Как восстановить мотивацию у подростка, который не хочет учиться
- Как восстановить мотивацию у подростка, который не хочет учиться
- Связанные вопросы и ответы
- Почему подростки могут отказываться учиться
- Какие факторы могут повлиять на потерю мотивации учения у подростка
- Как различные проблемы в личной жизни могут отразиться на интересе подростка к обучению
- Какие методы мотивации можно использовать, чтобы помочь подростку вернуть интерес к учебе
- Как взаимодействие с учителями может повлиять на желание подростка учиться
- Как важно поддерживать позитивное окружение для подростка, который не хочет учиться
- Какие примеры успешных практик мотивации подростков в учебе можно привести
Как восстановить мотивацию у подростка, который не хочет учиться
Как родителям нужно относиться к этому? Спокойно, хладнокровно. Ведь на самом деле не происходит ничего снепоправимого. Ребенок не заболел чем-то ужасным, не «влип» в криминальную историю, не стал жертвой преступников. Изменение отношения к учебе — явление нередкое и вполне объяснимое. Нужно понимать причины и воспринимать это как задачу, которую вполне можно решить. При этом нужно быть готовым к тому, что что быстро такие задачи не решаются. Ребенку надо дать время, чтобы он с вашей помощью справился с изменениями в своих приоритетах, освоился в новых обстоятельствах.
Далее, нужно четко определиться: а в чем ваша конечная цель? Вы хотите, чтобы у вашего ребенка возобновился интерес к учебе или чтобы его оценки по всем предметам стали отличными (не редкость, что нам именно это и нужно от нашего ученика)?
На мой взгляд, главная родительская задача еще в начальных классах школы — сформировать у ребенка отношение к учебе как к осмысленному, полезному труду, к работе, которую необходимо делать хорошо, даже если это не всегда интересно. Ценность честного добросовестного труда не должна подвергаться сомнению. Порой, такие, казалось бы, верные родительские утверждения: «мне не важно, какие отметки ты получаешь!» — расхолаживают ребенка, дают ему право считать, будто качество его работы не имеет значения. Если это однажды произошло — исправить будет сложно.
Прекрасно, если учебный труд сопровождается интересом и к изучаемому предмету — но так бывает не всегда, а вот сам себе ребенок всегда интересен. Отлично. Используем этот инструмент. Ведь обучение — это еще и самопознание. И можно обсудить с ребенком вопрос: тебе интересно, какой ты? Каковы твои склонности и границы? Твои дарования и способность к саморазвитию? Интересно? Вперед! Школьное дело дает тебе возможность увидеть, почувствовать и осмыслить собственные возможности и предпочтения.
Спокойно, хладнокровно. Ведь на самом деле не происходит ничего снепоправимого.
Ребенок не заболел чем-то ужасным, не «влип» в криминальную историю, не стал жертвой преступников. Изменение отношения к учебе — явление нередкое и вполне объяснимое.
Нужно понимать причины и воспринимать это как задачу, которую вполне можно решить. При этом нужно быть готовым к тому, что что быстро такие задачи не решаются.
Ребенку надо дать время, чтобы он с вашей помощью справился с изменениями в своих приоритетах, освоился в новых обстоятельствах.
Определите свою конечную цель
Вы хотите, чтобы у вашего ребенка возобновился интерес к учебе или чтобы его оценки по всем предметам стали отличными (не редкость, что нам именно это и нужно от нашего ученика)?
Сформировать отношение к учебе как к осмысленному, полезному труду
Ценность честного добросовестного труда не должна подвергаться сомнению. Порой, такие, казалось бы, верные родительские утверждения: «мне не важно, какие отметки ты получаешь!» — расхолаживают ребенка, дают ему право считать, будто качество его работы не имеет значения.
Если это однажды произошло — исправить будет сложно.
Используем интерес к себе
Прекрасно, если учебный труд сопровождается интересом и к изучаемому предмету — но так бывает не всегда, а вот сам себе ребенок всегда интересен. Отлично. Используем этот инструмент.
Ведь обучение — это еще и самопознание. И можно обсудить с ребенком вопрос: тебе интересно, какой ты? Каковы твои склонности и границы? Твои дарования и способность к саморазвитию? Интересно? Вперед!
Школьное дело дает тебе возможность увидеть, почувствовать и осмыслить собственные возможности и предпочтения.
