Почему иногда не хочется учиться? Разбираемся с причинами лени
- Почему иногда не хочется учиться? Разбираемся с причинами лени
- Связанные вопросы и ответы
- Почему иногда возникает нежелание учиться
- Какие основные причины отсутствия мотивации к обучению
- Как понять, что проблема в отсутствии интереса или во внутреннем сопротивлении
- Влияет ли усталость или стресс на нежелание учиться
- Какие методы помогают быстро настроиться на учебу
- Может ли отсутствие целей быть причиной нежелания учиться
- Какие техники мотивации наиболее эффективны
- Влияет ли окружение на желание учиться
- Как преодолеть прокрастинацию в обучении
Почему иногда не хочется учиться? Разбираемся с причинами лени
На уровень интеллекта влияют два фактора:
- Гены. Чем старше мы становимся, тем сильнее на уровень нашего интеллекта влияет генетическая расположенность.
- Среда. Важно создавать условия жизни, которые коррелируют с нашими задатками и позволяют развивать их.
Сахар и кофеин помогают мгновенно заставить мозг работать и мыслить креативно. Этот способ эффективен, если вам срочно нужно предложить идею во время брейншторма. Но постоянно использовать эти средства для запуска мозговой активности не стоит — сахар и кофеин вызывают привыкание, и каждый раз вам будет нужно получить больше дозы такой стимуляции.
Лень — это нормальная реакция нашей психики на задачи, которые кажутся бессмысленными. Не ругайте себя, а воспринимайте такие периоды как возможность отсечь ненужное. Есть два варианта взаимодействия с ленью:
- Разобраться, почему именно мы не хотим делать ту или иную задачу. Возможно, она действительно не имеет никакого смысла — тогда попробуйте вообще от нее избавиться.
- Принять лень и воспринимать ее как возможность отдохнуть от когнитивного контроля. Состояние блуждания ума и появление сторонних мыслей активируют сеть пассивного режима работы мозга. В такие моменты мы становимся более творческими, выдвигаем новые идеи.
За концентрацию в организме человека отвечает гормон кортизол. Пик его активности — с 8:30 до 10:30 утра, поэтому лучше всего сложные задачи решать в это время. Конечно, не стоит забывать, что все циклы в организме человека очень индивидуальны, так что постарайтесь найти свой «золотой час» и подстроить расписание так, чтобы оно соответствовало вашим особенностям.
Связанные вопросы и ответы:
Вопрос 1: Почему иногда не хочется учиться
Часто неохота учиться возникает из-за усталости, стресса или отсутствия мотивации. Когда человек перегружен информацией или задачами, его мозг просто не может справиться с дополнительной нагрузкой. Кроме того, если учебный материал кажется скучным или неинтересным, это может вызвать апатию. Еще одним фактором может быть недостаток сна или плохое питание, которые влияют на концентрацию и энергию. В таких ситуациях важно понять коренную причину и найти способ её устранить.
Вопрос 2: Как это чувство влияет на процесс обучения
Неохота учиться может существенно замедлить процесс обучения и снижает его эффективность. Когда человек не хочет заниматься, он становится менее, что приводит к невозможности полноценно усвоить материал. Это может вызвать пробелы в знаниях и ухудшить результаты. Кроме того, постоянная неохота может привести к прокрастинации, что только усугубляет ситуацию. В долгосрочной перспективе это может негативно отразиться на академической успеваемости и самочувствии.
Вопрос 3: Какие методы помогают преодолеть неохоту учиться
Одним из эффективных методов является разбивка задач на smaller parts, что делает их менее пугающими. Также помогает установить четкие и достижимые цели, что дает ощущение прогресса. Создание комфортной среды для учебы, например, уютного рабочего места, может повысить концентрацию. Применение техник тайм-менеджмента, таких как Pomodoro, позволяет работать в ритме, который не вызывает перегрузки. Наконец, поиск интереса в самом предмете или связывание его с личными целями может повысить мотивацию.
