Как найти внутреннюю мотивацию для учебы

Как найти внутреннюю мотивацию для учебы

«Внешняя мотивация завязана на стимулы извне (причем не всегда позитивные). Это могут быть поощрения: премии, общественное признание, место в рейтинге, порицание, штрафы, выговоры. В педагогике мы чаще всего сталкиваемся именно с внешней мотивацией. Внутренняя же опирается на понимание конечной и, что очень важно, личной цели обучения, и эта мотивация связана с получением удовольствия от процесса и с ощущением прогресса. При этом получение удовольствия от процесса обучения здесь очень важно, потому что без него мотивация становится также внешней.

Высокий уровень внутренней мотивации приводит к тому, что человек становится соорганизатором собственного обучения и переходит на проактивную позицию. Больше анализирует учебный процесс, менее болезненно воспринимает какие-то проблемы и сложности, относится к ним скорее как к точкам роста.

С внешней мотивацией работать легче, но, как правило, она быстро угасает и в конце концов студенту становится все равно, на какой строчке рейтинга он находится и что будет, если он забросит курс. Внутренняя мотивация начинает работать медленнее, но дает долгосрочный эффект. Однако внешняя мотивация помогает временно поддерживать интерес учащегося.

Например, короткая «подзарядка» в виде конкурса на лучший дипломный проект на курсе Х быстро сработает и студенты могут вовлечься. Однако если понимания значимости, цели и осознания важности этого проекта нет, то, даже несмотря на какой-то приз для победителя, и мотивация многих участников сойдет на нет.

Система внешних оценок и публичных рейтингов заработает быстрее, но менее эффективно, чем самооценивание и рефлексивный дневник для осознания прогресса. Но так бывает не в 100% случаев. Есть люди, которые откликаются только на внешнюю мотивацию и двигаются вперед к своей цели, опираясь на похвалу, признание, достижения.

И все же, даже если студент обладает внутренней мотивацией, важно сохранить ее, оказаться в поддерживающей среде и учесть влияющие на нее факторы.

Связанные вопросы и ответы:

1. Зачем нужно иметь мотивацию для учебы

Мотивация для учебы необходима для достижения поставленных целей, помогает преодолевать трудности и переживать неудачи, поддерживает интерес к изучаемой теме, способствует развитию самодисциплины.

2. Какие факторы могут повлиять на мотивацию для учебы

На мотивацию для учебы могут влиять такие факторы, как интерес к предмету, постановка конкретных целей, поддержка окружающих, перспективы для будущей карьеры, личные убеждения.

3. Как можно поддерживать мотивацию для учебы на протяжении длительного времени

Для поддержания мотивации для учебы на протяжении длительного времени важно постоянно обновлять цели, находить вдохновение в своих успехах, стремиться к самосовершенствованию, не бояться вызовов и оставаться на пути развития.

4. Какие методы могут помочь повысить мотивацию для учебы

Для повышения мотивации для учебы эффективно использовать методы поощрения за достижения, установление ясных и измеримых целей, поиск вдохновения в успехах других, регулярное напоминание о значимости учебы для достижения желаемых результатов.

5. Что делать, если появляется отсутствие мотивации для учебы

Если появляется отсутствие мотивации для учебы, важно проанализировать свои цели и найти новый источник вдохновения, обратиться за поддержкой к близким людям или специалистам, изменить методы обучения или сфокусироваться на других аспектах образования.

6. Как связана мотивация для учебы с личным развитием

Мотивация для учебы напрямую влияет на личное развитие, поскольку способствует приобретению новых знаний и навыков, расширяет кругозор, помогает осуществить потенциал и достичь жизненных целей.

7. Как важно держать баланс между мотивацией для учебы и отдыхом

Важно держать баланс между мотивацией для учебы и отдыхом, чтобы избежать переутомления и выгорания, улучшить качество учебного процесса, сохранить интерес к изучаемой теме и поддержать психическое и физическое здоровье.

