Путь к успеху: как помочь ребёнку найти внутреннюю мотивацию к обучению
- Путь к успеху: как помочь ребёнку найти внутреннюю мотивацию к обучению
- Связанные вопросы и ответы
- Какие методы мотивации можно использовать, чтобы заинтересовать ребёнка в учёбе
- Как создать позитивную образовательную среду дома, которая будет стимулировать ребёнка к обучению
- Как помочь ребёнку установить цели и стремиться к их достижению в учебе
- Какой роли играют поощрения и похвалы в мотивации ребёнка к обучению
- Как избежать негативных последствий, связанных с недостатком мотивации у ребёнка к учебе
- Как использовать техники самомотивации для поддержания интереса ребёнка к обучению
- Как помочь ребёнку понять важность образования и его влияние на его будущее
- Какие могут быть причины отсутствия мотивации у ребёнка к обучению и как с ними бороться
- Как создать индивидуальный подход к мотивации каждого ребёнка, учитывая его характер и интересы
- Как вовлечь ребёнка в учебный процесс, делая его увлекательным и интересным для него
Путь к успеху: как помочь ребёнку найти внутреннюю мотивацию к обучению
Чтобы повысить мотивацию ребенка к учебе, нужно показать ему практическую пользу обучения в жизни, создать подходящую обстановку и правильно поощрять за успехи. Родители могут помочь ребенку на этом пути. Вот несколько способов, которые могут помочь приучить ребенка к учебе.
Управление расписанием
Организация расписания занятий актуальна не только для родителей младших школьников, но и для тех, у кого есть подростки, испытывающие сложности из-за неструктурированности дня. Желательно не требовать сразу после школы приступать к учебе, а также обратить внимание на возможные отвлечения в виде телевизора или шумной игры младших сестер и братьев.
Практическое применение знаний
Не каждый родитель способен объяснить применение дифференциального исчисления в повседневной жизни, однако приведение примеров более простых вещей из реальной жизни может помочь понять абстрактные учебные материалы. Это может включать наблюдение за растениями, рассмотрение карт мира или даже изучение теплопроводящих материалов.
Знакомство с учебной программой
Не обязательно знать все тонкости обучения, но быть в курсе общей картине обучения и школьных предметов поможет родителям лучше понимать проблемы и трудности своих детей. Делать уроки дети должны в удовольствие, но для этого необходим психологический комфорт.
Изучение биографий великих людей
Биографии знаменитостей и их путь к успеху могут послужить вдохновением для детей. Изучая жизненный путь ученых и предпринимателей, можно показать, что неудачи — это обычная часть пути к успеху, и что второй шанс всегда возможен.
Поощрение за маленькие победы
Важно отмечать даже малейший прогресс ребенка, чтобы привить ему интерес к учебе. Это касается не только младших детей, но и подростков, которые также нуждаются в поддержке и поощрении.
Принятие ошибок
Детям нужно понимать, что ошибки — это часть обучения и развития, и что не обязательно добиваться максимальной оценки, чтобы быть успешными. Ошибки — важная часть учебного процесса.
Личный пример
Родители могут влиять на детей своим примером, поэтому важно показывать, что образование и постоянное обучение неотъемлемая часть жизни. Они могут вызвать у ребенка интерес к самообучению. Родители могут проводить время на обучающих мероприятиях или самостоятельном изучении новых навыков, чтобы показать, что саморазвитие — это процесс, который никогда не заканчивается, и что они сами готовы расти. Также важно обсуждать с детьми свои достижения и препятствия в учебе и работе, чтобы показать, что обучение — это нормальный и важный процесс для любого человека в любом возрасте.
Связанные вопросы и ответы:
1. Какими методами можно мотивировать ребенка учиться
Для мотивации ребенка учиться можно использовать различные методы, включая поощрения за хорошие оценки, установление целей и наград за их достижение, создание интересных задач и игровых элементов в учебном процессе, похвала и поддержка со стороны родителей и учителей, а также демонстрация примеров успешных людей, которые добились успеха благодаря образованию.