Вопрос 4: Как влияют друзья и семья на желание учиться
Друзья и семья могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на желание учиться. Поддержка близких, поощрение и помощь в решении задач могут повысить мотивацию и уверенность. Однако, если окружающие не воспринимают обучение серьезно или отвлекают от учебы, это может усилить неохоту. Важно находить баланс между общением и учебой, а также окружать себя людьми, которые поддерживают ваши цели. В некоторых случаях, наличие study group или партнера по обучению может сделать процесс более приятным и продуктивным.
Вопрос 5: Как ставить цели, чтобы учиться было проще и интереснее
Ставить цели нужно реально и прозрачно, разбивая их на smaller steps. Это позволяет видеть прогресс и чувствовать удовлетворение от каждого достигнутого этапа. Установка краткосрочных и долгосрочных целей помогает сохранять мотивацию. Также важно связывать цели с личными интересами или мечтами, чтобы учиться было более осмысленно. Использование наград за выполнение задач может дополнительным стимулом. Не забывайте регулярно пересматривать и корректировать цели, чтобы они оставались актуальными и достижимыми.
Вопрос 6: Как развивать интерес к предмету, если он кажется скучным
Развивать интерес к предмету можно, связывая его с реальной жизнью или личными интересами. Поиск примеров применения знаний на практике может сделать их более значимыми. Также полезно изучать дополнительные материалы, такие как книги, статьи или видео, которые представляют предмет в более доступной форме. Участие в проектах или проведение экспериментов может сделать обучение более интерактивным и интересным. Еще один способ – обсуждение темы с преподавателем или одноклассниками, что может открыть новые взгляды и вызвать любопытство.
Вопрос 7: Как не допустить, чтобы неохота учиться переросла в хроническое явление
Для предотвращения хронической неохоты учиться важно своевременно выявлять причины и принимать меры. Регулярное планирование и организация времени помогают избежать перегрузки. Важно поддерживать баланс между учебой и отдыхом, чтобы не возникало выгорание. Поиск источников мотивации и интереса к предмету может предотвратить апатию. Также полезно обратиться за помощью к специалистам, таким как психолог или тренер, если проблема сохраняется. Необходимо развивать навыки саморегуляции и самоорганизации, чтобы учебный процесс оставался под контролем.
Почему иногда возникает нежелание учиться
Проблема школьной мотивации актуальна во все времена. Всё больше родителей стали обращаться к психологам с проблемами школьной дезадаптации.
Жалобы практически одинаковые: - у ребёнка пропал интерес к учебе, - он не хочет выполнять домашние задания, - много времени проводит за компьютером, - не слушает родителей, - не подчиняется требованиям учителей.
Типичная проблема для современного мира, никто из родителей не может назвать причину, почему так происходит, в чем проблема.
Проблема школьной неуспеваемости и низкой школьной мотивации – одна из центральных в педагогике и педагогической психологии. Выявлено, что школьная неуспеваемость - это следствие причин как непсихологического характера (такие как семейно-бытовые условия, педагогическая запущенность, уровень образования родителей), так и психологического (недостатки в познавательной и мотивационной сферах, индивидуально -психологические особенности учащихся).
Давайте рассмотрим причины, приводящие к тому, что ребёнок не хочет учиться
- Несформированность позиции ученика.
- Заниженная самооценка .
- Внутреннее стрессовое состояние.
- Трудности в усвоении материала.
- Трудности в семье .
- Особенности развития «Я-концепции».
- Низкий уровень самоконтроля.
- Адаптационный стресс .
Учитывая, что познавательные мотивы в основном формируются в раннем школьном возрасте, рассчитывать на то, что они будут сформированы позже, довольно сложно.
Поэтому с учащимися начальных классов с низким уровнем познавательной активности и учебной мотивации рекомендуется вести работу по нахождению личностных смыслов обучения.
Как правило, для повышения и поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к школе, учителям и родителям нужно учитывать и воздействовать на составляющие, от которых в большой степени зависит учебная мотивация.