Связанные вопросы и ответы:
1. Почему подросток может не хотеть учиться
Ответ: Подросток может не хотеть учиться по разным причинам, таким как отсутствие мотивации, низкая самооценка, сложности в учебе, конфликты с учителями или одноклассниками, стресс или депрессия.
2. Какие последствия могут быть у подростка, который не хочет учиться
Ответ: Подросток, который не хочет учиться, может столкнуться с проблемами в учебе, недостаточными знаниями и навыками для будущей карьеры, низкой самооценкой, а также социальной изоляцией.
3. Что можно сделать, чтобы мотивировать подростка к учебе
Ответ: Для мотивации подростка к учебе можно установить цели и поощрения за достижение успехов, помочь ему найти интересы и хобби, обеспечить поддержку и понимание со стороны родителей и учителей.
4. Какая роль в учебном процессе учителя, если подросток не хочет учиться
Ответ: Учитель может сыграть важную роль, помогая подростку преодолеть трудности в учебе, находить способы мотивации, создавать интерес к предметам, проводить индивидуальную работу и поддерживать диалог с учеником.
5. Какие ошибки чаще всего допускают родители, когда подросток не хочет учиться
Ответ: Одной из распространенных ошибок родителей является критика и наказание вместо поддержки и поощрения, отсутствие внимания к проблемам подростка, недостаточная коммуникация и взаимодействие.
6. Влияет ли окружение на желание подростка учиться
Ответ: Да, окружение имеет большое влияние на желание подростка учиться. Положительная атмосфера дома и в школе, поддержка друзей и родителей, мотивация социального признания могут стимулировать учебную активность подростка.
7. Какие методы помощи подростку, который не хочет учиться, могут быть эффективны
Ответ: Эффективными методами помощи подростку, который не хочет учиться, могут быть индивидуальные занятия с педагогом или психологом, развитие навыков саморегуляции и самоорганизации, регулярный мониторинг учебного процесса.
8. Как важно понимание мотивации подростка для учебы
Ответ: Понимание мотивации подростка для учебы играет важную роль в создании благоприятного учебного процесса. Знание интересов и потребностей ученика поможет найти подход к нему, мотивировать к обучению и развитию.
Почему подростки могут отказываться учиться
- Поддерживать, хвалить за приложенные усилия, даже если результат все еще оставляет желать лучшего.
- Не поощрять деньгами. На короткое время денежное вознаграждение заставит поработать, но, чем дальше, тем сильнее будут увеличиваться аппетиты подростка , он захочет получать все больше и больше.
- Приучать ребенка к труду с раннего возраста. Привычка – вторая натура.
- Вдохновлять собственным примером. Бесполезно требовать от чада садиться за уроки, когда сами на его глазах развлекаетесь, просматривая ленту новостей в соцсетях, расслабляясь перед телевизором. Нужно развиваться, читать книги, если хотите, чтобы дети занимались тем же.
- Уделять внимание интересам и способностям подростка . Если у ребенка выраженная склонность к изобразительному искусству, не стоит насиловать его натуру и определять в физико-математический лицей. По-настоящему хорошим специалистом человек может стать только в любимом деле.
- Проявлять эмпатию . «Я понимаю, что тебе не всегда хочется заниматься, но без этого ты не добьешься успеха в жизни».
- Рассмотреть возможные перспективы, предположить, кем можно работать без образования: официантом, сварщиком, уборщиком. Не стоит говорить, что такие специальности недостойны внимания, ведь все профессии нужны. Просто поинтересоваться, хочет ли подросток так зарабатывать на жизнь в будущем. Если нет, то чего он хочет?
- Помочь определиться с профессией мечты , рассказать о своем опыте выбора специальности.
- Ни в коем случае не стоит давить на подростка , силой заставлять учиться. Родителям стоит отнестись с пониманием и терпением к своему чаду, осознавать сложность подросткового возраста, выстраивать мягкие, доверительные отношения.
Какие факторы могут повлиять на потерю мотивации учения у подростка
Современное детство существенно отличается от образа жизни школьников 20-30 лет назад. Поколение современных родителей еще помнит самостоятельные игры во дворах, умение разогревать обед и не слишком сильную вовлеченность взрослых в их дела. Сегодняшний мир меняется гораздо быстрее, и в погоне за успешностью детей, родители с самого раннего детства нагружают их различными занятиями и приобретая модные технические новинки.