Чем для вас является мотивация для учебы

Выберите то, чего вы действительно хотите: коробку конфет, возможность сделать перерыв на пробежку, поход в кино и т.д. Что бы это ни было, используйте это в качестве награды за выполнение задания. Может быть, вы купите шоколадку, но позволите себе съесть ее только после того, как позанимаетесь в течение часа. Может вы решите посмотреть новый фильм, но сможете это сделать только после того, как позанимаетесь три часа или освоите 20 теорем. Может быть, вы берете конфету и кладете ее в рот каждый раз, когда правильно отвечаете на вопрос или решаете практическую задачу. Может вы приготовите свое любимое блюдо, но решите, что с этого момента и до экзамена вы можете его есть только во время учебы.

Поначалу, если вам действительно трудно сосредоточиться, лучше использовать более короткие интервалы перед поощрением, как в примере с конфетами после каждого вопроса. Когда вы втянетесь в процесс или обретете немного больше мотивации, вы можете использовать более длительные промежутки времени перед получением поощрения.

Чтобы действительно повысить мотивацию и стимулировать себя к эффективной учебе, попробуйте придумать для себя награду, которую вы сможете получить только в том случае, если хорошо сдадите экзамен или все экзамены. В этом могут помочь и ваши родители. Возможно родители пригласят вас в ваш любимый ресторан, если вы получите пятерку на экзамене, а может вы отправитесь в парк развлечений, если получите четверку по предмету.

Важный момент: для того чтобы система поощрений была эффективной, она должна подстраиваться под вас. Не стоит назначать награду за получение пятерки, если вы знаете, что получить пятерку практически невозможно. Точно так же не стоит поощрять себя походом в торговый центр, если вы не любите ходить по магазинам или если трата денег вызывает у вас дискомфорт.

Какие факторы могут повлиять на уровень вашей мотивации к учебе

Обучение и постижение как любого предмета, так и целой образовательной программы – это интеллектуальное и частично практическое путешествие, которое должно быть не только полезным для индивида (в плане его развития), но и интересным. Результаты подготовки школьников и студентов напрямую зависят от их заинтересованности и подхода к изучению соответствующего набора предметов.

Психологи отмечают, что от «настроя» и желания учиться зависит вплоть до 90% успеха и достижений индивида. При этом заметное снижение успеваемости , появление проблем в учебной зоне (плохие отметки, академическая задолженность, прогулы и пробелы в знаниях) являются следствием психологической незрелости или банальной незаинтересованности. Данная проблема легко решается посредством грамотной постановки системы мотивации к обучению .

Зачем нужна мотивация к учебе?

Под мотивацией понимают определенный набор методов, способов по привлечению внимания целевой аудитории к изучению, разбору или более глубокому погружению в тему , предмет, программу в целом. То есть это та самая комбинация подходов, которая помогает педагогу правильно и эффективно воздействовать на целевую аудиторию: привлечь ее внимание, повысить интерес к предмету, упростить изучение темы и пр. В то же время данная категория облегчает учебный путь школьников и студентов, снижая неприязнь или страх к дисциплине, уровень ее сложности, подталкивая к углубленному или дополнительному изучению отдельных моментов, самообразованию и пр.

Среди ключевых функций мотивации учащихся на всех уровнях образования можно отметить:

