Секреты, как мотивировать ребёнка к обучению: эффективные методы
- Секреты, как мотивировать ребёнка к обучению: эффективные методы
- Связанные вопросы и ответы
- Почему некоторые дети теряют интерес к обучению
- Какие основные методы можно использовать для стимуляции интереса у ребёнка
- Важно ли учитывать возраст ребёнка при выборе методов мотивации
- Как родители могут поддерживать мотивацию ребёнка
- Может ли похвала и награды помочь в мотивации
- Как создать комфортную и вдохновляющую среду для обучения
Секреты, как мотивировать ребёнка к обучению: эффективные методы
До 12 лет ребёнок не может заниматься неинтересным делом, то есть в начальной школе мотивирует обучение в увлекательной форме. Соответственно, мотивация у детей в основном процессная или идентификационная, что подразумевает мотивацию через интерес или игру. Однако чрезмерное увлечение игрой ведёт к зависимости, поэтому геймифицировать процесс обучения важно дозированно.
Перспективы мотивируют далеко не всех
Не очень эффективно стимулировать детей до 12 лет карьерными перспективами в ключе: «Если станешь хорошо учиться, то поступишь в институт, получишь хорошую работу, будешь зарабатывать и пробьёшься в люди». Такое красноречие почти бесполезно. Ребёнок в начальной школе неспособен к долгосрочному планированию. Непонятные образы лишены ценности. Замотивировать ими не получится. Однако мотивация будущим может сработать, если ребёнок сам очаруется какой-то профессией.
Вала Беловежская, мама и cовладелица онлайн-платформы:
«Моя дочь учится в четвёртом классе преимущественно на отлично, при этом у неё бывают проблемы с поведением в школе. Учиться её мотивирует спортивный азарт. С 6 лет она занимается шахматами, участвует в турнирах и соревнованиях и перенесла это на школу. Сама выбрала в классе отличницу, с которой соревнуется в количестве полученных пятёрок.
Уже сейчас дочь думает о будущей профессии, хочет стать кошачьим шерифом (есть такая официальная должность в Зеленоградске). Она очень любит котов, хочет за ними присматривать, заботиться и чтобы это было её работой. И говорит, что ей нужно хорошо учиться, чтобы стать котошерифом. Хочет изучать биологию и химию, чтобы уметь лечить котиков. Притом что в четвёртом классе этих предметов ещё нет. А на мой вопрос, зачем тогда хорошо учиться сейчас, ребёнок ответил: “Это же и коту ясно: без хороших оценок я не перейду в те классы, где учат котошерифным предметам”».
Мотивация подкрепления работает дозированно
Можно дозированно задействовать мотивацию подкрепления, которая больше известна как метод кнута и пряника. Она работает в любом возрасте. Но отрицательная мотивация может разрушить психику ребёнка, а злоупотребление положительным подкреплением блокирует творческий потенциал и самостоятельность, поэтому используем только положительные подкрепления и дозированно.
Лада Коновалова, заместитель руководителя методического отдела Домашней школы «ИнтеретУрок»:
«Я спросила сына-третьеклассника, что мотивирует его учиться. Он ответил, что ничего. И, подумав, добавил, что учиться бывает интересно, когда информация увлекает. А бывает неинтересно и скучно, и тогда помогает только обещание родителя предоставить ребёнку приятный бонус за успешные результаты. Для моего сына в удовольствие оказалась возможность совместно с другом готовить домашнее задание, подольше находиться в игровом пространстве, заниматься программированием и путешествовать.
Мой вывод как родителя и преподавателя в одном лице: важно поддерживать интерес ребёнка к той сфере деятельности, которая способна в перспективе подарить ему удовольствие самореализации. Стоит грамотно подать предметы, которые не вызывают у ребёнка особого интереса. То есть найти того преподавателя, который может “зажечь” детское сердце: преподнести информацию так, что захочется бежать делать лабораторную работу по физике, решать тригонометрическое уравнение или читать литературное произведение, прежде чем написать сочинение.
Важно, чтобы родители поддерживали ребёнка: нашли хорошего помощника, в том числе преподавателей. Диалог ребёнка со специалистом сложится в том случае, если учитель найдёт подход к ученику и сможет его удивить. А там, где удивление, найдётся и увлечение, которое приведёт школьника к успеху».
