Как вдохновить ребенка на успех: практические стратегии мотивации
- Как вдохновить ребенка на успех: практические стратегии мотивации
- Связанные вопросы и ответы
- Какие основные причины отсутствия мотивации у ребенка к учебе
- Какие методы мотивации наиболее эффективны для разных возрастных групп
- Может ли похвала и признание родителей повысить мотивацию ребенка
- Какие роли играют цели и задачи в мотивации ребенка к учебе
- Влияют ли награды и поощрения на мотивацию ребенка, и как их правильно применять
- Как помочь ребенку развить внутреннюю мотивацию к обучению
- Какие ошибки родителей могут демотивировать ребенка к учебе
Как вдохновить ребенка на успех: практические стратегии мотивации
Здесь сложнее, потому что до 16–18 лет в нашем мозге структуры, которые связывают текущую деятельность с будущими результатами, как правило, ещё только находятся в процессе формирования.
Подросток понимает, что неплохо бы получить профессию, немного привести себя в форму, съездить на стажировку — но принять этого он не может: не хватает личного опыта и уверенности в этой связи твоих усилий с той точкой, в которую ты хочешь переместиться.
Можно было бы поверить родителям, как взрослым, которые априори на твоей стороне, — но это противоречит ключевой задаче возраста (сепарация и переоценка возможностей родителей). Тогда что можно сделать:
- Привлекайте значимых других . Иногда, чтобы подросток услышал, надо чтобы сказал не родитель, а кто-то ещё: тренер, знакомый, единомышленник, который не возлагает на тебя надежду всей жизни и не стоит над тобой каждый день в позе надзирателя. Этот расслабленный, спокойный взрослый может подойти и сказать: «Слушай, ну если ты мечтаешь стать вторым Биллом Гейтсом, ты хотя бы технологиям поучись, вот тебе ссылка на курс Python и обзор лучших релизов по робототехнике!» И это сработает на жажду результата гораздо лучше, чем тысячи наших предложений.
Разговаривайте о том, что интересно ребёнку и к чему он стремится . Только пусть это будет настоящий диалог, а не отчёт о проделанной работе (Уроки сделал? Ты решил, куда будешь поступать? — элементы не диалога, а допроса).
Изучите примеры для подражания . Познакомьтесь с идеалами вашего ребёнка, постарайтесь отнестись к ним непредвзято, подумайте, как опыт этих идеалов может помочь не бросить важное и интересное дело на полдороге.
Визуализируйте! Если у ребёнка есть понимание, зачем он сейчас ходит на спортивные тренировки или изучает китайский, помогите ему написать себе «шпаргалку»: нарисуйте дорожную карту, сделайте вдохновляющий коллаж на листе ватмана, запишите в блокнот монолог ребёнка о том, каким он видит себя через 10 лет — и обращайтесь к полученному артефакту всякий раз, когда интерес к процессу ослабевает.
Главное здесь — не свести все к морализаторству: «Вот видишь, ты хотел этого, а теперь сдаёшься…». Лучше задать вопрос: смотри, у тебя была такая цель. Она ещё актуальна? Тебя всё ещё вдохновляет мысль о таком-то достижении? Тогда работаем дальше в заданном направлении. Если нет — давай подумаем, куда теперь направлен твой вектор.
Заложите себе побольше позитивных мотиваторов . Суть в том, чтобы ребёнок видел свои успехи на пути к цели. Пусть в каждом ящике его стола лежат заработанные медали или удачные примеры его работ, пусть, открыв учебник, он находил письменное признание репетитора в том, что у него все отлично получается… Придумать и заложить такие мотиваторы — задача творческая и непростая, но очень помогает в сложные моменты.
Связанные вопросы и ответы:
Вопрос 1: Какие существуют внутренние мотиваторы для ребенка, и как их развивать
Внутренние мотиваторы для ребенка включают интерес к знаниям, удовлетворение от достижений и стремление к самосовершенствованию. Эти мотиваторы можно развивать, создавая среду, где обучение связано с удовольствием и исследованием. Родители могут поощрять ребенка задавать вопросы и искать ответы самостоятельно, а также хвалить его за усилия и прогресс, а не только за результат. Важно также объяснять значимость учебы для будущего ребенка, чтобы он понимал, зачем ему это нужно. Участие в проектах и деятельности, которая вызывает у ребенка искренний интерес, также способствует развитию внутренней мотивации.
