Почему учебная мотивация школьника исчезает со временем: причины и пути решения
- Почему учебная мотивация школьника исчезает со временем: причины и пути решения
- Связанные вопросы и ответы
- Почему некоторые школьники теряют интерес к учебе
- Какие проблемы могут возникать у школьников из-за отсутствия мотивации
- Как влияют внешние факторы на учебную мотивацию школьников
- Как можно помочь школьникам сохранить мотивацию к обучению
- Что делать, если учебная мотивация ребенка исчезает
- Как восстанавливать утраченную мотивацию к учебе у школьников
Почему учебная мотивация школьника исчезает со временем: причины и пути решения
Когда ребёнок идет в первый класс, он воспринимает школьные уроки с огромным интересом. Но уже через некоторое время он может столкнуться с трудностями правописания или математики и испытать стресс от чрезмерной сложности заданий. Чем старше школьник, тем меньше он любит учиться.
Отсутствие интереса к учебе у подростков — серьезная проблема не только для родителей, но также для педагогов и психологов. Современные семиклассники практически не поддаются давлению, и авторитарный стиль воспитания с ними уже не работает. Поэтому многие специалисты по подростковой психологии признают, что методы, которые работали для предыдущих поколений, сегодня неэффективны. Получение подростками будущей профессии еще довольно далекая перспектива, да и «незавидная» участь «дворника» их уже мало пугает.
Падению мотивации к учебе могут способствовать внешние факторы: первая любовь, увлечение творчеством, конфликты со сверстниками или учителями, и многое другое. Нередко интерес даже к любимым предметам исчезает по неустановленной причине — просто потому что подросток не знает, чего хочет от жизни и не имеет определенных целей. Угрозы и скандалы родителей не являются решением проблемы. Ценность образования также подвергается сомнению — сегодня многие профессии теряют актуальность даже быстрее, чем 10 лет назад.
Если младших школьников можно увлечь игрой, то подросткам нужны другие виды активности, соответствующие их уровню развития. Даже если взрослым кажется, что ученик 7-8 класса «не хочет ничего», необходимо попытаться заинтересовать его или смириться с тем, что учеба в школе для него — не самое главное в жизни.
Связанные вопросы и ответы:
1. Почему у школьников исчезает учебная мотивация
Ответ: Учебная мотивация у школьников может исчезать по разным причинам, таким как недостаток интереса к предмету, негативный опыт в учебе, недостаточная поддержка со стороны учителей и родителей, чрезмерная нагрузка или затруднения в учении. Также влияние на мотивацию могут оказывать личные проблемы или низкое самооценка.
2. Какой эффект оказывает недостаток интереса к предмету на учебную мотивацию школьника
Ответ: Недостаток интереса к предмету может привести к потере мотивации учиться, так как школьники теряют стимул и желание углубляться в изучение материала. Они могут стать равнодушными к учебе, не видя смысла в усилиях, что ведет к отсутствию мотивации и пониманию важности образования.
3. Какое влияние оказывает негативный опыт в учебе на учебную мотивацию школьника
Ответ: Негативный опыт в учебе, такой как постоянные неудачи, критика со стороны учителей или одноклассников, может сильно подорвать доверие в свои силы и способности у школьников. Это может привести к потере мотивации из-за страха снова провалиться или быть осмеянным.
4. Как влияет отсутствие поддержки со стороны учителей и родителей на учебную мотивацию школьника
Ответ: Отсутствие поддержки со стороны учителей и родителей может привести к чувству одиночества и непонимания у школьников, что негативно влияет на учебную мотивацию. Без поддержки они могут чувствовать себя беспомощными и заброшенными, что ухудшает отношение к учебе и желание достигать успехов.
5. Как чрезмерная нагрузка может повлиять на учебную мотивацию школьника
Ответ: Чрезмерная нагрузка может вызвать стресс, усталость и перегрузку у школьников, что приводит к снижению учебной мотивации. Они могут терять интерес к учебе из-за излишнего давления и неспособности справиться со всеми заданиями, что отрицательно сказывается на их успехах и желании учиться.