Связанные вопросы и ответы:
1. Какие внутренние мотиваторы можно использовать, чтобы стимулировать ребёнка к обучению
Внутренние мотиваторы — это те, которые исходят изнутри ребёнка, такие как любопытство, интерес и желание достигать своих целей. Родители и педагоги могут способствовать развитию этих мотиваторов, предлагая ребёнку возможности дляного исследования и творчества. Например, если ребёнок интересуется природой, можно организовать экскурсии или эксперименты, которые объединяют обучение с удовольствием. Также важно хвалить ребёнка не только за результаты, но и за усилия, чтобы он понимал, что процесс обучения ценен сам по себе. Кроме того, давайте ребёнку возможность принимать решения относительно его обучения, например, выбирать темы для проектов или задач дляения.
2. Как правильно хвалить ребёнка, чтобы это способствовало его мотивации к обучению
Правильная похвала — это ключевой элемент в развитии мотивации ребёнка. Важно хвалить не только результат, но и усилия, которые ребёнок прилагает. Например, вместо того чтобы сказать: "Отлично сдал тест!", лучше сказать: "Молодец, что так хорошо подготовился!" Это помогает ребёнку понимать, что его старания важны, а не только результат. Также важно быть конкретным в похвале, указывая на то, что именно понравилось. Например: "Хорошо, что ты не сдался и продолжал пытаться, даже когда было сложно." Избегайте чрезмерной похвалы, чтобы ребёнок не привык получать её за любые действия, и не сравнивайте его с другими детьми.
3. Как объяснить ребёнку важность целей и их достижения в обучении
Объяснять важность целей нужно через примеры и обсуждения, которые помогут ребёнку понять, зачем нужны цели. Например, можно сравнить обучение с игрой, где каждая цель — это новый уровень, который открывает новые возможности. Важно объяснить, что цели помогают становиться лучше, развивать навыки и достигать того, чего он хочет в жизни. Также полезно вместе с ребёнком ставить небольшие, достижимые цели, и праздновать их достижение. Это поможет ему чувствовать удовлетворение и мотивацию продолжать двигаться вперёд.
4. Какие примеры для подражания могут вдохновить ребёнка на обучение
Примеры для подражания играют большую роль в мотивации ребёнка. Родители и педагоги сами должны быть примером любви к обучению. Например, если ребёнок видит, что взрослые с интересом читают книги или учат новые навыки, он тоже захочет это делать. Также можно рассказывать истории о людях, которые добились успеха благодаря обучению и упорству. Например, рассказать о том, как учёные или изобретатели работали над своими открытиями. Кроме того, можно привлекать ребёнка к просмотру документальных фильмов или чтению книг о интересных профессиях и достижениях.
5. Как поддержать интерес ребёнка к обучению, если он любит только игры
Если ребёнок любит игры, можно использовать игровые элементы в обучении. Например, превратить уроки в игру, используя задания, которые требуют решения проблем или поиска ответов. Также можно использовать интерактивные приложения или онлайн-платформы, которые делают обучение весёлым и интересным. Важно найти баланс между игрой и обучением, чтобы ребёнок не чувствовал, что его заставляют учиться, а видел в этом весёлый и полезный процесс. Кроме того, можно организовать совместные игры, где обучение будет происходить непринуждённо, например, играя в слова или решая логические задачи вместе.
6. Как помочь ребёнку справиться с неуспехами и сохранить мотивацию к обучению
Помочь ребёнку справиться с неуспехами — это важно для сохранения его мотивации. Необходимо объяснить ему, что неуспехи — это нормальная часть процесса обучения и что из них можно многое узнать. Например, если ребёнок не сдал тест, обсудите с ним, что можно сделать в следующий раз, и как улучшить результат. Важно поддерживать его, выражая уверенность в его способностях и поощряя его продолжать пытаться. Также полезно вместе с ребёнком находить причины неуспеха и работать над их устранением. Помните, что похвала за усилия помогает развивать устойчивость к неуспехам.
Почему некоторые дети теряют интерес к обучению
Школа — первая яркая модель социума, в которой есть всё: обязанности, правила, ссоры, успехи. Каждый ребёнок адаптируется и проявляется в ней по-своему. Заслуженный учитель России и директор школы «Класс-Центр» Департамента культуры города Москвы Сергей Казарновский отмечает, что надо разделять две ситуации: когда ребёнок не может учиться и не хочет учиться.