  • Коммуникационная , которая облегчает установление дружественных, доверительны и бесконфликтных взаимоотношений школьников, студентов с педагогом;
  • Продуманность занятия , предусматривающая не просто выполнение учебного плана, но и учет индивидуальных, возрастных особенностей целевой аудитории, их увлечений с целью наибольшего привлечения внимания и вовлечения в учебный процесс;
  • Познавательная функция проявляется в пополнении знаний подопечных в рамках конкретного предмета, что тесным образом соприкасается и с общим развитием личности: расширение кругозора повышение уровня эрудиции, открытие индивидуальных талантов и предрасположенностей к изучению науки и пр.;
  • Социальная функция мотивации отражается на развитии таких личностных качеств, как интерес к теме/науке, ответственность при выполнении домашнего задания, студенческих проектов , изучении темы и пр.;
  • Адаптационная функция , которая позволяет пересмотреть ход занятий или методы обучения с учетом степени вовлеченности подопечных в учебный процесс, наиболее эффективные приемы по раскрытию темы и развитию соответствующих знаний и навыков. Адаптационная функция больше сводится к индивидуализации учебного процесса с акцентом на отдельных индивидов: кто стремится глубже постичь предмет или те, кто вовсе не заинтересован в учебе с целью привлечения их внимания. Ее реализация в значительной степени упрощает постижение новых канонов и развитие соответствующих умений и навыков.

Какие цели и достижения помогают вам сохранить мотивацию для учебы

Как уделить обучению достаточно времени, при этом не отказываясь от привычных занятий? У каждого из нас есть постоянная работа, у кого-то – семьи и дети, а некоторые проводят своё свободное время, занимаясь любимым хобби. Однако решить эту проблему совсем не сложно – нужно осознать важность и ценность обучения. Тогда и время на него вы сможете найти без труда.

6 причин отсутствия мотивация к обучению

Причиной возникновения данной проблемы чаще всего является страх — «я не справлюсь». Смогу ли я пройти обучение до конца? Оправдаю ли ожидания близких? А вдруг завалю итоговое тестирование? Эти вопросы появляются в голове, делая нас неуверенными.

Отбросьте все ненужное и начните с другого. Ответьте себе: зачем вам нужно пройти обучение, и как изменится ваша жизнь после него?

Узнай, какие ИТ - профессии
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес

Павел Симонов

Исполнительный директор Geekbrains

Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.

Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее будущее!

Как вы реагируете на возникновение препятствий в учебном процессе

Для успешного обучения мотивация является одним из самых важных условий. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:

  • познавательные, то есть стремление больше знать, стать эрудированным;
  • коммуникативные — расширение круга общения через повышение интеллектуального уровня и новых знакомств;
  • эмоциональные;
  • саморазвитие — раскрытие своих способностей и талантов;
  • позиция школьника;
  • достижения;
  • внешние — поощрения, наказания.

Кроме этого, мотивы делятся на внешние (социальные) и внутренние (познавательные). Пример внешней мотивации: «Надо сдать экзамен, потому чтобы родители не ругали». Внутренняя мотивация: «Мне очень нравятся уроки литературы, поэтому я читаю в любую свободную минуту, с каждой прочитанной книгой узнаю что-то новое».

Есть еще два вида мотивации — устойчивая и неустойчивая. Пример устойчивой мотивации: «Со дня поступления в школу рисования я ни разу не пожалела, что выбрала именно эту секцию». Неустойчивая: «Сходила на концерт, тоже захотела играть на каком-то инструменте, начала заниматься, через какое-то время бросила».

Чаще всего мотивация у детей бывает неустойчивая в силу того, что они очень эмоциональные. Новыми эмоциями и впечатлениями очень легко перебить старые

Ребенку, который не заинтересован в обучении, очень сложно применить полученные знания на практике, а отсутствие мотивации к учебному процессу приводит к хронической неуспеваемости. Почему так происходит? Часто виноваты сами родители.

Безусловно, только вы сами можете выбирать, как правильно воспитывать вашего ребёнка, но именно от этого выбора зависит его и ваша жизнь. Не все родители осознают, какие ошибки они совершают в процессе мотивации своих чад. Рассмотрим не все, но  самые актуальные из них , которые встречаются среди родителей чаще всего.

1. Занижение самооценки вашего ребенка, программирование на неуспех. Такое происходит, когда вы говорите ребенку, что из него не выйдет ничего хорошего, что он станет дворником, если не будет хорошо учиться. Подобные слова приводят к занижению самооценки, при любых неудачах ребёнок отпускает руки, завершает начатое при малейших проблемах.

