Изучение нового взрослыми: как преодолеть трудности и найти мотивацию

Изучение нового взрослыми: как преодолеть трудности и найти мотивацию

Обучение не имеет возраста, и в то же время с возрастом все сложнее что-то выучить. Для того, чтобы что-то выучить, придется преодолеть некоторые сложности. Одна из сложностей это когда-то прерванный учебный процесс. Наша память развивается тогда, когда постоянно принимает новую дозу информацию, а если она ее не принимает, тогда прекращается ее развитие, и возобновить потом процесс будет сложнее. Но все возможно, если обладать терпением и силой воли, и во всем усердствовать.

Для того, чтобы преодолеть сложности в обучение взрослых, нужно в первую очередь определить какие же они, эти сложности. Основа всего это психологический настрой. Здорового психологического настроя можно добиться и сделать это несложно. Взрослые лучше понимают, почему им это нужно, поэтому с процессом мотивации не должно возникнуть особых сложностей. Помогает лучше учиться азарт и  даже злой настрой, когда человек намерен добиться результатов в обучение несмотря ни на что, и готов преодолеть любые сложности.

Отчаяние это проблема психологического характера, которая приводит к снижению работоспособности и азарта по отношении к процессу обучения. При любых неудач не нужно отчаиваться, так как отчаяние это зло. Нужно верить в свои силы, упорно идти дальше и не останавливаться на полпути. Другая важная проблема в обучение взрослых это отсутствие времени. Взрослые это люди, у которых есть серьезные обязанности, так как семья, дом, работа. В таких случаях приходиться вновь искать время  для обучения, это порой утомляет и раздражает. В то же время можно все успеть, если постараться. Поможет в этом правильно созданный график каждого дня, график, который гармонично вписал бы все обязанности, и распределял их с точностью по времени.

Еще одна проблема это память. Трудно запоминать и трудно вернуться к процессу обучения тогда, когда он давно прекратился и навыки позабылись. Возобновление процесса обучения должно делаться постепенно, так чтобы не нагружать себя, в том числе в психологическом смысле. Секрет успеха в обучение заключается в том, чтобы помнить ради чего вы учитесь и сделать так, чтобы учеба не стесняла другие сферы вашей деятельности, а дополняла их.

Связанные вопросы и ответы:

1. Почему взрослым тяжело учиться

Ответ: Взрослым тяжело учиться из-за накопившегося опыта и устоявшихся убеждений, которые иногда могут мешать восприятию новой информации. Также взрослые обычно имеют много других обязанностей, таких как работа и семья, из-за чего им сложнее найти время на обучение. Психологический барьер, связанный с опасением не справиться с новыми знаниями или не увидеть результатов также становится причиной. Некоторые люди сталкиваются с проблемами концентрации и запоминания информации из-за возрастных особенностей.

2. Как себя мотивировать для обучения взрослым

Ответ: Для того чтобы мотивировать себя для обучения взрослым, важно поставить конкретные цели и разбить их на более мелкие подзадачи. Также стоит найти внутреннюю мотивацию, понять, зачем именно вы хотите учиться. Вознаграждайте себя за достижения в обучении, это поможет поддерживать интерес и мотивацию. Общение с людьми, которые разделяют ваши учебные цели, и поддержка со стороны близких также способствуют мотивации. Постоянно напоминайте себе о пользе и ценности получаемых знаний для вашего личностного и профессионального роста.

3. Как взрослым справиться с проблемой отсутствия времени для обучения

Ответ: Чтобы справиться с проблемой отсутствия времени для обучения, полезно провести анализ своего расписания и идентифицировать "пустые" моменты, которые можно использовать для обучения. Планирование и установка приоритетов также помогут сэкономить время. Важно научиться дефрагментировать время, чтобы максимально эффективно использовать его. Постепенное внедрение обучения в повседневную жизнь в виде коротких занятий каждый день поможет найти время даже у самых занятых людей. Необходимо научиться отказываться от малозначительных дел и делегировать задачи, чтобы высвободить время для обучения.