Невозможность или сложность обучения может быть связана с такими факторами:
1. Особенности здоровья.
Обучение — сложный нейронный процесс, требующий усидчивости, концентрации внимания, восприятия информации с помощью слуха, зрения, моторики (письма) и других каналов. Если у ребёнка присутствует синдром дефицита внимания и гиперактивности, дислексия, дисграфия или другие нейропсихологические особенности, ему становится сложно учиться.
2. Семейные обстоятельства.
«Вы не представляете, что происходит в семье, когда родители расходятся. Бывают случаи, когда они приходят в фойе школы и начинают драться за ребёнка. Я вижу, как от этого колбасит детей, они не могут учиться и вообще что-либо делать нормально», — делится Казарновский.
Если хотя бы один из членов семьи страдает наркоманией/алкоголизмом или в ней регулярно ссорятся, дерутся, создают стрессовую обстановку, это тоже может негативно сказаться на учёбе ребёнка.
3. Перегрузка.
Младшие школьники и подростки тоже люди, у них есть запас здоровья и сил, которым надо распоряжаться грамотно. Если после школы ребёнок идёт сначала в спортивную секцию, потом на кружок программирования, а дальше к репетиторам по математике и русскому языку, и так каждый день, — это ненормально. Мозг устаёт и прекращает воспринимать и усваивать информацию, не говоря уже о том, что само желание учиться исчезает.
Нежелание учиться также может быть обусловлено рядом причин:
1. Подавление интересов ребёнка.
«Бывает, что ребёнку нравится чем-то заниматься, но родители забирают его из кружка или заставляют учить предмет, который тот меньше любит, но, по мнению взрослых, он более полезен», — говорит Казарновский.
2. Отсутствие мотивации.
Большинству детей понятно, зачем разбирать на запчасти будильник, трескать застывшие лужи или рисовать на запотевшем окне человечков. Но зачем ходить в школу и учить уроки, порой не могут объяснить не только дети, но и родители.
3. Неприятие уклада конкретной школы.
«Вы приходите в разные дома, и у кого-то принято снимать тапочки в квартире, а у кого-то — у лифта. В каждой школе тоже свой уклад, и ребёнку он может не подходить. Несовпадение — это естественно», — отмечает Сергей Казарновский.
4. Антипатия к одному или нескольким учителям.
Педагоги могут проявлять строгость, говорить с ребёнком так, как не принято у него дома, освещать перед всем классом его ошибки и делать много других неприятных вещей. Антипатия к учителю может проецироваться на предметы, которые он преподаёт.
5. Возрастные особенности.
К 4-5 классу дети становятся более ориентированы на общение, дружбу и самоутверждение в среде сверстников, поэтому учёба естественным образом отходит на второй план.
Бывает и так, что ребёнок высоко одарён, а учителя по каким-то причинам не обращают на это внимание: не предлагают дополнительные задания, участие в олимпиадах и конкурсах. Ему скучно сидеть на уроках, рассчитанных на средних детей, но у него ещё нет знаний, чтобы развиваться самому. Тут важно не упустить момент и обсудить ситуацию с нынешними педагогами или, если это не помогло, перевести ребёнка в школу с углублённым изучением предметов.
Какие основные методы можно использовать для стимуляции интереса у ребёнка

«Возрастные особенности формирования мотивации»
Подготовила:
Горлова Г.И.

«Прежде, чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее» Л.С. Выготский


Мотивация - сложный механизм соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способ осуществления деятельности.(Л. И. Божович)
- Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
- Мотив — это то, ради чего осуществляется деятельность.(Л.И. Божович)
- Мотив учебной деятельности – все факторы, обуславливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т.д..

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ (ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТА)
Младший школьный возраст
Средний школьный возраст
К началу обучения в школе у ребенка складывается достаточно сильная мотивация к обучению. Мотивы дошкольников выражаются в формуле «стремление к положению школьника». У ребенка ярко проявляется потребность посещать школу, носить форму, ранец, выполнять общественные поручения в классе. Иными словами, у него проявляется потребность занять новое положение среди окружающих. Психологи называют это «субъективной готовностью к школе». Но существует и «объективная готовность» — это тот уровень знаний и умений, с которыми ребенок приходит в школу. У современного семилетнего ребенка уровень субъективной готовности к школе несколько снижен, а уровень объективной готовности повышен. Все это значительно усложняет работу по формированию мотивации учения в младшем школьном возрасте.