У ребенка должен быть интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности. Главная составляющая успешной учёбы – это уверенность в себе и собственных силах. Ребенка нужно направить на достижение успеха, поселить в нем настрой на возможность положительного результата своей деятельности. Ваш ребёнок будет учиться лучше, если у него будет ярко выражена потребность в самовыражении. Прекрасным моментом является и то, что у ребёнка будет принятие и одобрение значимыми людьми и потребность в социальном признании, отсутствие состояния тревожности и страха .
Очень часто негативное отношение к школе и обучению в целом формируется по причине неадекватных родительских ожиданий, поэтому взрослым рекомендуется проанализировать свои педагогические установки.
Бывает и такое, что негативное отношение к школе связано с нарушениями в межличностных отношениях с одноклассниками. Поэтому необходимо развивать у детей навыки общения и разрешения конфликтных ситуаций.
Родители много могут сделать для того, чтобы учёба для ребёнка стала интересной и непринуждённой.
Родители могут поощрять интерес ребёнка к познанию окружающего мира: очень часто в младшем возрасте дети проявляют интерес к чтению, дайте возможность ребёнку проявлять себя.
И самое главное, если вдруг вы заметили, что у ребенка нет желания учиться, предпринимайте меры.
Обратитесь к психологу, он выяснит причину школьной дезадаптации, поможет вам и вашему ребёнку определить приоритеты дальнейшей учёбы.
Чем дольше вы тянете время, тем сложнее будет помочь вашему ребенку восстановить интерес к учёбе и повысить школьную мотивацию .
.
Гарантируем качество онлайн консультаций
Если вам не понравится качество оказанной консультации мы вернем 100% потраченных средств.
Записаться на консультациюСтрах смерти или хочу жить вечно!
Взгляд на гештальт-терапию.
Какие основные причины отсутствия мотивации к обучению
Важную роль в понимании сопротивления играет концепция Self — одна из основополагающих в гештальт-терапии.
Сопротивление рассматривают как проявление «Я» (Self) — а значит, как проявление самого клиента: как осознание и выражение его состояния, чувств, которые он испытывает, напряжения, которое присутствует на физическом уровне, как выбор, который он делает в текущий момент времени.
Под Self («Я») понимается совокупность мыслей, эмоций, поведения и опыта индивида, все его переживания на физическом, эмоциональном и когнитивном уровне, то есть все, что относится к нему и его внутреннему миру и распространяется до границы, где происходит соприкосновение организма с окружающей действительностью — одушевленными и неодушевленными объектами, явлениями. Ключевая функция Self состоит в осуществлении контакта индивида со средой. А сопротивление — это в том числе проявление опыта предыдущих соприкосновений с действительностью, при которых не все прошло гладко.
Сопротивление, отказ от каких-то действий становится попыткой защитить себя от нежелательных вторжений извне, сохранить свое текущее состояние в неизменном виде — оставить все так, как есть, чтобы не разрушить привычный комфорт и не потерять равновесие.
Следовательно, сломать сопротивление для гештальт-терапевта было бы равносильно тому, чтобы запретить клиенту проявляться, лишить его возможности пользоваться функциями своего Self. Что противоречит принципам гештальт-подхода.
Поэтому вместо того чтобы бороться с сопротивлением клиента, психотерапевт поддерживает его, содействует наиболее полному его выражению — свободному проявлению Self. Это позволяет исследовать природу сопротивления, понять глубинные эмоции, убеждения или страхи, которые послужили причиной активации самозащиты, помогает клиенту лучше понять себя и в ходе терапии выработать новые способы отношения к своему опыту.
Как понять, что проблема в отсутствии интереса или во внутреннем сопротивлении
Заметить появление стресса достаточно легко – нужно лишь уловить изменения в своем состоянии, и они могут быть трех типов, исходя из стадии стресса:
- Стадия беспокойства. В ответ на воздействие стрессовых факторов психика человека реагирует волнением. Тревога служит для организма сигналом для мобилизации защитного потенциала. Эту стадию заметить очень легко.