6. Как низкая самооценка влияет на учебную мотивацию школьника
Ответ: Низкая самооценка может привести к чувству неполноценности и неуверенности в своих силах у школьников, что отрицательно сказывается на их мотивации к учебе. Они могут считать, что им не по плечу определенные задачи или что не стоят достижений, что препятствует успешной учебе и развитию.
Почему некоторые школьники теряют интерес к учебе
Фото пресс-службы администрации Краснодарского края
Завышенные ожидания ребенка о школе
Иногда дети, которые никогда не посещали никаких дополнительных занятий или кружков, не могут представить, что такое школа. Они фантазируют на этот счет, представляя только игры и развлечения. Часто такое бывает, когда сами родители не рассказывают своим детям о том, что им предстоит после 1 сентября. Чтобы объяснить, что такое уроки и домашнее задание, как нужно относиться к учителям и одноклассникам, чего можно и нельзя делать в учебном заведении. Можно показать фильмы про школу, изредка проводить с ним мини-уроки, спрашивать с него домашнее задание, пускай и в игровой форме. Кроме того, уже после начала учебного процесса важно каждый день интересоваться его успехами и отношениями с одноклассниками и учителями. Так родитель будет уверен и в том, что ребенок сумел адаптироваться к новым условиям, и в том, что у него не пропал интерес к учебе.
Кстати, до школы ребенка стоит научить, как минимум, самостоятельности. Это качество позволит ему ответственнее относится к урокам и домашним заданиям.
Ребенок слишком готов к школе
Некоторые родители слишком активно готовят ребенка к школе. Большое количество разных кружков и секций, дополнительных занятий и задания на дом — все это приводит к тому, что, придя в школу, ребенку просто не дают новых для него знаний. Также сюда стоит добавить опережение школьной программы — чтение глав и параграфов школьных учебников, обучение счету и так далее. Всю информацию ребенок должен получать «порционно», по мере ее прохождения в школе. Если хотите давать ребенку дополнительные знания, то отдайте его в творческий кружок или спортивную секцию, читайте вместе с ним художественную литературу, или изучайте тему по тем или иным предметам более глубоко, например, биологию.
Завышенные требования взрослых к ребенку
Все родители видят своих детей самыми лучшими на всем Свете, что абсолютно нормально. Однако, когда ребенок поступает в школу, родители должны адекватно оценивать его возможности. Не нужно требовать от него больше, чем он может.
Часто, когда от ребенка ожидают чего-то грандиозного, того, что ему попросту не по силам, из-за неудач он расстраивается и опускает руки. Это может привести не просто к потере мотивации, но и к нежеланию ходить в школу. Чтобы не допустить такого, для начала необходимо рассказать ребенку о тому, что он всегда может поделиться с семьей тем, что его беспокоит и ему всегда помогут в решении его проблем. Так вы сможете не только наладить с ним доверительные отношения, но и будете знать, что его тревожит и в обычной жизни, и в учебе.
Также стоит иногда хвалить ребенка даже за маленькие победы, успехи. Иногда именно этого ему может не хватать от родителей. Некоторые дети из-за недостатка внимания со стороны семьи считают, что они делают недостаточно для того, чтобы ими гордились. Узнать о том, как проходят дела в школе и похвалить за оценку (даже если это тройка) — это очень важно для каждого ребенка.
Каждый родитель должен помнить о том, что то, как будет проходить учебный процесс, какого качества будет образование и каким будет моральный настрой ребенка на учебу зависит не только от учителей. В первую очередь, сама семья должна именно вдохновлять и мотивировать школьника на получение образования, поддерживать и понимать его, пишет.
Какие проблемы могут возникать у школьников из-за отсутствия мотивации
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение
Мотивация играет очень важную роль в нашей жизни. Именно от нее зависит, насколько активным, целеустремленным, упорным и стойким будет человек. Мотивация возникает в результате взаимодействия как сознательных, так и бессознательных факторов. На протяжении всего обучения ученика в школе учебная деятельность является ведущей. Но особенно трудно бывает сформировать мотивацию к обучению у старшеклассников в период полового созревания, формирования личности. Поэтому тема влияния мотивации на успешную учебную деятельность старшеклассников является актуальной в педагогике и психологии и представляет интерес для изучения.