4. Как держать себя в тонусе и сохранять мотивацию на протяжении длительного обучения

Ответ: Для того чтобы держать себя в тонусе и сохранять мотивацию на протяжении длительного обучения, важно делать регулярные паузы и отдыхать, чтобы избежать переутомления. Полезно установить награды за достижения на пути обучения, чтобы поощрять себя и поддерживать внутреннюю мотивацию. Важно находить интересные и разнообразные способы изучения материала, чтобы избежать усталости от монотонности. Регулярное общение с единомышленниками, обсуждение прогресса и обмен опытом также помогут сохранить мотивацию. Важно помнить, что успех в обучении зависит не только от знаний, но и от настроя и внутренней готовности к постоянному развитию.

5. Почему взрослым сложнее воспринимать новую информацию

Ответ: Взрослым часто сложнее воспринимать новую информацию из-за устоявшихся паттернов мышления, которые могут быть препятствием для усвоения новых знаний. Также с возрастом снижается способность к быстрому запоминанию информации и переключению внимания. Психологические факторы, такие как страх неудачи или непонимания, могут затруднять процесс усвоения новых знаний. Однако важно понимать, что способность к обучению не пропадает полностью со временем и тренировка мозга может помочь улучшить умственные способности.

6. Как справиться с чувством страха перед неудачей в процессе обучения

Ответ: Для того чтобы справиться с чувством страха перед неудачей в процессе обучения, важно осознать, что неудача - это часть пути к успеху, а не конец дороги. Стремление к совершенству и страх перед ошибками могут быть препятствием на пути к обучению. Полезно практиковать психологические техники релаксации и саморегуляции, чтобы снизить уровень тревожности и страха. Важно убедить себя, что процесс обучения важнее результатов, и что каждая ошибка - возможность для дальнейшего развития. Поддержка со стороны близких и позитивное мышление также помогут преодолеть страх перед неудачей.

7. Какие плюсы можно выделить в возможности обучения взрослых

Ответ: Обучение взрослых имеет ряд плюсов, среди которых можно выделить возможность применить новые знания непосредственно на практике и получить быстрые результаты. Взрослые обычно обладают большим жизненным и профессиональным опытом, что помогает им лучше понимать и анализировать новую информацию. Обучение взрослых позволяет развивать критическое мышление и самостоятельность, что способствует личностному росту. Также важно учитывать, что обучение взрослых обогащает социальные связи и помогает находить единомышленников.

8. Каковы самые эффективные способы мотивации взрослых для обучения

Ответ: Самыми эффективными способами мотивации взрослых для обучения являются постановка ясных целей и планирование конкретных шагов к их достижению. Положительная обратная связь и вознаграждение за успехи помогают поддерживать мотивацию и интерес к обучению. Важно находить источники вдохновения - это могут быть успешные люди в вашей области, интересные книги или видео. Поддержка со стороны окружающих и возможность делиться своими успехами и трудностями также способствуют мотивации. Необходимо постоянно напоминать себе о целях обучения и значимости получаемых знаний для вашего личностного и профессионального развития.

Почему взрослым сложнее учиться, чем детям

Изучение нового взрослыми: как преодолеть трудности и найти мотивацию

«Век живи, век учись» - хорошо известная фраза, смысл который всем понятен.

Так почему же с возрастом становится всё сложнее её придерживаться?
И на самом ли деле взрослым людям тяжело учиться?

Для того, чтобы ответит на эти вопросы, обратимся к основному понятию – «обучение».

С педагогической точки зрения, обучение – это процесс усвоения новых знаний, формирование новых умений и отработка имеющихся.
С психологической точки зрения , обучение – это развитие личности человека в процессе освоения новых знаний, умений и навыков.
С физиологической точки зрения , обучение – это формирование новых нейронных связей в человеческом мозге.

Исходя из данных определений, несложно заметить возникающие трудности у взрослых людей в освоении и обучении новому.

1. Переполненность взрослого человека информацией

С рождения каждый человек усваивает огромные объемы информации, затем детский сад, школа, институт - и к зрелому возрасту человек переполнен нужной и ненужной информацией. Это как сосуд, в юном возрасте он полупустой, и информация схватывается на лету, а к зрелому возрасту сосуд уже максимально наполнен, информация принимается сложнее.