2. Обман и запугивание . Если вы будете использовать такие методы, связь и доверие между вами и вашим ребёнком будет разрушены.

3. Завышенные требования, не учитывание возможностей ребенка . Родитель может думать, что ребёнок ленится или «нарочно не учится», в то время как могут быть конкретные причины (особенности умственного развития, заболевания, усталость).

4. Подарки в обмен на хорошую успеваемость . В таком методе есть много минусов. У ребенка быстро развивается привыкание получать то, чего он хочет, посредством хороших оценок. В будущем он может начать требовать вознаграждение и выполнять ваши просьбы только после получения желаемого. Такие дети нацелены только на получение презентов, а не на хорошую учебу.

5. Мотивация успехом . Зачастую родители уверяют ребенка в том, что все его действия должны быть направлены на успех и высокий статус в обществе. В будущем из таких детей вырастают люди, которые делают всё ради успеха и денег, а не потому что это приносит им положительные эмоции или направлено на помощь близким.

6. Чрезмерная нагрузка разными занятиями и секциями . Современные родители любят максимально плотно планировать график детей, чтобы те ежедневно проводили свое время с пользой. Детская психика может не выдержать такой нагрузки, так вы получите полное отсутствие интереса к занятиям.

Как можно поддерживать высокий уровень мотивации на протяжении долгого времени

Мотивация – это определенный стимул, побуждающий человека к деятельности и помогающий достигать поставленной цели.

Из чего складывается мотивация:

  • положительные эмоции от деятельности;
  • личная выгода;
  • значимость и важность дела (и для себя, и для окружающих);
  • ясность задачи;
  • позитивный настрой;
  • обозначенный результат.

Мотивация держится на «трех китах»:

  1. Цель . Когда ребёнку понятно, зачем он учится, и как эти знания помогут ему, то освоение материала идет с осознанием для чего он это делает.

" Целью учёбы может быть расширение кругозора, будущая профессия, тренировка памяти, силы воли или самодисциплины.

  1. Комфорт. Комфорт во всем, что связано с учебой, имеет большое значение. Если у ребенка хорошие отношения с учителями и одноклассниками, школьная обстановка нравится, есть интересные учебные пособия и современная канцелярия, удобные школьная одежда, обувь и рюкзак, то это визуально и тактильно будет радовать школьника, а значит, и мотивировать учиться.
  2. Настрой. Наше настроение влияет на работоспособность и успеваемость. Если ребёнок позитивно воспринимает школу, то легко начинает новый учебный день, ждет от него не только очередной порции знаний, но и положительных эмоций.

Мотивация к yчeбe не возникает моментально, она фopмиpyeтcя постепенно и мoжeт мeнятьcя c вoзpacтoм. Ученика младших классов мотивирует учиться сам процесс учебы – главное, чтобы учитель сделал его увлекательным. Подростку же важнее доказать окружающим, что он уже не ребёнок, получить уважение сверстников и признание старших.

Какие техники самомотивации вы используете

Особой сферой проявления способности к педагогическому общению является применение педагогом поощрений и наказаний. Они стимулируют успехи ученика, особенно тогда, когда поощрения и наказания заслуженны и справедливы. От педагогической оправданности поощрений и наказаний зависит их стимулирующая роль. Приведем в этой связи развернутые характеристики эффективных и неэффективных с педагогической точки зрения поощрений.

Эффективное поощрение

1.Осуществляется систематически.

2. Сопровождается объяснением учителя того, что именно в действиях ученика заслуживает поощрения.

3.Связано с личной заинтересованностью учителя в успехах ученика.

4. Соотносится с достижением учеником определенных результатов.

Неэффективное поощрение

    Осуществляется время от времени.

    Делается в общем, без специальных разъяснений.

3.Связано с формальным отношением к поощрению, при котором учитель не интересуется успехами ученика.

4. Отмечается лишь общее участие ученика в работе.

5.Предполагает информирование учащегося о значимости достигнутых им результатов.