Цель исследования: изучить, как мотивация влияет на успешную учебную деятельность.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме.
Установить наличие мотивации в учебной деятельности и выяснить особенности её проявления.
Определить наличие и виды мотивации у старшеклассников путем диагностики и выявить её влияние на учебную деятельность.
Выявить наиболее важные виды мотивации, влияющие на успешную учебную деятельность.
Гипотеза: мы предполагаем, что главным источником успешной учебной деятельности является наличие мотивации у старшеклассников.
Объект исследования: феномен мотивации.
Предмет исследования: влияние мотивации на учебную деятельность.
Методы исследования: анализ литературы, диагностика учебной мотивации старшеклассников, наблюдение.
Историография проблемы. Изучение мотивации является актуальным вопросом современной педагогики, психологии и философии. Еще Аристотель подметил, что желание является исходной точкой при выполнении каких-либо действий. В XVII веке изложение вопросов мотивации встречается у Спинозы, Гоббса, Декарта. Затем этот термин начал появляться в психологическом обиходе для объяснения причин поведения человека и животных. С одной стороны началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных (В. Келер, Э. Торндайк), с другой - инстинктов у человека (3. Фрейд, У. Макдугалл). Основное влияние на исследования мотивации поведения оказали работы В.М.Бехтерева, И.П.Павлова, И.М. Сеченова. В результате фактически полностью изменилось представление о потребностях человека и соответственно о мотивации его поведения. Самая известная концепция мотивации поведения принадлежит американскому психологу Абрахаму Маслоу1> . Широко известна « пирамида Маслоу »2>, разработанная в 1950-е годы XX века. Это диаграмма, которая иерархически представляет человеческие потребности. Во второй половине XX века теории потребностей человека были дополнены рядом специальных мотивационных концепций, представленных в трудах Д. Аткинсона, Г. Хекхаузена, Д. Макклеланда, Г. Келли, Ю. Роттера. В отечественной психологии можно выделить теорию деятельности происхождения мотивационной сферы человека, созданную А.Н. Леонтьевым3>. Формированию учебной мотивации также уделяется внимание многими российскими учеными, такими как Л.И. Божович, В.И. Василовский, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин, B.C. Ильин, Р.А. Жданова. По глубокому убеждению А.К. Марковой4>, формирование мотивации учения является важнейшим аспектом современного обучения. А замечательный советский педагог - новатор В.А. Сухомлинский утверждал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться».
Как влияют внешние факторы на учебную мотивацию школьников
Выберите то, чего вы действительно хотите: коробку конфет, возможность сделать перерыв на пробежку, поход в кино и т.д. Что бы это ни было, используйте это в качестве награды за выполнение задания. Может быть, вы купите шоколадку, но позволите себе съесть ее только после того, как позанимаетесь в течение часа. Может вы решите посмотреть новый фильм, но сможете это сделать только после того, как позанимаетесь три часа или освоите 20 теорем. Может быть, вы берете конфету и кладете ее в рот каждый раз, когда правильно отвечаете на вопрос или решаете практическую задачу. Может вы приготовите свое любимое блюдо, но решите, что с этого момента и до экзамена вы можете его есть только во время учебы.
Поначалу, если вам действительно трудно сосредоточиться, лучше использовать более короткие интервалы перед поощрением, как в примере с конфетами после каждого вопроса. Когда вы втянетесь в процесс или обретете немного больше мотивации, вы можете использовать более длительные промежутки времени перед получением поощрения.
Чтобы действительно повысить мотивацию и стимулировать себя к эффективной учебе, попробуйте придумать для себя награду, которую вы сможете получить только в том случае, если хорошо сдадите экзамен или все экзамены. В этом могут помочь и ваши родители. Возможно родители пригласят вас в ваш любимый ресторан, если вы получите пятерку на экзамене, а может вы отправитесь в парк развлечений, если получите четверку по предмету.
