, а не уменьшить его.
Избегайте случайного подкрепления авторитета хулигана среди одноклассников, наказывайте наедине.
Сообщая о последствиях проступка, не преувеличивайте, убедитесь, что вы можете выполнить угрозу.
Как помочь подростку преодолеть проблему отсутствия интереса к учебе
Фото: Pexels / Ron Lach
Если родители замечают, что подросток потерял интерес к школе и учебе, первое, что стоит сделать, — спросить, в чем дело, советует психолог.
Вот основные причины, по которым ребенок может вдруг начать плохо учиться.
1. Ему скучно
Подростку надоедает школьное однообразие: уроки, перемены, дома снова уроки. Каждый день одно и то же. У него в кармане смартфон, в котором YouTube и игры, дома ждут PlayStation и ноутбук, хорошая погода — и можно было бы потусить с друзьями на улице… А в классе вот уже который год все те же лица, все те же скучные учебники, доска, мел, педагог, монотонно объясняющий свой предмет.
— Любому человеку действительно может быть скучно выполнять рутинную работу. Но и в этом есть одна из задач обучения: научиться удерживать свое внимание на скучных вещах. Этим он развивает, например, самоконтроль, умение ставить цели, достигать их, оценивать промежуточные этапы, — объясняет Анастасия.
2. Устал от всего
— Когда человек входит в подростковый возраст, у него сразу появляется очень много «задач», связанных с собственно взрослением: формируются рефлексии — умение посмотреть на себя со стороны, развиваются коммуникативные навыки, он учится выстраивать связи со сверстниками — помогать им и принимать помощь, развивать эмпатию. На это все уходит огромная часть его энергии.
Еще часть уходит на физиологию: гормональный всплеск и развивающуюся сексуальность. Родители не могут понять, что он и не виноват в том, что вроде сидит на математике — а мысли и мечты у него о девочке, в которую влюблен. Конечно, учеба подождет, считает он!
3. Не справляется с нагрузкой
— Изо дня в день подросток должен постигать 15 разных школьных предметов — все просто не умещается в голове, в которой и так очень много всего.
Дети жалуются, что мало интересных уроков, нет полезных для будущей специальности знаний. Они уже очень четко понимают, что из предметов пригодится им, например, для поступления или дальнейшей жизни, а что — не более чем для общего развития. Так вот, совсем не все могут в этом возрасте оценить ценность этого общего развития — им гораздо важнее прямо сегодня заниматься другими делами.
Здесь родители могут помочь расставить приоритеты. Важно услышать ребенка и помочь ему осознать, на что сейчас действительно можно «подзабить», а что именно сейчас, именно в этом, условно, 9 классе мегаважно.
Нужно помнить, что сама по себе неуспеваемость по какому-то предмету — отдельный демотиватор. Если у подростка плохие оценки по предмету, он его не понимает. Как результат — отсутствие желания учиться.
4. Наступило физическое и/или эмоциональное истощение
— Важно не переборщить с нагрузкой, — обращает внимание родителей психолог. — 15 предметов в школе, репетиторы, танцы, спортсекции, курсы: «Все, устал, больше не могу».
Детям может быть тяжело как физически, так и эмоционально — некоторые из-за слишком большой нагрузки могут скатиться в депрессивное состояние. И это уже не вопрос мотивации: нужно дать ребенку время для отдыха и восстанавливать его эмоциональное состояние.
5. Подросток чего-то боится
— Например, прямо сейчас перед экзаменом мне так страшно не сдать, опозориться, всех разочаровать, что я решил на все «забить» — будь как будет, не буду ничего делать. В этом случае нужно работать со страхом неудачи, снижать его или ваши родительские требования.
6. Неблагоприятные отношения в семье
— Для того чтобы было желание учиться, ребенку необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны семьи. Если же атмосфера в семье тяжелая, случаются скандалы, подросток лишен личного пространства, права выбора и самостоятельного принятия решения, это может привести к тому, что он не хочет учиться.