2. Почему важно мотивировать ребенка учиться
Мотивация ребенка учиться играет важную роль в его успехе и развитии. Чем сильнее мотивация, тем больше вероятность того, что ребенок будет стремиться к новым знаниям и навыкам, преодолевать трудности и добиваться успеха в учебе.
3. Какие ошибки следует избегать при мотивации ребенка учиться
При мотивации ребенка учиться следует избегать сравнения с другими детьми, давления и наказаний за плохие оценки, недостаточной вовлеченности и поддержки со стороны родителей, а также недооценки его усилий и достижений. Важно уважать индивидуальные особенности и интересы ребенка, создавать положительную атмосферу и поощрять его усилия.
4. Как можно сделать учебный процесс более интересным для ребенка
Чтобы сделать учебный процесс более интересным для ребенка, можно использовать разнообразные методики обучения, интерактивные уроки, игры, занимательные задания, привлечение внешних специалистов и экскурсии, использование мультимедийных материалов и интересных историй. Важно поддерживать и развивать увлечения и интересы ребенка, делая обучение увлекательным и доступным.
5. Что делать, если ребенок теряет мотивацию к учебе
Если ребенок теряет мотивацию к учебе, важно выяснить причины этого состояния и попытаться помочь ему восстановить интерес к обучению. Можно обсудить с ребенком его цели и мечты, поощрять его усилия и достижения, создавать поддерживающую обстановку, предлагать новые методы и подходы к обучению, а также обратиться за помощью к педагогам и психологам.
6. Как вовлечь ребенка в учебный процесс
Для вовлечения ребенка в учебный процесс можно использовать разнообразные методы, такие как игры, творческие задания, обсуждение интересующих тем, привлечение дополнительных материалов и ресурсов, участие в конкурсах и проектах, а также поощрение самостоятельности и исследовательского подхода к обучению.
7. Как вдохновить ребенка на достижение успеха в учебе
Для вдохновления ребенка на достижение успеха в учебе важно поддерживать его усилия, поощрять его трудолюбие и настойчивость, признавать его достижения и успехи, создавать атмосферу доверия и поддержки, а также помогать ему устанавливать цели и разрабатывать стратегии их достижения.
8. Каким образом можно помочь ребенку развить самомотивацию
Для развития самомотивации у ребенка можно помочь ему узнать свои сильные стороны и увлечения, поощрять самостоятельность и ответственность за свои действия, поддерживать его усилия и помогать в постановке целей, учить находить удовлетворение от преодоления трудностей и достижения успехов, а также создавать условия для саморазвития и самовыражения.
Какие методы мотивации можно использовать, чтобы заинтересовать ребёнка в учёбе
Директор школы «Летово»
Каждый человек многое знает и умеет, многого хочет — и ребенок, конечно, тоже. Какими из его достижений имеют право гордиться взрослые, в первую очередь учителя? Каков их реальный вклад и насколько этот вклад соответствует лучшим образовательным практикам, планам школы и потребностям ребенка?
Знания в огромной степени задаются культурой, семьей, школой, учителем. А навыки и компетенции? Всей страной умеем формировать предметные навыки, а вот компетенциям всей страной учимся, и пока не слишком успешно. Причина этих неуспехов напрямую связана с детской мотивацией, с тем, насколько традиции образования расходятся с фундаментальными законами формирования этой мотивации.
Процесс учебы ребенка разделяется на два потока. Первый — плотные взаимодействия с учителем: в этой конструкции ребенок — всегда ведомый. За цели и задачи учебы отвечает учитель, и он поощряет и понукает ребенка эмоциями, оценками, обратной связью. Здесь привычный мотив ребенка — учитель. Это мотив внешний, даже если учитель заботливый, внимательный и талантливый.
Второй поток — почти самостоятельная деятельность ученика, где соединяются интересы ребенка, учебные задачи и сценарные заготовки, находки учителя. Как сделать так, чтобы он делал что-то, возможно, чуть медленнее, но сам; чтобы это стало привычкой; чтобы учитель мог промолчать, даже отвернуться, а работа детского ума, оживленное обсуждение, творчество при этом не замирали? Именно в этом потоке мотивация и ответственность за результат приживаются, прорастают в ребенке.