Важный момент: для того чтобы система поощрений была эффективной, она должна подстраиваться под вас. Не стоит назначать награду за получение пятерки, если вы знаете, что получить пятерку практически невозможно. Точно так же не стоит поощрять себя походом в торговый центр, если вы не любите ходить по магазинам или если трата денег вызывает у вас дискомфорт.
Как можно помочь школьникам сохранить мотивацию к обучению
Определимся, какие понятия входят в мотивационную сферу личности. Прежде всего, это потребности — то, в чем нуждается человек. Затем мотивы — движущая сила — они проявляются в поведении и приводят к цели. В психологии мотив — это главный двигатель, главная причина, побуждающая нас к действию.
По Теории деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна, мотив — это «опредмеченная потребность», потребность — желание устранить дискомфорт (не всегда осознаваемое), а цель — результат сознательного выбора, целеполагания. Простой пример: жажда — это потребность, питье воды — это мотив, а стакан с водой — это цель.
Если пить воду не для того чтобы утолить жажду, а чтобы позавтракать и пойти работать, то мотив здесь не вода, а то, ради чего человек завтракает или ради чего он работает.
Всем знакома пирамида потребностей Маслоу. Познание находится в верхней части, а значит, без закрытия базовых физиологических потребностей у ребенка не открывается тяга к знаниям.
«Невозможно и совершенно не нужно заставлять каждого ребенка обожать учебу».
Если раннее обучение, которое сейчас так модно, не было слишком интенсивным для дошкольника, то он не потеряет тягу к учебе в школе.
Мотивация к любым занятиям естественным образом возникает и живет, если это занятие связано с потребностями человека; если бонусы (эмоциональные, материальные и т.п.) от занятия очевидно перевешивают потери и затраты; если эти самые бонусы есть не только в очень отдаленной, но и в ближней перспективе; и, наконец, если это занятие не противоречит удовлетворению других важных для человека потребностей.
Попробуйте «пропустить» через эти фильтры учебу и посмотрите, чего не хватает, чтобы ребенок искренне хотел учиться?
«Игра — ведущая деятельность маленького ребенка. И даже обучение проходит легче, если облечь его в игровую оболочку».
По данным Института возрастной физиологии РАО, более 90% детей, поступающих в первый класс, не имея негативного опыта предшкольного обучения, очень хотят в школу. В первые месяцы каждый из них старается, остро переживает неудачи, готов часами заниматься, но уже к декабрю более 60% первоклассников не хотят учиться. Так в чем же причина? Виноваты ли в таком спаде детской активности учителя и родители? Увы, но чаще всего вклад в эту негативную статистику вносят взрослые с обеих сторон.
Что делать, чтобы избежать этого? Во-первых, на этапе предшкольной подготовки очень важно формировать позитивную мотивацию достижения, познания. Во-вторых, ребенок не должен приходить в школу с убеждением, что у него ничего не получается.
Совет родителям маленьких детей: почитайте публикации Марьяны Михайловны Безруких — директора института возрастной физиологии, психолога, нейрофизиолога.
Что делать, если учебная мотивация ребенка исчезает
1. Ребёнок мал для школы. Родители думают, что их дети готовы к школе, если видят, что они много знают для своего возраста. Но даже если ваш ребёнок достаточно умный, и вы думаете не водить его лишний год в детский сад, это не означает, что он психологически готов к школе. Скорее всего, ребёнок не сможет подчиняться определённым правилам. К тому же маленьким детям сложнее сидеть длительное время на уроках без движений.
2. Конфликты с учителями. Зачастую даже сами учителя не подозревают о конфликте со своими воспитанниками. Они могут заметить, что у ученика плохая успеваемость, изменилось его поведение, хотя, как кажется педагогу, конфликта как такового не было. На самом деле, ребёнок мог услышать неприятные слова в свой адрес или затаить обиду на поведение учителя. Ребёнок может чувствовать себя подавленным, ощущать страх, у него вырабатывается негативное отношение к педагогу. В большинстве случаев дети не хотят рассказывать родителям о своих страхах, связанных со школой, это консервирует конфликт и связанные с ним сложности.
3. Конфликты с учениками. Если такая проблема уже сложилась, то выровнять её без последствий для ребенка бывает очень сложно.