- Стадия сопротивления. Организм приходит в состояние, позволяющее ему самостоятельно справляться со стрессом. Как правило, данная стадия не вызывает у человека беспокойства, особенно если ему удается успешно разрешить проблему.
- Стадия истощения. Стресс достигает ее, если действие стрессового фактора продолжается долго. Резервы организма истощаются, бороться со стрессом становится все сложнее, и в конечном счете стресс полностью подавляет человека. Как и первую стадию, третью стадию заметить очень легко.
Подробно представленные стадии описывал в своих трудах канадский исследователь Ганс Селье еще в середине 20 века, но даже сегодня эта информация остается актуальной. Если состояние начинает соответствовать одной из перечисленных стадий, стоит задуматься, не имеете ли вы дело со стрессом. А убедиться в этом можно, если обратить внимание на симптомы.
Отдельно о симптомах стресса мы писали в статье « Стресс и психология: как они связаны », так что не будем повторяться, а просто напомним, что под воздействием стресса в первую очередь нагрузку испытывает нервная система человека.
Общими признаками влияния стресса являются:
- упадок сил;
- апатия;
- плохой аппетит;
- нарушение сна;
- раздражительность;
- вспыльчивость;
- головные боли;
- отвлекаемость;
- ухудшение концентрации;
- ухудшение усвоения информации;
- ухудшение памяти.
Все это очень плохо сказывается на только на самочувствии студента, но и на его успеваемости, т.к. затрагиваются абсолютно все системы организма, и, как следствие, происходят изменения во всех сферах жизнедеятельности.
Влияет ли усталость или стресс на нежелание учиться
Мотивировать себя к обучению можно самостоятельно, либо с помощью родителей, учителей или дружеской поддержки. Главное, найти свой личный способ стимулирования к образованию.
Есть несколько способов, которые помогут найти собственные стимулы и сделать учебу приятным процессом.
Определи свои цели
Создай список того, чего ты хочешь добиться глобально, а после разбей этот список на более мелкие поэтапные цели, которых нужно достичь, чтобы прийти к глобальному результату. Определи, что тебе нужно сделать, чтобы добиться этих промежуточных результатов.
Создай план действий
Зафиксируй конкретные шаги, которые нужно будет сделать, чтобы достичь своих целей. Распредели эти шаги на более короткие промежутки времени, чтобы можно было отмечать успешное прохождение каждого уровня и радоваться своим маленьким победам на пути к большой цели.
Найди связь между обучением и своими целями
Постарайся понять, как именно учеба поможет тебе добиться нужного результата. Какие предметы тебе нужно изучать глубже, чтобы получить профессию мечты, или чтобы в будущем зарабатывать больше денег.
Какие методы помогают быстро настроиться на учебу
Какова бы ни была причина снижения успеваемости или нежелания учиться, не поддавайтесь эмоциям и не теряйте веру в своего подростка .
Если вы сорвались на крик — это признак вашей слабости. Претензии и оскорбления могут разрушить ваши отношения с подростком, который и без того переживает по поводу того, кто он и что может в этой жизни. Потерять веру в подростка — это лишить его надежного тыла и опоры.
- Проявите искренний интерес и внимание
Если у вас получится проявить искренний интерес и внимание в общении с подростком, он будет рад и благодарен вам. Это не дежурный обмен фразами «Как дела? — Нормально». Спросите, например, что нового у его друзей, не вышел ли новый трек его любимой группы, как дела на футболе (на хоре), когда ближайшая игра (концерт).
Удовлетворенная потребность ребенка в общении и принятие его вами (а значит, и миром взрослых) может стать основой для развития отношений на новом уровне, а не источником стресса и противостояния.
- Оцените качество отношений в семье
Присмотритесь, как складываются ваши отношения с подростком в последнее время. Попробуйте посмотреть на поведение ребенка как бы со стороны (представьте, что вы учитель или друг семьи), а на себя — «с его колокольни». Вспомните себя в возрасте вашего ребенка. Возможно, это поможет вам лучше понять своего сына или дочь и поддержать доверительные отношения.