Как с этим быть?

Специальных действий для разгрузки не требуется, так как человеческий мозг устроен очень разумно, неиспользуемая информация со временем «стирается». Но это не означает, что можно ментально поглощать всё, будьте избирательны к информации, оценивая, насколько она нужна на данном этапе жизни и для чего.

2. Негативный личный опыт

Каждое образовательное учреждение формирует у нас определенное отношение в процессу обучения. И если человек большую часть времени испытывал негативные эмоции или часто переживал ситуации неуспеха, то во взрослой жизни любое упоминание об учёбе будет вызывать цепочку негативных воспоминаний и переживаний. И навряд ли кому-то захочется в эти ощущения возвращаться.

Как с этим быть?

Пережить и закрыть прошлый негативный опыт, обратившись за профессиональной поддержкой к психологу или психотерапевту . Накапливать позитивный опыт процесса обучения.

3. Деструктивные установки

Например:

  • «Я уже и так всё знаю»,
  • «Кто меня чему может научить?»,
  • «Пойти учиться , значит показать свою ограниченность в знаниях»,
  • «В моём возрасте (статусе, положении) уже поздно учиться» и т. д.

Установка – это внутренняя программа (чаще всего не осознаваемая), которая мотивирует к действиям или, наоборот, демотивирует. Приведенные выше установки не позволяют человеку сделать шаг к изучению нового, даже если он умом понимает необходимость в этом, бессознательно он будет себя останавливать.

Как с этим быть?

Обнаружить имеющиеся у себя деструктивные установки. Большинство из них человек получает в детстве из уст значимых взрослых, из примера их поведения и отношения к учению, из проживания собственного опыта.

Заменить деструктивную установку на конструктивную. Например, «Кто меня чему может научить?» меняем на «Каждый человек в моей жизни может быть моим учителем». С новой установкой плотно работаем в течение 21-30 дней – проговариваем, читаем, записываем, находим подтверждение в реальной жизни. И чем больше времени и эмоций мы отдаем новой установке, тем слабее становится старая установка и устойчивее новая.

4. Отсутствие цели процесса обучения

Если человек обучается, потому что «надо» кому-то, то и его включенность в процесс обучения значительнее слабее и сложнее, чем у человека, который точно знает, для чего ему нужно это обучение, и осознает его значимость.

Как с этим быть?

Развивать свою осознанность, проставляя цели для каждого процесса обучения новому.

5. Ригидность мышления взрослого человека

С возрастом у людей физиологически в головном мозге укрепляются определенные наборы нейронных связей, образуя ментальные шаблоны. Мышление «в коробочке» работает шаблонно, что мешает принимать и усваивать новое.

Как с этим быть?

Тренировать свой мозг, чтобы количество нейронных связей возрастало и менялось. Для тренировки мозга нужно практиковать включение чего-то нового, непривычного в свою жизнь – записаться на занятие по живописи, если вы кисточку в руках со школьной скамьи не держали, осваивать новые настольные игры, знакомиться с новыми людьми, посещать новые мероприятия.

Какой бы ни была причина, затрудняющая процесс обучения новому,
в любом возрасте её можно скорректировать!
И с пользой, с интересом продолжать открывать, познавать новое!

Гарантируем качество онлайн консультаций

Если вам не понравится качество оказанной консультации мы вернем 100% потраченных средств.

Записаться на консультацию

Изучение нового взрослыми: как преодолеть трудности и найти мотивацию 01

Нет зрителей - нет театра!

Изучение нового взрослыми: как преодолеть трудности и найти мотивацию 02

Изучение нового взрослыми: как преодолеть трудности и найти мотивацию 03

Какие факторы могут влиять на мотивацию взрослых к обучению

Выберите то, чего вы действительно хотите: коробку конфет, возможность сделать перерыв на пробежку, поход в кино и т.д. Что бы это ни было, используйте это в качестве награды за выполнение задания. Может быть, вы купите шоколадку, но позволите себе съесть ее только после того, как позанимаетесь в течение часа. Может вы решите посмотреть новый фильм, но сможете это сделать только после того, как позанимаетесь три часа или освоите 20 теорем. Может быть, вы берете конфету и кладете ее в рот каждый раз, когда правильно отвечаете на вопрос или решаете практическую задачу. Может вы приготовите свое любимое блюдо, но решите, что с этого момента и до экзамена вы можете его есть только во время учебы.