4. Физические дефекты. Например, заикание, дрожание конечностей и другие. Детям очень сложно свыкнуться с мыслью, что они чем-то отличаются от сверстников. Особенно тяжело становится в тех случаях, когда недостатки вызывают издевательства и смех со стороны одноклассников. Зная о своей проблеме, ребёнок не хочет становиться центром внимания, чувствовать себя униженным и лишний раз появляться в школе.
5. Внутрисемейные конфликты. Скандалы между родителями и другими членами семьи. Часто такой ребенок из-за переживаний замыкается в себе, у него пропадает не только мотивация к обучению, он редко интересуется вообще чем-либо.
6. Давление на ребенка со стороны родителей и родственников . Мы ставим детям завышенные планки, отправляя их в самые лучшие школы, где ведется обучение на более высоком уровне, записываем в различные секции. Только представьте, в какое количество секций родители пытаются отдать своих чад, не беря в расчет мнение самих детей. Родители кричат, возмущаются, ругают детей, если те приносят плохие оценки или просто не дотягивают до результатов своих одногруппников. Подумайте, возможно вы слишком давите на детей, заставляя их делать то, чего они не хотят.
Как восстанавливать утраченную мотивацию к учебе у школьников
Мотивация является очень значимым элементом учёбы. К тому же наличие внутреннего стимула говорит о том, что личность сформирована правильно, то есть ребёнку нравится предпринимать какие-либо действия и видеть их результат.
Существует 5 уровней учебной мотивации:
Мотивация является очень значимым элементом учёбы. К тому же наличие внутреннего стимула говорит о том, что личность сформирована правильно, то есть ребёнку нравится предпринимать какие-либо действия и видеть их результат.
5 уровней учебной мотивации
- Уровень 1: экзистенциальный уровень - это уровень, когда мотивация основана на самосохранении и выживании.
- Уровень 2: достижении уровня - это уровень, когда мотивация основана на достижении определенных результатов.
- Уровень 3: любви к делу уровня - это уровень, когда мотивация основана на любви к конкретной области или деятельности.
- Уровень 4: уровне самосовершенствования - это уровень, когда мотивация основана на стремлении к самосовершенствованию и развитию.
- Уровень 5: уровне самоактуализации - это уровень, когда мотивация основана на стремлении к самоактуализации и реализации своих возможностей.
Для восстановления утраченной мотивации к учебе у школьников необходимо:
- помочь ребёнку найти свою страсть к учёбе;
- помочь ребёнку найти смысл в учёбе;
- помочь ребёнку увидеть результаты своих усилий;
- помочь ребёнку развивать навыки и умения;
- помочь ребёнку найти поддержку и помощь у учителей, родителей или друзей.
- Первый уровень . Высокий стимул и учебная активность. Ребёнок хочет учиться и совершенствоваться, он выполняет все задания и прислушивается к учителям, отличается добросовестностью и ответственным отношением к учёбе, очень близко к сердцу воспринимает низкие оценки.
- Второй уровень . Хороший стимул: ученик успешно выполняет задания. Данный уровень является среднестатистической нормой.
- Третий уровень . Дети с такой мотивацией в школу ходят скорее ради внеурочной деятельности. Им нравится общаться с другими детьми и с преподавателями, быть частью коллектива и иметь красивые школьные принадлежности. Сама учёба им не интересна.
- Четвёртый уровень . Стимул низкий. Такие ученики не стремятся ходить в школу, часто прогуливают уроки. Во время занятий отвлекаются на постороннюю деятельность. Им тяжело дается освоение учебного материала. У них сложная адаптация к школе.
- Пятый уровень . Учебное заведение в представлении детей с данным уровнем стимула – каторга. Адаптация у них не происходит. Учёба даётся этим ученикам очень тяжело, со сверстниками отношения не складываются, так же с учителями. Им невыносимо находиться в школе. В некоторых случаях дети способны агрессивно реагировать на всё, отказываться следовать указаниям преподавателя и вести себя так, как положено в учебном заведении. Нередко у таких учеников есть нервно-психические расстройства.