Старший школьный возраст
В подростковом возрасте укрепляются широкие познавательные мотивы, интерес к новым знаниям. У большинства подростков интерес к фактам дополняется интересом к закономерностям. Характерен интерес к способам приобретения знаний. Это основывается на стремлении ребенка быть взрослым. Развиваются мотивы самообразования. Но самые существенные сдвиги происходят в социальных мотивах подростков. Как отмечал В.А.Сухомлинский, главное в подростковом возрасте состоит в том, что школьник становится гражданином. Он стремится занять позицию «взрослого человека» в отношениях с окружающими, желает понять другого человека и быть понятым, ищет контакты с другими людьми. В этом возрасте ребенок вплотную подходит к осознанию своих мотивов учения и поведения.
У старших школьников главными становятся мотивы, определяемые представлениями о своем будущем. В этом возрасте отмечается большая избирательность познавательных мотивов, которая продиктована выбором профессии. Происходит рождение новых мотивов — профессиональных. Они и начинают преобладать. Усиливается интерес к выбору способа действий с учебным предметом, к методам теоретического и творческого мышления. Существенно развиваются мотивы самообразования. Очень возрастает роль широких социальных мотивов, однако не у всех школьников. У значительной части проявляются элементы социальной незрелости, иждивенчества и потребительства. Большую роль играют мотивы отношений со сверстниками и учителями: •старшеклассники болезненно реагируют на неприятие себя в коллективе, стабилизируются отношения с учителями. Вместе с тем возрастает требовательность и критичность к учителю и его оценке. В целом в этом возрасте наблюдается общее положительное отношение к учению.
Факторы, благоприятствующие мотивации учения («Что способствует мотивации?»)
Младший школьный возраст
Средний школьный возраст
- положительное в целом отношение ребенка к школе;
- широта его интересов;
- любознательность.
Старший школьный возраст
- потребность во взрослости;
- общая активность подростка, его готовность включаться в разные виды деятельности со взрослыми и детьми;
- стремление подростка осознать себя как личность, потребность в самоутверждении и самовыражении;
- стремление к самостоятельности;
- увеличение широты и разнообразия интересов, их дифференцированность;
- возрастная устойчивость интересов;
- развитие специальных способностей.
Важно ли учитывать возраст ребёнка при выборе методов мотивации
Даже самые заботливые и осознанные взрослые могут перегнуть палку с мотивацией. Рассмотрим решения и действия родителей, которые чаще всего действуют во вред.
- ❌ Родители проецируют свои страхи и ожидания. Иногда через ребёнка взрослые пытаются осуществить свои мечты: «У меня не получилось стать балериной, поэтому ты будешь танцевать». Или стараются уберечь от своих ошибок: «Мне было плохо, когда я уехала и поступила в университет, поэтому и ты никуда не поедешь».
- Если родитель видит, что его требования, мотивация, упрашивания не работают, и ребёнок всеми силами упирается и отказывается что-то делать — возможно, стоит рассмотреть проблему глубже. Может оказаться, что взрослый пытается навязать ребёнку что-то своё, и разобраться в такой ситуации поможет сессия с психологом.
- ❌ Наказывают за малейшие ошибки. Ошибаться нормально, мы все так учимся и растём. Если наказывать ребёнка сразу, когда у него что-то не получилось — это поменяет его мотивацию. Он начнёт действовать не ради достижения целей, а чтобы избежать наказания.
- В результате может вырасти человек, который живёт, работает, вступает в отношения с одним главным посылом: «Чтобы меня любили, я должен это заслужить».
- А вот если родители будут поддерживать, а не наказывать ребёнка за любой промах, ему будет проще справляться с трудностями — и сейчас, и во взрослой жизни.
- ❌ Фокусируются только на результате. Детям сложно идти к мечте любой ценой, да и не факт, что нужно. Во взрослой жизни это приведёт к тому, что человек будет требовать от себя слишком много или вообще потеряет мотивацию к чему-либо.