Опыт работы над задачей, над поиском и переосмыслением способов ее решения формируется во втором потоке, при крепнущей детской мотивации. Только так школьник движется к большей сложности и большей самостоятельности, наращивает одаренность, а не растрачивает способности.
Как создать позитивную образовательную среду дома, которая будет стимулировать ребёнка к обучению
Условия, организованные для обучения людей, определяются целью образовательного процесса. Польский педагог Януш Корчак определил три типа образовательной среды и описал их в книге « Как любить ребенка » 1919 года:
- Догматическая среда . Доминирующая и ведущая на протяжении многих веков, в ней принципиально важно соблюдение традиций, порядка, дисциплины , в основе лежит подчинение ученика учителю, принципы благочестия и христианского смирения. Ученикам отведена роль пассивного слушателя, они расценивались как сосуды для размещения информации, их самостоятельная работа не приветствовалась, как и проявление активности и инициативы. Несмотря на то, что сам Януш Корчак определил догматическую среду как «веление как абсолютный закон, необходимость как жизненный императив», в настоящее время она показывает низкую эффективность.
- Среда безмятежного потребления . Это противоположность догматической среде, в которой предполагается создание комфортных условий для воспитания и образования ученика. Для педагога в такой модели важно дать ученику те знания, которые пригодятся человеку в будущем. По мнению Жан-Жака Руссо , франко-швейцарскиого философа, образование должно быть основано на природных потребностях человека – с этим утверждением модель безмятежного потребления тесно перекликается. Бездумное зазубривание непонятных фраз и правил в данном случае отрицается. Автор предлагает давать детям практические навыки , которые во взрослой жизни помогут адаптироваться в социуме, зарабатывать.
- Среда внешнего лоска и карьеры. Подразумевает выбор образовательных программ и методов воспитания, цель которых – построение блестящей карьеры и общественного заказа . Пример системы – принципы воспитания детей аристократических семей Англии в 19-20 веках, когда педагоги преследовали цель вырастить английского джентльмена по расписанной схеме «престижная школа – Оксфорд или Кембридж – высокий пост». Принцип предполагает формирование изысканных манер, воспитания инициативности, лидерских качеств. По подобной системе предлагал воспитывать детей как будущих советских людей и носителей коммунистических ценностей Антон Макаренко .
Как помочь ребёнку установить цели и стремиться к их достижению в учебе
Полезность приобретенного детьми навыка заключается в расширении их возможностей в ходе учебного процесса. Ребенок, который четко определяет цель своего стремления, на завершающих стадиях обучения достигает значительных успехов. Своевременная целеустановка позволяет школьникам повысить уровень успеваемости, достичь высоких спортивных результатов, окончить школу с медалью. Также у детей есть возможность стремиться к успешной сдаче контрольных работ и экзаменов. Ставить цели правильно может каждый ученик, руководствуясь такими критериями:
- измеримость — целевое задание должно иметь определенную заранее планку или числовой эквивалент, что позволит ребенку конкретизировать желаемую результативность, понять, достигнута ли она;
- реалистичность — детские психологи выделяют тот факт, что ребятам нужно стремиться к поставленным целям после адекватной и предварительной оценки собственных возможностей, с учетом выделяемого на их достижение периода времени;
- конкретность — школьникам стоит ставить детализированную и точную цель (например, сдать годовой экзамен по математике на 4), поскольку чрезмерно общее описание итогового стремления затрудняет его достижение;
- подконтрольность — следует определять подвластную для определенного ребенка цель, что позволит ему самостоятельно влиять на достижение установки;
- срок выполнения — определенность цели по времени способствует ее непременному осуществлению в четко указанный период.
Определение цели с учетом вышеперечисленных факторов предоставляет школьникам возможность усилить вероятность ее достижения. Любое намерение следует формировать при соответствии с такими структурными особенностями. Четко определенное стремление стимулирует ребенка к достижению поставленной цели. Желаемая результативность учебного процесса должна отражать только собственные планы и мечты детей. В таком случае они незамедлительно приступают к осуществлению задуманного, стараются в обязательном порядке получить от своих действий положительный результат.