Родители сегодня часто стараются оградить детей от негативных проявлений жизни. Именно поэтому им важно, чтобы ребёнок всегда был чем-то занят и находился под присмотром взрослых. Эту задачу решают школа, кружки и секции. Если ребёнок не посещает хотя бы один кружок, это встречает непонимание со стороны родительского окружения.
Занятия в кружках и секциях выполняют важную функцию — помогают раскрыть таланты ребёнка. Но не менее важным было бы реальное, а не виртуальное общение со сверстниками или возможность самим придумывать игры. Часто родители предъявляют к своему ребёнку взаимоисключающие требования — быть послушным и удобным, и одновременно с этим проявлять инициативу, быть отличником и при этом иметь большой жизненный опыт.
На консультации у психологов многие юноши и девушки признаются, что ни разу не было с друзьями в кино — только со взрослыми. Другим доставляет неудобство то, что их водят за ручку в школу не в первом, а в девятом классе. Таким образом, гиперопека серьезно вредит возможности подростка прислушиваться к самому себе и иметь собственные желания.
Наиболее распространенные советы родителям, склонных к гиперопеке над сыновьями и дочерьми — предоставить им немного свободного времени, в течение которого подросток сможет переварить впечатления и побыть наедине с самим собой.
Как различные проблемы в личной жизни могут отразиться на интересе подростка к обучению
Фото: Pexels / Ron Lach
Если родители замечают, что подросток потерял интерес к школе и учебе, первое, что стоит сделать, — спросить, в чем дело, советует психолог.
Вот основные причины, по которым ребенок может вдруг начать плохо учиться.
1. Ему скучно
Подростку надоедает школьное однообразие: уроки, перемены, дома снова уроки. Каждый день одно и то же. У него в кармане смартфон, в котором YouTube и игры, дома ждут PlayStation и ноутбук, хорошая погода — и можно было бы потусить с друзьями на улице… А в классе вот уже который год все те же лица, все те же скучные учебники, доска, мел, педагог, монотонно объясняющий свой предмет.
— Любому человеку действительно может быть скучно выполнять рутинную работу. Но и в этом есть одна из задач обучения: научиться удерживать свое внимание на скучных вещах. Этим он развивает, например, самоконтроль, умение ставить цели, достигать их, оценивать промежуточные этапы, — объясняет Анастасия.
2. Устал от всего
— Когда человек входит в подростковый возраст, у него сразу появляется очень много «задач», связанных с собственно взрослением: формируются рефлексии — умение посмотреть на себя со стороны, развиваются коммуникативные навыки, он учится выстраивать связи со сверстниками — помогать им и принимать помощь, развивать эмпатию. На это все уходит огромная часть его энергии.
Еще часть уходит на физиологию: гормональный всплеск и развивающуюся сексуальность. Родители не могут понять, что он и не виноват в том, что вроде сидит на математике — а мысли и мечты у него о девочке, в которую влюблен. Конечно, учеба подождет, считает он!
3. Не справляется с нагрузкой
— Изо дня в день подросток должен постигать 15 разных школьных предметов — все просто не умещается в голове, в которой и так очень много всего.
Дети жалуются, что мало интересных уроков, нет полезных для будущей специальности знаний. Они уже очень четко понимают, что из предметов пригодится им, например, для поступления или дальнейшей жизни, а что — не более чем для общего развития. Так вот, совсем не все могут в этом возрасте оценить ценность этого общего развития — им гораздо важнее прямо сегодня заниматься другими делами.
Здесь родители могут помочь расставить приоритеты. Важно услышать ребенка и помочь ему осознать, на что сейчас действительно можно «подзабить», а что именно сейчас, именно в этом, условно, 9 классе мегаважно.
Нужно помнить, что сама по себе неуспеваемость по какому-то предмету — отдельный демотиватор. Если у подростка плохие оценки по предмету, он его не понимает. Как результат — отсутствие желания учиться.
4. Наступило физическое и/или эмоциональное истощение
— Важно не переборщить с нагрузкой, — обращает внимание родителей психолог. — 15 предметов в школе, репетиторы, танцы, спортсекции, курсы: «Все, устал, больше не могу».