- Лучше радоваться вместе с ребёнком маленьким шагам, хвалить и помогать ему получать удовольствие от процесса.Например, вместо: «Ты молодец, что выиграла!», можно подчеркнуть усилия ребёнка: «Ты молодец, что так усердно тренировалась, ты очень постаралась!».
- ❌ Воспринимают успехи и ошибки ребёнка, как собственные. «Моя дочь лучше всех танцует!» — «А мой сын получил золотую медаль!». Такие разговоры не редкость среди родителей, которые пытаются присвоить себе достижения детей. Как будто через успехи ребёнка они становятся более хорошими родителями. Но это не так.
- Взрослым важно вовремя отойти в сторону от победы или проигрыша ребёнка. Развиваться в своих хобби, находить радость в самореализации и увлечениях. Это позволит не зацикливаться на успехах и неудачах ребёнка, и даст ему дополнительную мотивацию к своим свершениям — по примеру родителя.
Как родители могут поддерживать мотивацию ребёнка
Большинство руководителей недооценивают, насколько сотрудникам важна обратная связь и похвала. Отсутствие признания- один из самых частых причин смены работы по собственному желанию.
В данной статье я предлагаю определенный подход к похвале сотрудников, который не заглушит мотвиацию, а наоборот будет стимулировать в долгосрочном периоде.
Адекватная похвала как способ мотивации сотрудников.
Большинство руководителей недооценивают, насколько сотрудникам важна обратная связь и похвала. Отсутствие признания- один из самых частых причин смены работы по собственному желанию. Даже сами руководители порой жалуются на то, что не слышат от сотрудников слов благодарности и признания и это действует на них удручающе.
Все дело в том, что признание или похвала в коллективе закрывает психологическую потребность в значимости, которая доминирует у большинства людей.
Не получая адекватную положительную обратную связь от руководителя, сотрудники становятся менее вовлеченными, не желают вкладывать свой потенциал в достижение целей компании. Недостаток положительной обратной связи блокирует инициативность и проактивность в компании.
Однако, захваленность и неадекватная похвала также не приведет ни к чему хорошему- так можно снизить мотивацию сотрудника и создать иллюзию эффективной работы у них.
Но как правильно хвалить сотрудников чтобы не убить в них мотивацию?
Первый принцип адекватной мотивирующей обратной связи - принцип равного партнерства.
Похвала в рамках компании никогда не должна быть сверху вниз ( «молодец!»), как снизу вверх («ты лучше все всех»)
Что же не так с похвалой в стиле «Ты молодец!»?
Нам такая похвала зачастую нравится и она «гладит по шерсти» нашу потребность в значимости, но в долгосрочной стратегии это может сыграть негативную роль.
На первый взгляд кажется, что похвала «молодец», «молодчик», «наша звезда», «ты лучший, ты просто супер» достаточно эффективна, но проблема кроется в том, что бессознательно мы становимся заложниками образа «школьника- молодца» и хотим ему следовать, чтобы получать одобрение. Эта похвала адресуется к личности человека.
Человек может попасть в ловушку образа "молодца" и это будет вызывать у него бессознательно страх сделать ошибку и быть "не молодцом", получить «двойку» от человека выше по иерархии.
В долгосрочной стратегии упор на «молодца» может создавать ситуацию скрытия правды о текущих делах, конфликты и конкуренцию в команде.
Если руководитель ставит целью развитие и рост компании, желает взращивать самостоятельных лидеров внутри компании, то похвала и обратная связь должна быть направлена прежде всего на стратегию и действия, которые были проявлены для достижения результата. Подчеркивая ту стратегию поведения, которую проявлял сотрудник, руководтель стимулируем его проявлять это поведение дальше и в целом оказывается внимание самому сотруднику.
Второй положительный момент в таком подходе в том, что давая "развивающую" (негативную) обратную связь, руководитель также может подчеркивать нежелательное поведение, не затрагивая личность человека, что оставит сотруднику простанство для роста, а не спровоцирует защитную реакцию.
Итак, не правильно:
- «Молодец! Ты гений! Ты просто супер!»
- «Ты уникальный специалист»
- «Без тебя мы бы не справились!»
- «Ты лучший! Лучше всех!»
Правильно:
- «Спасибо за работу! Я вижу что ты/вы действительно постарались!»
- «В этом месяце ты/вы блестяще справились с задачей!»
- «Я вижу, что ты/вы действительно умеете добиваться своих целей!»