Как помочь ребёнку установить цели и стремиться к их достижению в учебе
Образование – это процесс, который помогает детям приобретать новые навыки и знания, а также развивать свои способности и таланты. Для успешного обучения ребенок должен иметь четкую цель, к которой стремится. В этом случае, он будет более мотивирован и фокусироваться на достижении своих целей.
Польза приобретенного детьми навыка
Польза приобретенного детьми навыка заключается в расширении их возможностей в ходе учебного процесса. Ребенок, который четко определяет цель своего стремления, на завершающих стадиях обучения достигает значительных успехов. Своевременная целеустановка позволяет школьникам повысить уровень успеваемости, достичь высоких спортивных результатов, окончить школу с медалью. Также у детей есть возможность стремиться к успешной сдаче контрольных работ и экзаменов.
Критерии для установки цели
Ставить цели правильно может каждый ученик, руководствуясь такими критериями:
- Определение цели с учетом вышеперечисленных факторов
- Формирование намерения в соответствии с структурными особенностями
- Четкое определение стремления
- Желаемая результативность учебного процесса
Определение цели с учетом вышеперечисленных факторов предоставляет школьникам возможность усилить вероятность ее достижения. Любое намерение следует формировать при соответствии с такими структурными особенностями. Четко определенное стремление стимулирует ребенка к достижению поставленной цели. Желаемая результативность учебного процесса должна отражать только собственные планы и мечты детей. В таком случае они незамедлительно приступают к осуществлению задуманного, стараются в обязательном порядке получить от своих действий положительный результат.
Какой роли играют поощрения и похвалы в мотивации ребёнка к обучению
Невозможно представить ситуацию, в которой ребенок несколько лет подряд, да пусть год, получает хорошие оценки, хвалится ими перед родителями, но не имеет никакой обратной связи. Отсутствие реакции от родителей, как правило, фрустрирует детей. Это вызывает тревогу у ребенка, потому что родитель — камертон, относительно которого дети оценивают правильность или неверность действий, поступков, достижений. Недостаточное внимание к деятельности, которой посвящено много времени и сил, пугает детей. Учиться вообще-то трудно, а порой даже скучно. Равнодушие, безразличие, как и завышенные требования, не стимулируют правильное поведение, гораздо чаще они снижают мотивацию. В то время как поддержка родителей, их заинтересованное внимание и одобрение являются своего рода вознаграждением ребенку, который испытывает счастье в такие моменты.
В последнее время психологи рекомендуют оставлять место для безоценочного взаимодействия. Ведь чем чаще мы прибегаем к оценке, тем больше укрепляем уверенность ребенка в том, что все его поступки и действия должны быть как-то проанализированы, ранжированы и маркированы. Это формирует у ребенка установку на то, что всегда и все будут его оценивать, а значит, ради высокой оценки надо очень стараться. А если он не тянет, например, школьную программу? А если нет сил, энергии и ресурса заниматься чем-то? Именно поэтому в вопросах похвалы и поощрения необходимо быть креативными. Важно чутко выбирать момент, за который стоит похвалить, и ситуацию, в которой не обойтись без поощрения.
Недавно ко мне пришли на консультацию мама с ребенком. Едва войдя в кабинет, мальчик бросился к игрушкам. Мама тут же попросила его не разбрасывать вещи, не хулиганить и вообще ничего не ломать. «Хорошо, но только если ты купишь мне мороженое», — в ультимативной форме заявил сын. «Вероятно, в этой семье принято за послушание поощрять сладким», — подумала я. Так и оказалось. Мама настолько часто в качестве поощрения тех или иных действий предлагала ребенку лакомства, шла на уступки, что для ребенка подобные отношения вылились в привычную манипулятивную стратегию.
Перебарщиваешь с поощрением — рискуешь сделать это своей обязанностью. Это простой закон. А отсюда и совет первый: избегайте крайностей, не перебарщивайте.