Вопрос 2: Как правильно использовать похвалу для мотивации ребенка
Похвала должна быть конкретной и основанной на реальных достижениях ребенка, чтобы он понимал, что именно он сделал хорошо. Например, вместо общего утверждения "Ты хороший ученик", лучше сказать: "Хорошо, что ты старался и правильно решил задачу". Важно хвалить не только успехи, но и усилия, чтобы ребенок понимал, что процесс важен не менее, чем результат. Также нужно избегать чрезмерной похвалы, чтобы не создавать у ребенка нереалистичное представление о себе. Похвала должна быть естественной и соответствовать возрасту ребенка.
Вопрос 3: Как помочь ребенку ставить цели и достигать их
Помочь ребенку ставить цели можно, объяснив ему, что цели помогают направлять усилия и достигать желаемого. Начните с того, чтобы вместе с ребенком определить, чего он хочет достичь, и убедитесь, что цели реалистичны и конкретны. Например, вместо "Я хочу быть умным", лучше "Я хочу выучить таблицу умножения к концу недели". Разбейте большую цель на меньшие, более достижимые шаги, и поощряйте ребенка отмечать свой прогресс. Также важно объяснить ребенку, что достижение целей требует времени и усилий, и что неудачи на пути к цели — это нормально.
Вопрос 4: Как использовать игры для мотивации ребенка к учебе
Игры могут быть отличным способом мотивировать ребенка к учебе, так как они делают процесс более интересным и интерактивным. Например, можно превратить обучение математике в игру с использованием карточек или приложений, где ребенок получает награды за правильные ответы. Игры также помогают развивать навыки решения проблем и критического мышления. Важно выбирать игры, которые соответствуют возрасту ребенка и его интересам, и которые сочетают обучение с развлечением. Родители могут участвовать в играх вместе с ребенком, что не только повысит мотивацию, но и укрепит вашу связь.
Вопрос 5: Как поддерживать мотивацию ребенка, когда он сталкивается с трудностями
Когда ребенок сталкивается с трудностями, важно проявить поддержку и помочь ему понять, что неудачи — это часть процесса обучения. Поощряйте ребенка анализировать, что пошло не так, и вместе с ним находить способы улучшения. Например, если ребенок не сдал тест, обсудите, что он мог бы сделать по-другому в следующий раз. Важно также напомнить ребенку о его предыдущих успехах и подчеркнуть, что он способен преодолевать трудности. Создайте безопасную среду, где ребенок чувствует себя комфортно, делясь своими чувствами и проблемами. Поощряйте его продолжать пытаться и напоминайте, что усилия ведут к успеху.
Вопрос 6: Как пример взрослых влияет на мотивацию ребенка к учебе
Пример взрослых играет важную роль в мотивации ребенка к учебе, так как дети часто подражают поведению своих родителей и педагогов. Если взрослые проявляют интерес к знаниям и учатся сами, ребенок с большей вероятностью будет относиться к учебе серьезно. Например, если родитель регулярно читает книги или учит новое дело, ребенок видит, что обучение — это естественная часть жизни. Важно также то, как взрослые относятся к трудностям: если они показывают, что не боятся ошибок и готовы их исправлять, ребенок тоже научится такому отношению. Поощряйте ребенка видеть в вас пример того, как важно и интересно учиться на протяжении всей жизни.
Какие основные причины отсутствия мотивации у ребенка к учебе
Проблема школьной мотивации актуальна во все времена. Всё больше родителей стали обращаться к психологам с проблемами школьной дезадаптации.
Жалобы практически одинаковые: - у ребёнка пропал интерес к учебе, - он не хочет выполнять домашние задания, - много времени проводит за компьютером, - не слушает родителей, - не подчиняется требованиям учителей.
Типичная проблема для современного мира, никто из родителей не может назвать причину, почему так происходит, в чем проблема.
Проблема школьной неуспеваемости и низкой школьной мотивации – одна из центральных в педагогике и педагогической психологии. Выявлено, что школьная неуспеваемость - это следствие причин как непсихологического характера (такие как семейно-бытовые условия, педагогическая запущенность, уровень образования родителей), так и психологического (недостатки в познавательной и мотивационной сферах, индивидуально -психологические особенности учащихся).
Давайте рассмотрим причины, приводящие к тому, что ребёнок не хочет учиться
- Несформированность позиции ученика.
- Заниженная самооценка .
- Внутреннее стрессовое состояние.
- Трудности в усвоении материала.
- Трудности в семье .
- Особенности развития «Я-концепции».
- Низкий уровень самоконтроля.
- Адаптационный стресс .
Учитывая, что познавательные мотивы в основном формируются в раннем школьном возрасте, рассчитывать на то, что они будут сформированы позже, довольно сложно.