Поначалу, если вам действительно трудно сосредоточиться, лучше использовать более короткие интервалы перед поощрением, как в примере с конфетами после каждого вопроса. Когда вы втянетесь в процесс или обретете немного больше мотивации, вы можете использовать более длительные промежутки времени перед получением поощрения.

Чтобы действительно повысить мотивацию и стимулировать себя к эффективной учебе, попробуйте придумать для себя награду, которую вы сможете получить только в том случае, если хорошо сдадите экзамен или все экзамены. В этом могут помочь и ваши родители. Возможно родители пригласят вас в ваш любимый ресторан, если вы получите пятерку на экзамене, а может вы отправитесь в парк развлечений, если получите четверку по предмету.

Важный момент: для того чтобы система поощрений была эффективной, она должна подстраиваться под вас. Не стоит назначать награду за получение пятерки, если вы знаете, что получить пятерку практически невозможно. Точно так же не стоит поощрять себя походом в торговый центр, если вы не любите ходить по магазинам или если трата денег вызывает у вас дискомфорт.

Какие стратегии могут помочь взрослым сохранить интерес к изучению нового

Как запоминать быстрее? Многие люди, то ли ввиду недостатка времени, то ли из-за кажущейся простоты задачи, недооценивают важность осмысленного планирования. В то время как наиболее важной стратегией для быстрого и эфективного обучения является именно этот начальный этап –. Если вы способны хорошо организовать работу, выделить приоритеты и адекватно оценить свои усилия, которые потребуются для выполнения каждой задачи, вы получите более высокие результаты и наилучшие способности для разрешения проблем. Это нормально, что на начальном этапе вам будет стоить чуть больше труда планировать адекватно свою деятельность, но не отчаивайтесь, этаразвивается с опытом.

Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье мозга, узнайте его сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Тест рекомендуется взрослым и детям старше 7 лет.

Как я могу научиться быстрее чему угодно?

1. Соберите всю необходимую информацию, изучите и подготовьте все материалы, которые вы планируете использовать в работе. Важно выполнить эту задачу прежде, чем вы перейдете к основной части работы: сбор информации вам поможет осуществить обдуманное планирование.

2. Написать сочинение – это далеко не то же самое, что подготовиться к тесту: поставьте перед собой конкретные цели.

3. Мозговой штурм. Ищите различные способы, которые помогут вам прийти к намеченной цели.

4. Обратите внимание на то количество времени, которым вы располагаете: ограничения по срокам, иные возможные препятствия, тип учебного материала… и разработайте ваш собственный план обучения.

5. Сформулируйте промежуточные цели и ежедневные задачи, чтобы двигаться вперёд, постепенно вычеркивая их из списка.

Как переключиться с повседневных забот на учебный процесс

Изучение нового взрослыми: как преодолеть трудности и найти мотивацию 04

Переключить внимание ребёнка с каникул на школу могут помочь определённые ритуалы: покупка канцелярии и прочих вещей, которыми он будет пользоваться в школе. Так школьники поймут, что в жизни снова наступают очередные перемены, к которым они с любовью и заботой о себе готовятся заранее.

Важно рассказать детям о режиме дня и дать понять, что ложиться спать далеко за полночь - не самая лучшая идея. Ранние подъёмы в таком случае станут настоящим испытанием для психики и здоровья всей семьи. Настраиваться на утренние пробуждения нужно заранее, три дня до начала учебного года - самое удачное время для адаптации.

Изучение нового взрослыми: как преодолеть трудности и найти мотивацию 05- Родители должны настроить ребёнка на рабочий режим, важно рассказывать об этом в дружеской атмосфере, а не запугивать ребёнка. Подготовительные беседы должны дать понять, что школа - это рядовое событие, и относиться к нему нужно спокойно, - рассказала главный внештатный психолог министерства образования Омской области Наталья Ильченко.