Как избежать негативных последствий, связанных с недостатком мотивации у ребёнка к учебе
Для успешного обучения мотивация является одним из самых важных условий. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:
- познавательные, то есть стремление больше знать, стать эрудированным;
- коммуникативные — расширение круга общения через повышение интеллектуального уровня и новых знакомств;
- эмоциональные;
- саморазвитие — раскрытие своих способностей и талантов;
- позиция школьника;
- достижения;
- внешние — поощрения, наказания.
Кроме этого, мотивы делятся на внешние (социальные) и внутренние (познавательные). Пример внешней мотивации: «Надо сдать экзамен, потому чтобы родители не ругали». Внутренняя мотивация: «Мне очень нравятся уроки литературы, поэтому я читаю в любую свободную минуту, с каждой прочитанной книгой узнаю что-то новое».
Есть еще два вида мотивации — устойчивая и неустойчивая. Пример устойчивой мотивации: «Со дня поступления в школу рисования я ни разу не пожалела, что выбрала именно эту секцию». Неустойчивая: «Сходила на концерт, тоже захотела играть на каком-то инструменте, начала заниматься, через какое-то время бросила».
Чаще всего мотивация у детей бывает неустойчивая в силу того, что они очень эмоциональные. Новыми эмоциями и впечатлениями очень легко перебить старые
Ребенку, который не заинтересован в обучении, очень сложно применить полученные знания на практике, а отсутствие мотивации к учебному процессу приводит к хронической неуспеваемости. Почему так происходит? Часто виноваты сами родители.
Безусловно, только вы сами можете выбирать, как правильно воспитывать вашего ребёнка, но именно от этого выбора зависит его и ваша жизнь. Не все родители осознают, какие ошибки они совершают в процессе мотивации своих чад. Рассмотрим не все, но самые актуальные из них , которые встречаются среди родителей чаще всего.
1. Занижение самооценки вашего ребенка, программирование на неуспех. Такое происходит, когда вы говорите ребенку, что из него не выйдет ничего хорошего, что он станет дворником, если не будет хорошо учиться. Подобные слова приводят к занижению самооценки, при любых неудачах ребёнок отпускает руки, завершает начатое при малейших проблемах.
2. Обман и запугивание . Если вы будете использовать такие методы, связь и доверие между вами и вашим ребёнком будет разрушены.
3. Завышенные требования, не учитывание возможностей ребенка . Родитель может думать, что ребёнок ленится или «нарочно не учится», в то время как могут быть конкретные причины (особенности умственного развития, заболевания, усталость).
4. Подарки в обмен на хорошую успеваемость . В таком методе есть много минусов. У ребенка быстро развивается привыкание получать то, чего он хочет, посредством хороших оценок. В будущем он может начать требовать вознаграждение и выполнять ваши просьбы только после получения желаемого. Такие дети нацелены только на получение презентов, а не на хорошую учебу.
5. Мотивация успехом . Зачастую родители уверяют ребенка в том, что все его действия должны быть направлены на успех и высокий статус в обществе. В будущем из таких детей вырастают люди, которые делают всё ради успеха и денег, а не потому что это приносит им положительные эмоции или направлено на помощь близким.
6. Чрезмерная нагрузка разными занятиями и секциями . Современные родители любят максимально плотно планировать график детей, чтобы те ежедневно проводили свое время с пользой. Детская психика может не выдержать такой нагрузки, так вы получите полное отсутствие интереса к занятиям.
Как использовать техники самомотивации для поддержания интереса ребёнка к обучению
"Рисуем цифрами и буквами"
Тренировка произвольности действий и самоконтроля. Взрослый подбирает картинки с цифровым или буквенным изображением предметов: человечки, кораблик, букет цветов, посуда. Ребенок должен внимательно рассмотреть картинки и воспроизвести их. Подобная игра помогает решить сразу несколько задач для первоклашек: закрепить написание букв и цифр, умение их увидеть в разных ситуациях, проконтролировать правильность выполнения.