Детям может быть тяжело как физически, так и эмоционально — некоторые из-за слишком большой нагрузки могут скатиться в депрессивное состояние. И это уже не вопрос мотивации: нужно дать ребенку время для отдыха и восстанавливать его эмоциональное состояние.
5. Подросток чего-то боится
— Например, прямо сейчас перед экзаменом мне так страшно не сдать, опозориться, всех разочаровать, что я решил на все «забить» — будь как будет, не буду ничего делать. В этом случае нужно работать со страхом неудачи, снижать его или ваши родительские требования.
6. Неблагоприятные отношения в семье
— Для того чтобы было желание учиться, ребенку необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны семьи. Если же атмосфера в семье тяжелая, случаются скандалы, подросток лишен личного пространства, права выбора и самостоятельного принятия решения, это может привести к тому, что он не хочет учиться.
7. Конфликт с учителем или одноклассниками
— Как подросток может вести себя с учителем вызывающе, так и учитель может быть к нему несправедлив — в любом случае такой конфликт отражается на успеваемости ребенка. При сложных отношениях с одноклассниками страдает не только учеба, но и психологическое состояние подростка в целом. Вмешиваться ли в конфликты родителю — нужно спросить ребенка. Если он хочет помощи — конечно, помочь: пообщаться с классным руководителем, поговорить с учителем-предметником, школьным психологом.
Какие методы мотивации можно использовать, чтобы помочь подростку вернуть интерес к учебе
1. Интерес к изучаемым предметам . Часто у детей пропадает интерес к изучению некоторых предметов только потому, что они кажутся детям скучными. Однако нужно дать понять ребёнку, что на всех уроках дают нужную информацию, которая развивает разные навыки, поэтому важно изучать все предметы. Существует много дисциплин, изучение которых требует большего труда. В этом случае нужно найти другую мотивацию. Многое зависит от преподавателя, умеющего простым языком объяснять сложные вещи и так упрощать процесс изучения.
2. Способ изучения предметов . В начальных классах детям намного проще обучаться с помощью активных методов, обсуждений и игровой формы. Преподавателю стоит обратить внимание, что задания типа «переписываем учебники» и «работаем самостоятельно» снижают интерес к предмету, а творческие и различные необычные, наоборот, повышают.
3. Восприятие информации . Некоторые дети лучше воспринимают информацию через зрение, другие через слух, третьи через изображения. Эффективность обучения детей во многом зависит от типа восприятия информации. Родители могут сами подбирать способы обучения ребёнка, если поймут его особенности восприятия информации.
4. Интерес учителя . Когда педагог заинтересовывает учеников личным примером, показывает положительное отношение к предмету, то дети тоже испытывают интерес к тому, что им преподают. Когда они знают, что на занятиях они услышат что-то смешное или интересное, то с радостью будут ожидать этих предметов.
Как взаимодействие с учителями может повлиять на желание подростка учиться
Анализ современного педагогического процесса показывает, что потребность учащихся подросткового возраста в благоприятном доверительном общении с взрослыми редко бывает удовлетворена. Это обстоятельство ведет к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личном развитии, в установлении межличностных контактов, мешает самоопределении и ориентации в жизненных ситуациях.
В результате нарушения межличностного взаимодействия между учителями и подростками формируется смысловой барьер, проявляющийся у ребенка в конфликтности, грубости и негативизме по отношению к взрослым. Подросток не в состоянии разрушать его самостоятельно. Для этого он не обладает настолько высоким уровнем рефлективности, чтобы проанализировать сложившуюся ситуацию. Здесь все зависит от учителя. Развитие личности подростка в системе обучения предполагает опору не только на уже сформировавшиеся стороны его личности, но и на те, которые находятся еще в стадии созревания, на «зону ближайшего развития» ребенка.
«Зона ближайшего развития определяет завтрашний день ребенка, динамическое состояние его развития» (Выгодский Л.С., 1956)
Для подростка «зона ближайшего развития» - это сотрудничество с взрослым в пространстве проблем самосознания, личностной самоорганизации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии (Дубровина И.В., 1995). Именно в этот период формируются убеждения и нравственные ценности, жизненные планы и перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей и способностей, формируются общие взгляды на жизнь и на отношения между людьми, жизнь приобретает смысл .