Сложнее всего адаптация проходит у детей, которые переходят из одного звена в другое, и у первоклассников. Лишние стрессовые ситуации, например переезд, переход в другую образовательную организацию или изменение смены, также могут выбить школьника из психологического равновесия.

Родителям не советуют в конце лета и в начале сентября восполнять пробелы в знаниях школьника. Всю необходимую работу сделают учителя. Весь материал, пройденный в предыдущий год учёбы, школьники повторяют на уроках. Если заставлять ребёнка учиться на каникулах, он будет воспринимать школу как каторжный труд.

- Школа - это место, где дети учатся общаться, действовать сообща и решать задачи нестандартного характера, - подчеркнула психолог.

Какие техники самомотивации помогут взрослым успешно учиться

1. Интерес к изучаемым предметам . Часто у детей пропадает интерес к изучению некоторых предметов только потому, что они кажутся детям скучными. Однако нужно дать понять ребёнку, что на всех уроках дают нужную информацию, которая развивает разные навыки, поэтому важно изучать все предметы. Существует много дисциплин, изучение которых требует большего труда. В этом случае нужно найти другую мотивацию. Многое зависит от преподавателя, умеющего простым языком объяснять сложные вещи и так упрощать процесс изучения.

2. Способ изучения предметов . В начальных классах детям намного проще обучаться с помощью активных методов, обсуждений и игровой формы. Преподавателю стоит обратить внимание, что задания типа «переписываем учебники» и «работаем самостоятельно» снижают интерес к предмету, а творческие и различные необычные, наоборот, повышают.

3. Восприятие информации . Некоторые дети лучше воспринимают информацию через зрение, другие через слух, третьи через изображения. Эффективность обучения детей во многом зависит от типа восприятия информации. Родители могут сами подбирать способы обучения ребёнка, если поймут его особенности восприятия информации.

4. Интерес учителя . Когда педагог заинтересовывает учеников личным примером, показывает положительное отношение к предмету, то дети тоже испытывают интерес к тому, что им преподают. Когда они знают, что на занятиях они услышат что-то смешное или интересное, то с радостью будут ожидать этих предметов.

Какие типы наград и поощрений могут стимулировать взрослых к обучению

Какие типы наград и поощрений могут стимулировать взрослых к обучению. Наказание ничего не гарантирует

Луиза Истомина

Не стоит быть категоричным, пытаясь оценить пользу или вред поощрения ребенка. Значение абсолютно любого поощрения зависит от контекста, повода, размера. Кого, когда и почему вы поощряете? Зачем вам это, зачем это тому, кого вы решили наградить? В целом нужно понимать: поощрение — работает. 

Люди совершают поступки на основании предыдущего опыта. Много раз пережитый опыт формирует модель реакции на аналогичную ситуацию. Таким образом, награждая или наказывая за случайное поведение, вы инструментально научаете ребенка, формируя нужную вам реакцию.

В целом на поведение человека влияют самые разные обстоятельства окружающей среды. То, как человек взаимодействует со средой, влияет на то, как он будет вести себя в дальнейшем. Среда — это не природа вообще, а окружающая действительность и контекст взаимоотношений человека с социумом. И если во взаимоотношении со средой после желательного поведения возникает награда, то есть положительное поощрение, то такое поведение как раз и будет закрепляться. Как минимум, вероятность того, что желательное поведение станет плотью человека, привычным, естественным и свойственным ему, резко повышается.

Наказание же ничего не гарантирует. Оно не стимулирует правильное поведение, скорее наоборот, снижает мотивацию человека.

Иными словами, наказывая ребенка за плохую учебу или поведение, ругая за двойку или невыполненное домашнее задание, вы не добьетесь гарантированного результата, к которому так стремитесь. А вот поощрение, как показывают исследования, работает в разы эффективнее критики и наказания.

Как преодолеть страх неуспеха и неуверенность в своих способностях при обучении

Психологи разделяют страхи насквозныеивременные.