7. Конфликт с учителем или одноклассниками
— Как подросток может вести себя с учителем вызывающе, так и учитель может быть к нему несправедлив — в любом случае такой конфликт отражается на успеваемости ребенка. При сложных отношениях с одноклассниками страдает не только учеба, но и психологическое состояние подростка в целом. Вмешиваться ли в конфликты родителю — нужно спросить ребенка. Если он хочет помощи — конечно, помочь: пообщаться с классным руководителем, поговорить с учителем-предметником, школьным психологом.
Какие методы обучения могут быть эффективными для повышения мотивации подростка
Младший школьный возраст - это I период приобщения ребенка к общественной жизни в социально-значимой действительности. Здесь складывается целый ряд личностных образований, важных для социальной мотивации.
Истинный источник мотивации человека находится в нем самом. Вот почему решающее значение придается не мотивам обучения - внешнему нажиму: в форме подсказок, намеков, требований, указаний, понуканий или даже принуждений, а мотивам учения, т.е. внутренним побудительным силам.
Социальные методы мотивации связаны с социальными отношениями, с моральным и психологическим взаимодействием. С их помощью активизируются патриотические чувства, развитие желания быть полезным Отечеству, гордости за свою страну, формируется та система ценностей, которая обеспечит активную жизненную позицию человека в будущем.
На уроках истории, окружающего мира, естествознания, природоведения используются методы:
- постановка проблемной ситуации;
- эвристические беседы;
- упражнения в рабочей тетради.
Для работы по проблемным вопросам, упражнениям используется работа в группах.
Хорошей мотивацией для успешного выполнения репродуктивных заданий по терминам и понятиям будут такие методы как:
- тесты;
- кроссворды;
- ребусы;
- работа в словарике.
Репродуктивно-конструкторские задания мотивируются, творческим подходом: "Отметь на карте", "Установи последовательность событий".
Обобщающее повторение, через метод игры Путешествие по "Реке времени".
Побуждение подражать сильной личности очень важно для становления и формирования характера младшего школьника. Главным методом социальной мотивации является личный пример учителя своим ученикам.
Во-первых, это имидж учителя, который оказывает мотивационное воздействие на учащихся в плане их самовыражения и причастности к учебе в школе с эффективным классным руководителем.
Младшие школьники безгранично доверяют взрослым людям, учителям; подчиняются; подражают им. Авторитет взрослого, его оценка действий ученика является безоговорочными.
Во-вторых, личный положительный пример сильных успешных учащихся - основа для духовно-нравственного роста других школьников.
Среди социальных методов мотивации и стимулирования можно выделить метод соревнования, который реализуется через:
- мобилизацию учебной, трудовой, спортивной активности учащихся;
- поддержание социальной преемственности передового опыта при проведении различных конкурсов;
- выявление лидера и мотивации остальных учащихся на достижение и преодоление его результатов, благодаря чему возможна смена лидера - как отдельного ученика, так и в целом классного коллектива.
При этом важным аспектом соревнования является обязательное и гласное подведение итогов с поощрением победителей.
Например, в нашей школе традиционны линейки в конце каждой четверти, где подводятся итоги учебной и воспитательной деятельности учащихся. Жетоны, грамоты, дипломы - это мотивация и старт к достижению успеха.
А в мае на Ассамблее Знаний - праздновании успешного завершения учебного года, вручаются различные награды, что является мотивацией и большим стимулом к дальнейшим успехам учащихся.
Еще одна важная сторона социальной мотивации учения школьников - самостоятельность при создании ситуации взаимопомощи.
Наибольший мотивирующий успех на уроках дают ситуации в которых обучаемые должны:
- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
- ставить вопросы своим товарищам и учителем;
- заниматься обучением отстающих;
- объяснять более слабым ученикам непонятные места;
- самостоятельно выбирать посильные задания;
- находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи.
При общении, взаимодействии друг с другом у школьников возникает либо эмпатия, либо антипатия.
Эмпатия - качество личности, и ее способность проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей, сочувствовать им, сопереживать.