"Графический диктант"
Упражнение в рисовании по клеточкам хорошо подходит для развития самоконтроля, произвольности действий, может быть полезно в работе по формированию мотивации учения. Правила знакомы детям, так как часто упражнение часто проводится при подготовке к школе и развития моторики. Диктант проводится на клетчатой бумаге. Взрослый называет количество клеточек и направление движений, ошибиться нельзя, так как рисунок может не получиться. Есть много пособий для подобной тренировки школьника, но можно составлять свои рисунки и узоры. Более увлекательной игра получится, если предварительно взрослый загадает загадку, а отгадкой станет рисунок. Например, "Зверь я горбатый, но нравлюсь ребятам (верблюд)". "Узнать его нам просто, узнать его легко: высокого он роста и видит далеко (жираф)". "Глазищи, усищи, когтищи, хвостище, а моется всех чище (кот)".
"Раскрась и зачеркни фигурки"
Подобные кропотливые упражнения на мотивациюпомогает школьнику научиться контролировать себя при выполнении монотонного задания. Ребенку предлагается закрасит цветными карандашами геометрические фигурки в виде елочек, домиков, мячиков. Для развития игры и поддержания интереса после раскрашивания можно предложить зачеркнуть все елочки или только елочку и домик.
: заботливые родители, понимая важность формирования у детей желания учиться, смогут всегда увлечь свое чадо новыми знаниями, развить стремление к их получению. Главное, чтобы родители сами стали примером для ребенка в проявлении удовольствия от своей деятельности, умении в достижении целей, стремлении к успеху.
Как помочь ребёнку понять важность образования и его влияние на его будущее
Современные дети далеко не всегда готовы смириться с тем, что за хорошими оценками кроется светлое будущее. История развития компьютерной техники очень бурная и стремительная. Многие считают, что учится то и незачем, ведь работать на компьютере сегодня может каждый.
Родителям в этом случае очень важно занять принципиальную позицию. Кроме того, существуют довольно прогрессивные методы и теории обучения , возможно стоит обратить внимание на них. Современные дети не ощущают дефицита чего-либо. У них не формируется с раннего детства ассоциация, что для достижения успеха необходимо прилагать усилия. Такая тенденция несколько пугает и заставляет активно действовать.
Школьники настоящего не приучены к длительному труду и не стремятся к работе над ошибками. Они просто «плывут по течению». Как изменить ситуацию? Много полезной информации содержит портал "Школа жизни" potencial-school.ru.
В настоящее время нет чётких ориентиров. Не существует табу и ограничений. Дети видят, что предприниматели могут получать гораздо больше профессоров, которые посвятили науке всю жизнь. Важно пояснять представителям нового поколения, что знания – это инструмент, который помогает добиться цели в краткосрочной перспективе. Кроме того, по-прежнему существует фактор престижа. Отношение к человеку с высшим образованием всегда более лояльное.
Как помочь детям найти мотивацию? Необходимо научить их мечтать. Пусть попробует увидеть вою будущую жизнь и грядущие достижения. Расскажите ему, как могут помочь знания в той или иной ситуации. Он должен понять, что хорошая оценка - это показатель того, что ученик разбирается в вопросе, а не просто цифра.
Малыш должен понять, что учится необходимо не для папы или мамы, а исключительно для себя. Тогда он сможет доказать всем, что «чего-то стоит». Нужно постоянно вместе ставить цели и пытаться достигать таковые тем или иным способом, но каждый раз давая собственному чаду понимания, что без специальных знаний не обойтись.
Не нужно принуждать ребёнка к учёбе агрессивными методами. Такой подход, как правило, не работает и не приносит результата. Понятно, что некоторые правила и ограничения должны присутствовать, но речь не идёт о кардинальных мерах. Эффект от «давления на психику» может быть обратным и непредсказуемым. Будьте предельно толерантны и щепетильны.
Какие могут быть причины отсутствия мотивации у ребёнка к обучению и как с ними бороться
Определимся, какие понятия входят в мотивационную сферу личности. Прежде всего, это потребности — то, в чем нуждается человек. Затем мотивы — движущая сила — они проявляются в поведении и приводят к цели. В психологии мотив — это главный двигатель, главная причина, побуждающая нас к действию.
По Теории деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна, мотив — это «опредмеченная потребность», потребность — желание устранить дискомфорт (не всегда осознаваемое), а цель — результат сознательного выбора, целеполагания. Простой пример: жажда — это потребность, питье воды — это мотив, а стакан с водой — это цель.