Поэтому с учащимися начальных классов с низким уровнем познавательной активности и учебной мотивации рекомендуется вести работу по нахождению личностных смыслов обучения.
Как правило, для повышения и поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к школе, учителям и родителям нужно учитывать и воздействовать на составляющие, от которых в большой степени зависит учебная мотивация.
У ребенка должен быть интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности. Главная составляющая успешной учёбы – это уверенность в себе и собственных силах. Ребенка нужно направить на достижение успеха, поселить в нем настрой на возможность положительного результата своей деятельности. Ваш ребёнок будет учиться лучше, если у него будет ярко выражена потребность в самовыражении. Прекрасным моментом является и то, что у ребёнка будет принятие и одобрение значимыми людьми и потребность в социальном признании, отсутствие состояния тревожности и страха .
Очень часто негативное отношение к школе и обучению в целом формируется по причине неадекватных родительских ожиданий, поэтому взрослым рекомендуется проанализировать свои педагогические установки.
Бывает и такое, что негативное отношение к школе связано с нарушениями в межличностных отношениях с одноклассниками. Поэтому необходимо развивать у детей навыки общения и разрешения конфликтных ситуаций.
Родители много могут сделать для того, чтобы учёба для ребёнка стала интересной и непринуждённой.
Родители могут поощрять интерес ребёнка к познанию окружающего мира: очень часто в младшем возрасте дети проявляют интерес к чтению, дайте возможность ребёнку проявлять себя.
И самое главное, если вдруг вы заметили, что у ребенка нет желания учиться, предпринимайте меры.
Обратитесь к психологу, он выяснит причину школьной дезадаптации, поможет вам и вашему ребёнку определить приоритеты дальнейшей учёбы.
Чем дольше вы тянете время, тем сложнее будет помочь вашему ребенку восстановить интерес к учёбе и повысить школьную мотивацию .
.
Какие методы мотивации наиболее эффективны для разных возрастных групп
Когда речь идет о том, чтобы предприятие двигалось вперед,
вся суть – в мотивации людей.
Ли Яккока, топ-менеджер
Когда руководитель или HR-специалист думают о мотивации персонала, в первую очередь, они стремятся повысить эффективность и удержать молодых сотрудников в своей компании.
Мотивация возрастного персонала, вроде, мало беспокоит: старшее поколение будет работать достаточно эффективно всегда или почти всегда. Опытные специалисты нацелены на стабильность, стремятся быть востребованными, и ценят наличие работы как таковой.
И все же, руководителям и сотрудникам службы персонала необходимо иметь в виду, что мотивированный персонал, молодой или возрастной, работает с более высокой производительностью, нежели не мотивированный.
Мотивированные сотрудники реализуют рабочие задачи без задержек и на высоком уровне качества, не отказываются от новых задач, предлагают новые идеи и не нарушают трудовую дисциплину.
Можно добавить, что мотивированные опытные эксперты не отказываются от наставничества, и передают свои знания и навыки молодым без конкурентных барьеров.
Как удержать ключевых сотрудников без повышения окладов и сделать компанию привлекательной для высококвалифицированных кадров?
Освойте конкретные инструменты нематериальной мотивации для персонала любого возраста 2 октября на онлайн-семинаре .
В данной статье мы рассмотрим мотиваторы двух возрастных групп сотрудников: сотрудников в возрасте 36-45 лет, и сотрудников старше 46 лет.
В свою очередь, по моим наблюдениям, сотрудники 36-45 лет делятся на две подгруппы – на тех, кто стремится к стабильности и тех, кто ориентирован на дальнейшее развитие.
Мотиваторы для стабильных и развивающихся опытных специалистов будут различаться, но есть общие мотиваторы для первой и второй подгрупп.
Может ли похвала и признание родителей повысить мотивацию ребенка
Директор школы «Летово»
Каждый человек многое знает и умеет, многого хочет — и ребенок, конечно, тоже. Какими из его достижений имеют право гордиться взрослые, в первую очередь учителя? Каков их реальный вклад и насколько этот вклад соответствует лучшим образовательным практикам, планам школы и потребностям ребенка?
Знания в огромной степени задаются культурой, семьей, школой, учителем. А навыки и компетенции? Всей страной умеем формировать предметные навыки, а вот компетенциям всей страной учимся, и пока не слишком успешно. Причина этих неуспехов напрямую связана с детской мотивацией, с тем, насколько традиции образования расходятся с фундаментальными законами формирования этой мотивации.