Сквозные страхи— долговременные, они затрагивают мышление и психику студента и не проходят после экзамена или контрольной. К ним можно отнести страх перед будущей профессией или страх, что отчислят из вуза.

Временные страхи— проходящие, они появляются от случая к случаю и быстро проходят. Например, страх перед контрольной работой, защитой диплома и т.д.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Изучение нового взрослыми: как преодолеть трудности и найти мотивацию 07

Ниже мы собрали самые распространенные фобии у школьников и студентов:

  1. «Боюсь отвечать на парах или около доски» — распространенный страх у школьников и студентов. Когда ученик оказывается под пристальным вниманием со стороны одноклассников и учителя, можно забыть все на свете, особенно, если есть пробелы в знаниях. В итоге он может получить плохую отметку, которая еще больше усугубит ситуацию и усилит страх.
  2. Страх допустить ошибку — один из самых распространенных у школьников и студентов. Боязнь ошибиться может вызвать противоположный эффект — ученик может забыть даже то, что отлично помнил. Еще этот страх мешает развиваться, т.к. человек чувствует постоянную неуверенность в себе и своих силах.
  3. Сердце учащенно бьется, а ладошки потеют — экзаменационный страх знаком каждому. Этот страх временный и проходит после экзамена. Кстати, ученые выяснили, что экзаменационному страху больше подвержены девушки, чем парни.
  4. Страх плохих оценок бывает как у школьников, так и у студентов. «Синдром отличника» появляется еще в школе и может преследовать человека всю жизнь. Очень часто этот страх провоцируют родители, когда ругают детей за плохие оценки.

Как вовлечь окружающих в процесс обучения для поддержки и мотивации

В английском языке для обозначения вовлеченности используют два термина: involvement и engagement .

Involvement

В исследованиях социальной психологии раннего периода вовлеченность преимущественно обозначается термином involvement . Его уместно использовать для описания включенности индивида и понимать как количество физической и психической энергии, которую учащийся вкладывает в свое обучение. 

Так, наиболее включенные ( involved ) ученики больше времени проводят в школе, участвуют в ученических организациях, тесно взаимодействуют с педагогами и другими учащимися. Чем больше ученик вовлечен, тем лучше его успеваемость. В зависимости от вовлеченности школьник «инвестирует» различное количество энергии в процесс своего обучения. На примере студентов высшего учебного заведения о вовлеченности рассуждает рассуждает Александр Астин в работе «Вовлеченность студентов: Теория развития высшего образования». Исследование показывает, как окружающая среда влияет на развитие учащихся. По мнению автора работы, эффективность любой образовательной политики или практики напрямую связана с ее способностью повышать вовлеченность студентов.

Engagement

Этот термин используется в случаях, когда вовлеченность в ту или иную деятельность понимается как ответственность не не только человека, но и учебного заведения. Об этом свидетельствует NSSE (National Survey of Student Engagement) — Национальный опрос вовлеченности студентов,

За время его существования в опросе приняли участие свыше 840 колледжей и университетов, более 630 000 студентов. Именно этот опрос сформулировал термин engagement , который указывает на взаимосвязь между академическими результатами учащихся 1–4 курсов и эффективными образовательными практиками.

Согласно NSSE, существует десять показателей вовлеченности, которые зависят от четырех факторов:

    наличие академических проблем;

    обучение со сверстниками;

    опыт работы с преподавателями;

    внутренняя среда кампуса.

В частности, важно, чтобы студенты самостоятельно конструировали знания, взаимодействовали с преподавателями и другими экспертами (например, приглашенными профессорами), принимали участие в образовательных мероприятиях для обогащения своего опыта. При этом учебное заведение должно создавать подходящую образовательную среду, чтобы студенты ощущали принадлежность к своему сообществу. Также нужно вводить приемлемые академические сложности, которые будут стимулировать учеников преодолевать себя в процессе обучения.

Engagement — это старания самого ученика и работа образовательных учреждений, направленная на побуждение учащихся к обучению. А согласно исследованию Хэмиш Коутс, engagement — это «широкий конструкт, включающий в себя как академические, так и неакадемические аспекты образовательного процесса учащихся».