6.Развивает у учащегося умение организовывать свою работу с расчетом на достижение хороших результатов.

7.Сравнивает прошлые и настоящие достижения учащегося.

8.Соразмерно затраченным учеником усилиям.

9.Сопоставляет достигнутое учащимся с приложенными с его стороны усилиями, показывая, что при желании ученик может достигать успехов и в будущем.

10. Воздействует на мотивационную сферу учащегося, опираясь на внутренние стимулы: интерес, цели саморазвития, удовлетворенность от учения и др.

11.Концентрирует внимание учащегося на том, что его успех зависит от него самого, от собственных способностей и возможностей.

12. Способствует проявлению интереса учащегося к новым заданиям, когда прежние задания уже выполнены.

5.Информирует ученика о его результатах, не подчеркивая их значимости.

6.Ориентирует учащегося на сравнение своих результатов с итогами работы других учеников, на конкуренцию с ними.

7.Сравнивает достижения данного ученика с достижениями других учащихся.

8.Не соответствует затраченным учащимся усилиям.

9. Сравнивает достигнутый учащимся результат только с наличием у него способностей или показывает, что результат достигнут благодаря удачному стечению обстоятельств.

10. Опирается на внешние стимулы: похвалу, расчет на победу в соревновании, получение награды и пр.

11. Обращает внимание учащегося на то, что его прогресс в учебе зависит от усилий, прилагаемых учителем или кем-либо еще из посторонних людей.

12. Мешает работе учащегося, отвлекая его, вводит новые задания еще до того, как будут завершены предыдущие.

Как можно справиться с отсутствием мотивации к учебе

В сфере образования мотивация играет важную роль в стимулировании учебной активности у детей. Мотивация может быть внутренней или внешней, положительной или отрицательной, и каждый из этих типов может оказать различное воздействие на учебный процесс.

Внутренняя мотивация

Внутренняя мотивация основана на личной заинтересованности ребенка в учебе. Этот вид мотивации приводит к осознанному стремлению к знаниям, пониманию и развитию. Дети, обладающие внутренней мотивацией, обычно ради удовольствия изучают новые предметы, ищут новые знания и наслаждаются процессом обучения. Подходящая обстановка и интерес к предметам приводят к успешному обучению.

Внешняя мотивация

Внешняя мотивация возникает извне и основана на внешних стимулах, таких как похвала, награды или избегание наказания. Дети, мотивированные внешними стимулами, могут стараться избегать наказания или стремиться получить награды, но это, как правило, не способствует сохранению интереса к учебе в долгосрочной перспективе. Учиться для детей становится естественным процессом и его не нужно мотивировать.

Положительная и отрицательная мотивация

Положительная мотивация возникает из стремления к достижению чего-то хорошего, такого как похвала или вознаграждение. Отрицательная мотивация, наоборот, связана с желанием избежать чего-то плохого, например, наказания или унижения.

Внутренняя мотивация, хотя и требует времени на развитие, обычно более устойчива и способствует более глубокому погружению в учебный процесс. Внешняя мотивация может стать стимулом для начала учебы, но постепенно дети могут терять интерес, если внутренний стимул не разовьется.

Переход от внешней мотивации к внутренней часто происходит через постепенное укрепление внутреннего чувства удовлетворения от достижений. Внешняя мотивация может быть полезной в начале этого процесса, но в конечном итоге целью должно быть формирование внутренней мотивации.

С другой стороны, устойчивая мотивация обычно является результатом внутренней и означает постоянный интерес к учебе, тогда как неустойчивая мотивация часто связана с внешними стимулами и может изменяться в зависимости от обстоятельств.

В целом развитие внутренней мотивации у детей считается важным, поскольку она обеспечивает более глубокое и устойчивое учебное вовлечение. Внешние стимулы могут быть полезны на начальном этапе, чтобы запустить процесс вовлеченности, но для долгосрочного успеха необходимо создание внутренней мотивации к учебе.