Например, на уроках литературного чтения мы используем метод наблюдения за чувствами и переживаниями лирического героя, его внутреннего мира.
А при выборе метода творческого чтения (т.е. выразительного чтения учителем или мастерами художественного слова) между учителем и учениками возникает особенно тесный контакт, душевная близость. Сопереживание чтеца герою вызывает у детей симпатию к самому чтецу и побуждает подражать.
Изобразительное искусство и художественный труд, уроки музыки тесным образом связанны с жизнью, с чувствами и переживаниями каждого человека. Через искусство мы учим детей выражать свои чувства и мысли, свое отношение к окружающему миру.
Метод диалогичности, осуществляемый в процессе беседы, пробуждает мысли учеников, помогает им выразить свою идею сначала на словах, а потом и в своем творчестве.
Как важно учитывать индивидуальные потребности и интересы подростка при планировании учебных задач
Если детей младшего возраста увлечь не так уж сложно — обычно достаточно добавить к обучению элементы игры, — то разработка сервисов для подростков, начиная с 6–7-го класса, идёт значительно тяжелее, призналась руководитель отдела олимпиад «Учи.ру» Дарья Островская . Причина сложностей связана как раз с мотивацией.
«Пока мы приходим к тому, что ученикам в этом возрасте важно понимать, зачем они учатся. Им интересно иметь конкретные результаты, которые они знают, к чему приложить или как использовать в жизни. Поэтому мы стремимся работать с целеполаганием, чтобы ученики точно либо могли сформулировать, либо вычленить из того, что они делают, то, зачем они это делают», — пояснила Дарья.
Кандидат психологических наук, детский психолог Людмила Авдеева в связи с этим напомнила, что у подростков ведущей деятельностью становится общение со сверстниками, и сказала, что это можно использовать. Например, она предположила, что могут хорошо сработать онлайн-соревнования или сетевые сообщества.
По словам же Дарьи Островской, такие инструменты и правда активно используют на образовательных платформах, но, поскольку это всё же внешняя мотивация, её влияние ограничено. Подростки увлекаются соревновательным процессом, но это не прибавляет им понимания, зачем они вообще учатся и как это влияет на их будущее.
Однако инструменты всё же есть, уверена основатель союза профессиональных тьюторов «Полюс Практики» Юлия Изотова . Подробнее о её словах рассказываем далее.
Важность учитывания индивидуальных потребностей и интересов подростка при планировании учебных задач
Разработка сервисов для подростков, начиная с 6–7-го класса, идёт значительно тяжелее, призналась руководитель отдела олимпиад "Учи.ру" Дарья Островская. Причина сложностей связана с мотивацией.
«Пока мы приходим к тому, что ученикам в этом возрасте важно понимать, зачем они учатся. Им интересно иметь конкретные результаты, которые они знают, к чему приложить или как использовать в жизни. Поэтому мы стремимся работать с целеполаганием, чтобы ученики точно либо могли сформулировать, либо вычленить из того, что они делают, то, зачем они это делают», — пояснила Дарья.
Кандидат психологических наук, детский психолог Людмила Авдеева в связи с этим напомнила, что у подростков ведущей деятельностью становится общение со сверстниками, и сказала, что это можно использовать. Например, она предположила, что могут хорошо сработать онлайн-соревнования или сетевые сообщества.
По словам же Дарьи Островской, такие инструменты и правда активно используют на образовательных платформах, но, поскольку это всё же внешняя мотивация, её влияние ограничено. Подростки увлекаются соревновательным процессом, но это не прибавляет им понимания, зачем они вообще учатся и как это влияет на их будущее.
Однако инструменты всё же есть, уверена основатель союза профессиональных тьюторов "Полюс Практики" Юлия Изотова. Подробнее о её словах рассказываем далее.
Как учитывать фактор социального окружения при работе над мотивацией учащихся
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Темочки
Представь, что этот цветок, это ты. Посмотри на лепестки и запиши на них положительные утверждения о себе,напрмер: я красивый, я хороший друг, я помогаю родителям и т. д.