Процесс учебы ребенка разделяется на два потока. Первый — плотные взаимодействия с учителем: в этой конструкции ребенок — всегда ведомый. За цели и задачи учебы отвечает учитель, и он поощряет и понукает ребенка эмоциями, оценками, обратной связью. Здесь привычный мотив ребенка — учитель. Это мотив внешний, даже если учитель заботливый, внимательный и талантливый.
Второй поток — почти самостоятельная деятельность ученика, где соединяются интересы ребенка, учебные задачи и сценарные заготовки, находки учителя. Как сделать так, чтобы он делал что-то, возможно, чуть медленнее, но сам; чтобы это стало привычкой; чтобы учитель мог промолчать, даже отвернуться, а работа детского ума, оживленное обсуждение, творчество при этом не замирали? Именно в этом потоке мотивация и ответственность за результат приживаются, прорастают в ребенке.
Опыт работы над задачей, над поиском и переосмыслением способов ее решения формируется во втором потоке, при крепнущей детской мотивации. Только так школьник движется к большей сложности и большей самостоятельности, наращивает одаренность, а не растрачивает способности.
Какие роли играют цели и задачи в мотивации ребенка к учебе
Что такое поощрение? Это попытка изменить поведение человека неестественными способами. Другими словами, предлагая некий стимул, вы хотите добиться своей цели — чтобы ребенок хорошо учился, чтобы был послушным и так далее.
А что такое наказание? По сути это ведь то же самое. Та же попытка изменить поведение ребенка. А между тем наказание считается чем-то плохим, а вот поощрение, наоборот, хорошим. Тогда как между тем и другим есть множество похожего, это две стороны одной медали.
Награды приравниваются к наказаниям не только потому, что тоже дают возможность контролировать поведение.
Этому есть и еще одно, даже более очевидное объяснение: те, кто в итоге не получает поощрений, переживают эту ситуацию точно так же, как если бы были наказаны. Многие руководители и учителя намеренно лишают своих подопечных вознаграждения или задерживают его получение, если указания не исполнены в точности.
Получается, что «пряник» только что был перед носом и вдруг исчез.
Вот отец или мать говорят сыну: «Если будешь вести себя хорошо, в воскресенье пойдем в цирк». В субботу мальчик вызвал недовольство родителей и тут же услышал знакомое: «Станешь продолжать в том же духе, никакого цирка завтра не будет». Остались ли еще у кого-то сомнения в том, что угроза лишить ребенка обещанного поощрения по сути идентична угрозе применить наказание?
У проблемы есть два решения:
- предлагать поощрение или награду независимо от того, выполнены ли условия их получения;
- не формулировать никаких критериев и не предлагать никаких поощрений заранее. То есть обладающий властью человек может просто предложить тому, кто от него зависит, нечто приятное постфактум: «За то, что ты мне вчера помог, вот тебе мороженое». Многие исследования показывают, что поощрения и награды, которых не ждут, оказывают гораздо менее деструктивное воздействие, чем те, о которых сообщают заранее и которые человек стремится заслужить.
Влияют ли награды и поощрения на мотивацию ребенка, и как их правильно применять
Известный советский психолог Лидия Ильинична Божович ввела понятие внутренней позиции школьника. Это психологическое новообразование, которое возникает к концу дошкольного возраста и характеризует готовность ребенка к обучению в школе. Период развития внутренней позиции школьника приходится на начальную школу и первый год обучения. Речь идет именно о личностной готовности ребенка к тому, чтобы менять свою позицию дошкольника на позицию младшего школьника. Она подразумевает новую социальную ситуацию развития, новые отношения с окружающей средой, учителем и другими.
Внутренняя позиция школьника дает возможность в какой-то мере отказаться от детской непосредственности дошкольника, занять новую для ребенка роль ученика, которая связана с выполнением определенных правил и кругом обязанностей, с соответствующим поведением в учебной ситуации. Такая позиция позволяет ребенку понимать, например, что есть школьные правила, что учителя перебивать нельзя, необходимо поднимать руку, если хочешь о чем-то спросить или дать ответ на вопрос, не нарушать дисциплину и прочее. И, получая замечание, младший школьник понимает, что это связано не с тем, что он плохой как личность, а с тем, что он нарушил определенные правила и порядки, которые устанавливает школьная жизнь. Внутренняя позиция школьника включает и мотивацию, и произвольность поведения — важные компоненты, о которых родителям необходимо позаботиться заранее, поскольку это во многом может определить успешность будущего обучения. А для этого необходимо понять важность развития не только школьных навыков, но и произвольности поведения, желания ребенка учиться. И этому всему дошкольник обучается в том числе в рамках сюжетно-ролевой игры, которую я уже упоминала.