Если пить воду не для того чтобы утолить жажду, а чтобы позавтракать и пойти работать, то мотив здесь не вода, а то, ради чего человек завтракает или ради чего он работает.
Всем знакома пирамида потребностей Маслоу. Познание находится в верхней части, а значит, без закрытия базовых физиологических потребностей у ребенка не открывается тяга к знаниям.
«Невозможно и совершенно не нужно заставлять каждого ребенка обожать учебу».
Если раннее обучение, которое сейчас так модно, не было слишком интенсивным для дошкольника, то он не потеряет тягу к учебе в школе.
Мотивация к любым занятиям естественным образом возникает и живет, если это занятие связано с потребностями человека; если бонусы (эмоциональные, материальные и т.п.) от занятия очевидно перевешивают потери и затраты; если эти самые бонусы есть не только в очень отдаленной, но и в ближней перспективе; и, наконец, если это занятие не противоречит удовлетворению других важных для человека потребностей.
Попробуйте «пропустить» через эти фильтры учебу и посмотрите, чего не хватает, чтобы ребенок искренне хотел учиться?
«Игра — ведущая деятельность маленького ребенка. И даже обучение проходит легче, если облечь его в игровую оболочку».
По данным Института возрастной физиологии РАО, более 90% детей, поступающих в первый класс, не имея негативного опыта предшкольного обучения, очень хотят в школу. В первые месяцы каждый из них старается, остро переживает неудачи, готов часами заниматься, но уже к декабрю более 60% первоклассников не хотят учиться. Так в чем же причина? Виноваты ли в таком спаде детской активности учителя и родители? Увы, но чаще всего вклад в эту негативную статистику вносят взрослые с обеих сторон.
Что делать, чтобы избежать этого? Во-первых, на этапе предшкольной подготовки очень важно формировать позитивную мотивацию достижения, познания. Во-вторых, ребенок не должен приходить в школу с убеждением, что у него ничего не получается.
Совет родителям маленьких детей: почитайте публикации Марьяны Михайловны Безруких — директора института возрастной физиологии, психолога, нейрофизиолога.
Как создать индивидуальный подход к мотивации каждого ребёнка, учитывая его характер и интересы
Но родители не всегда догадываются о целях ребенка, часто не знают его идеалов и убеждений. Вот, что говорит об умении слушать детей кандидат философских и доктор психологических наук — Александр Лобок:
Приходят ко мне родители и жалуются, что ребенку не интересно ничего, кроме компьютерных игр. Я спрашиваю: «А в какие именно игры он играет? А как изменились его игровые пристрастия за последний год? А что именно увлекает его в этих играх? А кем он себя воображает в этих играх, кем чувствует, играя в ту или иную игру?»
И выясняется, что родители не имеют об этом ни малейшего представления. Они даже не задумываются о том, что, играя в те или иные игры, ребенок отыгрывает какие-то свои напряжения и страхи. Что, играя, он обязательно фантазирует и воображает. Что через игру он пытается решить какие-то свои психологические проблемы.
…
Ребенок «целыми днями лежит на диване и ничего не делает» – вполне типичная родительская жалоба. Я спрашиваю: «Вы уверены, что он ничего не делает?» – «Совсем ничего! Просто лежит!» «Хорошо, – говорю я, – а когда вы просто лежите – вы что делаете? В вас в это время что-то происходит, или совсем ничего?..»
В этом-то и состоит суть: когда ребенок «просто лежит на диване», в нем много чего происходит. Он думает, он мечтает, он фантазирует, он переживает. Но никому нет до этого дела. Потому что для взрослых все эти его переживания и мечтания – это «глупости», не стоящие внимания. А для ребенка-то это и есть самое важное…
Так вот, я настаиваю, если нам будет интересно, что происходит во внутреннем мире ребенка – это будет главный мостик к тому, чтобы ему становился интересен наш мир. Если мы постоянно обесцениваем его внутренний мир: «Он о ерунде всякой думает!» – он будет всё дальше и дальше уходить от нас. А ведь на самом деле наша фантазия, наша мечта – это единственное, чем мы по-настоящему обладаем. Наши фантазии – это единственное, что нам с самого начала принадлежит. И самое ужасное, что делают родители, это когда они относятся к детским фантазиям с пренебрежением.