Ты прекрасно знаешь, что дождь помогает цветам расти. Напиши на каплях дождя вещи, которые помогают тебе чувствовать себя лучше. Например чтение, музыка, прогулка и т. д.
Корни делают цветок сильным, нам же силы придают наши близкие. Напиши, кто тебя поддерживает, к кому ты можешь обратится за помощью.
В этой таблице спрятано 10 названий животных.
К Ш Л И С А В Ч О Р В А Р Я С
О Н Б У Ь К П К А Н У Ж З В Ю
П Д Г Ё Г Р X Н О Ч Ы Б Р У Ф
Т О Л Е В К Ф Ь И К Р С Л О Н
Ш З Ю К Щ Ъ Н Г Р У С Ц А Д К
Ж М У П Б А Р С У К З В Р Е Д
Н С Ь Ж Т К А Р Ю Б Т Ф М Т В
Ф Ж О В А П Ь Б У З Т М Ы Ш Ь
Н Б Ы К С Д К Т Ю Р М А У Д Ы
X Ч О Н Т К И Т З А Н П Р У С
Щ Ы Л К Ф Ю Я Ъ М В Р У О З К
Ф У Т К А Р П О С Т И Г Р Н Я
3. Основные упражнения
Упражнение «Составь рассказ» . Подростку предлагается выбрать 10 предметов из тех, которые лежат перед ним. Раскладывая по порядку выбранные предметы, учащийся сочиняет рассказ «Школы моей мечты» . Затем подростку необходимо нарисовать картину, которую учащийся хотел бы сделать гербом школы его мечты. Возможна дорисовка на листе А4. Обсуждение.
Упражнение «Должен или выбираю»
С детства мы слышим от других людей слово "должен" настолько часто, что оно звучит внутри нас, заставляя подчиняться. Нами могут руководить люди, ситуации и собственные моральные установки. Бывает, что какая-то часть нашей личности сопротивляется этому "должен", но, как правило, мы все же подавляем ее и подчиняемся. Если человек руководствуется в основном "долженствованием", значит, хозяин положения не он, а посторонние авторитеты, порой сомнительные. Вам говорят, что вы должны учиться, и вы подчиняетесь этому, каждый день "приводя" себя в школу за шиворот, но только лишь для того, чтобы отсидеть положенное количество часов. За вас принимает решение кто-то другой, вы подчиняетесь ему, но после этого остается чувство обиды или внутреннего протеста. Оба этих способа реагирования, в свою очередь, толкают к мести.
Однако, когда мы сами выбираем отношение к той или иной ситуации, мы проявляем волю. Чтобы быть самостоятельными в своих решениях, нужно уметь сосредоточиться на собственной мотивации для каких-то действий. Сейчас вам предстоит попытаться это проделать. Замените утверждения, вынуждающие вас на какое-либо действие, на утверждения, предполагающие ваш собственный выбор. Продолжите список утверждений, приведенных в таблице.
Я должен Я хочу
Я должен ходить в школу, так как этого требуют родители
Я должен вечером пойти на встречу со сверстниками
Я должен помогать родителям в домашних делах
Переход от "я должен" к "я хочу" означает что вам будет легче бороться не только с собственными долгами, но и с долгами, возложенными на вас другими. Быть может, у вас есть несколько дел, которые вам не по душе. Но, так или иначе, вы выполняете их. Почему бы вам не выбрать к ним другое отношение, чтобы вместо скуки и раздражения испытать удовольствие? Такой сознательный выбор может превратить неудачный день в день достижений. Бессильное, серое существование может превратиться в жизнь, полную свободы и радости, в жизнь по своему выбору». Обсуждение В каких ситуациях вам было трудно переменить свое отношение?
4. Упражнение на релаксацию «Чувства в чемоданчике» .
5. Рефлексия.
Занятие 2 . Учебная деятельность и Я
Цель: Использование позитивных эмоций, которые связаны со школьными успехами в прошлом, для формирования новых учебных мотивационных отношений .