- «Это была отличная идея/ креативный подход!»
- «Я невероятно доволен вашей работой»
- «Ребята, вы/мы отлично справились с задачей»
Как видите, во втором варианте похвалы, нет оценки личности, а только подчеркивание стратегии или результата.
Если вам, как руководителю, пока сложно давать качественную развивающую обратную связь, то можно ограничится «спасибо за работу, я очень ценю». И помните, что даже не рекомендованная выше похвала в стиле «ты молодец» будет лучше полного игнорирования. Каждому человеку в компании очень важно быть ценным и значимым и получать обратную связь. Качественная положительная связь невероятно положительно сказывается на мотивации сотрудников.
Попробуйте отследить, как у вас в компании принято выражать похвалу и сделать упор на такие выражения, которые будут способствовать долгосрочному росту.
Буду рада комметариям коллег.
Автор:
Евгения Петрова, руководитель корпоративных программ обучения TA Advisory.
Может ли похвала и награды помочь в мотивации
«Использование игровых технологий на уроках в начальной школе»
Чернобай Марина Викторовна
Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
К таким технологиям можно отнести игровые технологии.
Именно их я использую на уроках с 1 – 4 класс.
Цель моей работы обобщить опыт по внедрению игровых технологий в учебный процесс, показать эффективность метода
Задачи :
1. Раскрыть особенности педагогических игр;
2. Показать возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий;
3. Определить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению любого предмета. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Как создать комфортную и вдохновляющую среду для обучения
Любознательность является врожденным качеством любого ребенка, но проявляется по-разному в зависимости от возраста. Пока самые маленькие создают представления о простых предметах с помощью всех своих органов чувств, дети более старшего возраста активно используют знания старших и учатся самостоятельно добывать информацию о более сложных вещах и явлениях.
Первый год жизни
Уже на первых месяцах жизни малыши без затруднений замечают закономерности внешнего мира, настораживаются, если появляется что-то неожиданное или необычное. Именно эта чувствительность к порядку формирует первые осмысленные представления о мире, он перестаёт быть хаотичным набором ощущений.
Любопытство становится ключом развития младенца - это та сила, которая позволяет ему объяснять неожиданные события и преодолевать неуверенность. Подключая все свои органы чувств, малыш пытается исследовать всё незнакомое до тех пор, пока оно не станет понятным.
Эпоха маленького урагана
К 18 месяцам дети достигают особого этапа развития, когда они особенно жадно поглощают любую новую информацию. Научившись ходить, движимые любопытством малыши становятся для дома настоящим ураганом: абсолютно всё нужно потрогать, исследовать на вкус и запах, проверить на прочность.
Дети устраивают бардак не со зла. Это их совершенно естественный способ познания того, что происходит вокруг. Без использования всех своих органов чувств крохи не могут создать целостные представления о предметах и явлениях, поэтому пока дома есть хоть что-то непонятное, оно буквально манит ребенка к себе.
Со временем больше и больше вещей становятся понятными для малыша. Он уже знает дорогу до детской площадки, что происходит в продуктовом магазине, зачем нужна мамина косметика и стоит ли тянуть кошку за хвост. Знания о вещах и событиях, которые непосредственно окружают ребенка, позволяют ему быть более самостоятельным и всё больше усложнять свои игры. День за днём багаж знаний ребенка растет, повседневные вещи уже не удивляют, поэтому интерес малыша переключается на более сложные вещи и явления, начинается эпоха бесконечных вопросов.
Эпоха почемучек
В возрасте 3-4 лет ребенок начинает задавать невероятное количество вопросов. Многое из того, что он мог изучить сам, уже изучено и внимание переключается на вещи, которые невозможно потрогать или укусить. Именно вопросы и ответы на них позволяют ребенку познакомиться с миром, которые недоступен глазу: что находится на краю неба, зачем кушать сидя, почему бабушка седая, зачем папа идёт на работу и многие другие вопросы, которые позволяют ребенку понять законы природы и принципы существования в обществе.
Вопросы – это следующий этап познания ребенком окружающего мира. Малыш уже знает многое о предметах и явлениях, но некоторые вещи совершенно невозможно понять самостоятельно. Именно в этот момент важно помогать детям находить ответы на самые разные вопросы и расширять их знания о мире.