Как вовлечь ребёнка в учебный процесс, делая его увлекательным и интересным для него
Организация: МБОУ ЦО 7 г. Тула
Населенный пункт: Тульская область, г. Тула
«Приохотить ребенка к учению гораздо более
достойная задача, чем приневолить».
К.Д. Ушинский
На этапе реализации ФОП ДО слова К.Д. Ушинского отражают процесс обучения детей наиболее точно. Главная задачи педагогов обучать детей в игровой форме, во многом дети даже не должны понимать, что сейчас ведется образовательная деятельность, но при этом в данный момент могут решаться определенные учебные задачи, поставленные воспитателем.
Одним из наиболее эффективных способов вовлечения детей в учебный процесс является правильная мотивация. Мотивация – это некая совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности.
Основным видом мотивации на занятиях в детском саду является, сюрпризный момент в начале занятия, игровое начало, позволяет детям с интересом присоединиться к воспитателю, откладывая свои занятия, которыми до этого он был занят. Именно сюрпризный момент позволяет детям начать думать («кто же мог принести нам письмо?», «Как мы можем помочь главному герою сказки?» и т.д.), а благодаря наводящим вопросам воспитателя дети начинают соревноваться, кто быстрее ответит, кто первым даст правильный ответ и т.д. Соревновательный момент тоже является одним из наиболее эффективных методов мотивации детей. Дошкольники всегда любят участвовать в соревнованиях, эстафетах, но однако соревнования необходимо использовать не только во время физической активности, а так же к ним можно прибегнуть и решая образовательные задания. Во ограниченный промежуток времени дети становятся более активными, что и позволяет им быстрее включиться в образовательный процесс.
Концентрацию внимания на занятии позволит сохранить эмоциональный окрас занятия со стороны педагога. Выразительная речь, наводящие вопросы, эмоциональность речи, все это позволят детям активно включиться в процесс. Ведь именно по эмоциям воспитателя или героя, который пришел на занятие к детям, дошкольники начинают считывать настрой на деятельность, они начинают сопереживать героям, которые попали в трудную ситуацию, им хочется поскорее, преодолевая все трудности на пути, помочь тому кто так нуждается в их помощи.
Нельзя не отметить, что в современном мире очень велико влияние технологий на детей, все дети активно пользуются телефонами, Интренетом, поэтому не стоит недооценивать данный вид мотивации детей к деятельности. Занятие можно начать с того, что на экране перед ребятами появится герой их любимой сказки, который попросит их о помощи, или же детям можно предложить выполнить некоторые интерактивные задания, что бы помочь герою решить его проблему. В данном случае необходимо не забывать о времени, которое положено детям находиться перед сенсорными досками или иными видами экранов. После занятия необходимо обязательно провести гимнастику для глаз и напомнить детям о правилах, которые помогут сохранить из зрение в порядке.
Обобщая вышесказанное можно построить следующую модель эффективного вовлечения детей в образовательный процесс: в начале занятия необходимо с помощью сюрпризного момента дать детям четкую цель предстоящей им деятельности; вместе с детьми обсуждаем инструкции совместной работы, с помощью наводящих вопросов решаем каким именно будет наш путь работы на занятии; обязательно на каждом этапе выполнения задания даем детям обратную связь и индивидуально помогаем тем детям, у которых возникли трудности; конечно же занятия должны быть организованы в интересном для детей формате, можно даже прибегнуть к использованию компьютерных технологий; самым главным является создание на занятии дружественной обстановки, даже если кто-то из детей выразил нежелание помогать герою, который обратился к детям, не стоит его насильно заставлять включиться в работу, необходимо с помощью беседы или методов, которые будут эффективны в работе с данным ребенком, помочь дошкольнику найти то, что заинтересует его в данном занятии, то благодаря чему он также как и другие ребят включится в процесс и будет не осознавая приобретать необходимые знания, умения и навыки через игру, сказку и т.д.