В соответствии с классификацией Ф. Дольто можно выбелить три группы основных причин неудач у здоровых подростков:
• Социальные причины. Школьные неудачи чаще всего сопровождают учащихся из семей с очень низким или очень высоким уровнем дохода. Первым не уделяют достаточно внимания родители, занятые проблемой материального обеспечения семьи. Плохие бытовые условия часто мешают им развивать свои интеллектуальные возможности. Вторые могут находиться в ситуации сверхтребовательности родителей их школьным успехам, что вызывает страх неудачи.
Психологические причины. Эти причины можно разделить на две группы: 1) вызванные нарушением развития в онтогенезе; 2) обусловленные актуальной ситуацией. Часто подросток неуспешен в учении из-за неуверенности в себе, чувства собственной неполноценности, которые сформировались в детстве. Причиной, относящейся к актуальной ситуации, можно назвать дискомфорт в семье подростка. Как отмечает Ф. Дольто, «очень часто школьные неуспехи - это признак глубокого душевного разлада самого подростка, связанного с тем, каковы его отношения с родителями» .
Педагогические причины. Это совокупность неадекватных воздействий со стороны школы, включая организацию учебного процесса построения программы обучения, стиль педагогического общения.
На общении подростка с педагогами следует остановиться специально, поскольку оно в ряду случаев является не только предпосылкой для ощущения подростком себя как неудачника, но и самостоятельным, достаточно значимым фактором, влияющим на развитие его личности.
Во-первых, общение может содействовать усилению «Я» подростка, если это будет способствовать его самоутверждению в глазах сверстников. Это происходит, если педагог проявляет уважение к чувствам и мыслям подростка, не допускает ситуаций оскорбления, насмешек. В противном случае общение не только будет ослаблять «Я» подростка, но и может заставить его компенсировать чувство униженности через агрессивные действия в отношении самих педагогов. .
Учение занимает большое место в жизни подростков. Но они к моменту перехода в среднюю школу значительно различаются по многим параметрам. Подростки готовы избирательно при повышенной сензитивности к тем или иным сторонам обучения. Особенно они готовы к тем видам обучения, которые делают их взрослыми в собственных глазах. Организация занятий должна быть иной, чем в младших классах. Учебный материал, усложненный и при преимущественно формах самостоятельной организации занятий. Готовность подростка учиться может быть реализована при овладении им навыками учебной работы под руководством учителя. Учебная деятельность считается сформированной, если она побуждается прямыми мотивами, а подросток может самостоятельно определить учебные задачи, выбрать рациональные приемы и способы решения задач, контролировать и оценивать свою работу. В этом случае реализуется потребность подростка в самоутверждении. При несформированности у учащихся учебной деятельности возможен «отход от школы». Потребность в самоутверждении не реализуется.
Как важно поддерживать позитивное окружение для подростка, который не хочет учиться
Подростковый возраст труден не столько для родителей, сколько для самих подростков. В это время перестаивается все – и работа организма, и восприятие себя, и мировосприятие. Ребенку не очень нравится, прежде всего, он сам, от этого он злится и переносит это чувство на родителей, учителей, школу. Его раздражает отсутствие понимания взрослых, а главным становится общение со сверстниками, в среде которых он может самоутвердиться.
На этом фоне учеба перестает быть важной и даже мешает искать свое место в обществе . В приоритете у подростка личные переживания: дружба и предательства, первая влюблённость и разочарование, связанное в ней; а учёба может и подождать.
Какие примеры успешных практик мотивации подростков в учебе можно привести
Главный мотивация — это, вуза и, соответственно, предметов для сдачи ОГЭ и ЕГЭ. Если ты понимаешь, глядя на результаты пробных тестов, что у ребенка не получается, и он рискует не поступить в ВУЗ, выясни, что ему мешает. Проблема может быть в несобранности, усталости, невнимательности, недостатке знаний, проблемах со здоровьем.
Ребенку может понадобиться помощь репетиторов, и к этому нужно отнестись с пониманием. Современные требования к выпускникам школ очень высоки! Ты будешь отдавать деньги, а ребенок — тратить время и силы на то, чтобы заниматься, делать домашние задания и учить огромное количество научного материала. Не упрекай его за необходимость найма репетиторов, ведь задача родителей — помочь, мотивировать и поддержать.