Как помочь ребенку развить внутреннюю мотивацию к обучению
Чтобы замотивировать ребёнка и вернуть ему интерес к учёбе, стоит разобраться, какие виды мотивации бывают. Согласно «Энциклопедии детской мотивации» их несколько.
Внутренняя и внешняя
Внешняя мотивация влияет на ребёнка извне: назидания родителей, контроль со стороны учителей, обещание награды, оценки или наказания.
Внутренняя мотивация зависит от самого ребёнка и базируется на интересе, любопытстве, гордости и чувстве собственного достоинства. В другом случае — на чувстве стыда и ожидании наказания.
Позитивная и негативная
Положительная мотивация основана на получении награды: моральной (гордость и удовлетворение) или вещественной (хорошая оценка, ласка, вкусность или подарок).
Негативная основана на внутреннем неудовлетворении, стыде, страхе, боли, долге, избытке негативной обратной связи.
Постоянная и временная
Постоянная мотивация — это та, для поддержания которой не требуется дополнительных подкреплений: похвалы или награды. Временная, напротив, требует постоянного подкрепления и подогревания интереса. Она будет пропадать без регулярного поощрения.
Как правило, дети больше ориентируются на внешние мотивирующие факторы, а их интерес к учёбе требует регулярного подкрепления — как самолёт требует дозаправки топлива. При этом внутренняя мотивация намного сильнее и устойчивее внешней, а позитивная на длинной дистанции более перспективна, чем негативная. Для формирования постоянной положительной внутренней мотивации необходимо привить ребёнку чувство успеха, показать, что он может легко справиться с учёбой.
Какие ошибки родителей могут демотивировать ребенка к учебе
Родители обычно все время заняты, постоянно работают. Иногда им сложно найти время, чтобы сходить на собрание или отвести ребенка в школу — не то что активно участвовать в жизни класса. Как в таком случае вовлекать их в учебу? Хизер Вольперт-Гаврон, учительница английского языка средней школы Лос-Анджелеса, предлагает «8 способов вовлечь родителей в учебный процесс», которые педагог может использовать как в классе, так и на удаленке.
- Похвала. Звоните родителям не только для того, чтобы рассказать о выключенной камере на онлайн-уроке или несделанном домашнем задании. Сообщайте им и об успехах ребенка, какими бы незначительными они ни были. Подчеркивайте сильные стороны ученика, хвалите его. Родители должны видеть в вас союзника, а не противника.
- Атмосфера. Школа должна сотрудничать с родителями, а не нервировать их. Стоит творчески подходить не только к преподаванию, но и к взаимодействию с семьями. Разговаривайте с родителями не только на собраниях, но и общайтесь с ними в мессенджерах. Старайтесь поддерживать неформальное общение и позитивную атмосферу.
- Индивидуальный подход. Выбирайте удобные для большинства родителей время и способы коммуникации. У некоторых из них может не быть компьютера, а другие могут не уметь пользоваться почтой. Помните о том, что все семьи разные и находятся в разных условиях.
- «Кусочек пирога». Упрощайте все. Родителям тяжело участвовать в учебном процессе. Например, объявления должны висеть не только у входа в школу, но и на сайте, и в чате закрепленным сообщением. Коммуникация по нескольким каналам требует больших усилий и от учителя, и от администрации, но так родители будут активнее вовлекаться в жизнь школы.
- Постоянство. Не сдавайтесь. Продолжайте отправлять рассылки, размещать видеоуроки, звонить и хвалить. У педагогов тоже мало времени и большая нагрузка, но наша настойчивость поможет увеличить родительскую активность.
- Причины. Объясняйте свои решения. Например, вы следуете принципу восстановительного правосудия и при разрешении конфликтов в первую очередь заботитесь о состоянии детей, а не ругаете их. Помните, вас могут неправильно понять и решить, что в школе просто нет дисциплины. Рассказывайте и о целях изменения чего бы то ни было. Проектное обучение или новая программа? Объясните родителям, почему и зачем это появилось.
- Личность. Покажите, что вы тоже человек. Если ученики будут знать вас не только как педагога, они станут вашими союзниками и помогут преодолеть существующий между школой и домом разрыв.
- Поддержка. Школу нужно рассматривать не только как место для получения оценок. В ней же есть кружки и дополнительные уроки, организовывается продленка. Школа должна оказывать родителям поддержку, она один из важнейших общественных институтов. Вышеописанные советы бывает нелегко реализовать на практике. Но педагог не должен делать это в одиночку, нужно научиться сотрудничать с активными родителями, учениками и администрацией школы.