- Попробуйте определить первопричину снижения учебной активности ребенка:
- Обсудите его увлечения и интересы. Может быть, появилось что-то новое, что увлекло его настолько сильно, что стало не до учебы.
- Поинтересуйтесь, как подросток справляется с имеющейся у него нагрузкой, как себя чувствует. Если дополнительных занятий очень много, возможно, он хотел бы освободиться от каких-то из них? А может быть у него «хвосты» по какому-то предмету и это давит на него?
- Проследите за режимом. Помогите организовать день так, чтобы не страдала учеба и времени хватало бы на дополнительные занятия и на общение с друзьями. Может быть, причина в недосыпе? Четкий распорядок дня помогает подростку контролировать свою жизнь. Спонтанность же расслабляет и приводит к неорганизованности и хаосу.
- Расставьте приоритеты. Проведите что-то вроде инвентаризации:
- Составьте список школьных дел, дополнительных занятий, увлечений.
- Оцените каждый пункт из списка по шкале «от 0 до 10» по показателям «интерес», «важность», «временные затраты».
- Проанализируйте занятость ребенка и, возможно, вы найдете ответ, куда уходят все силы и как можно исправить ситуацию.
- Научите подростка планированию. Составьте подробный план на учебную неделю, обсуждая, что ему нужно успевать делать. Или нарисуйте таблицу на большом листе А3 и вносите в нее все дела и обязанности ребенка.
- Вместе с ребенком ищите пути выхода из ситуации
Если вы поняли, почему ребенок не хочет учиться, ответьте на вопрос: получится ли самостоятельно устранить эту причину? Если да — составьте антикризисный план и действуйте.
- Обратитесь за помощью к специалистам
Если причина так и осталась непонятна или ваш подросток не идет на контакт, попробуйте проконсультироваться с педагогом или психологом.
Кстати, сейчас каждый родитель может получить бесплатную психологическую поддержку в непростой жизненной ситуации и проконсультироваться с профессионалами по вопросам воспитания, развития, образования и детско-родительских отношений.
Может ли отсутствие целей быть причиной нежелания учиться
Работать за идею может разве что владелец бизнеса, остальным нужен стимул: например, в компании Airbnb можно приносить в офис домашних питомцев, чтобы поднимать себе настроение. В статье вы найдёте новые способы мотивации сотрудников — обещаем, что обойдемся без шерсти и лая.
(#8 правил мотивации)
(#Как повысить мотивацию)
(#Стандартно — не значит плохо)
(#Необычные фишки мотивации)
(#Мотивация на автомате)
(#Как не стать демотиватором)
(#Еще больше идей)
8 правил мотивации, без которых все бесполезно
Мотивированный сотрудник дышит энтузиазмом и приносит больше денег. Нужно лишь найти правильный стимул. Существует более десятка теорий мотивации, основанных в том числе на пирамиде потребностей Маслоу, психоанализе Фрейда и гедонистическом подходе Юнга. На теоретическую основу наложился опыт практиков, благодаря чему вам не придется постигать тонкости психологии: все уже придумано — бери и делай.
Но прежде чем перейти к главному, ознакомьтесь с этими правилами: если их не соблюдать, то никакие способы повышения мотивации персонала вам не помогут.
- Чем ближе стимул к интересам сотрудника, тем сильнее его эффект. Зарубежная командировка мотивирует лучше, чем поездка в соседний город.
- Стимулирование, основанное только на ощущениях руководителя, не работает. Вряд ли абонементы на йогу повысят энтузиазм работников-любителей бокса.
- Измеряйте уровень мотивации каждого работника, например, путем анкетирования. Можно взять готовый тест на мотивацию по Герчикову, мотивационный профиль личности по Ричи и Мартину или же разработать свой опросник.
- Всегда пользуйтесь одной и той же методикой измерения, это позволит отследить динамику.
- Измерения проводите раз в квартал.
- Поощряйте работников всех категорий, а не только продавцов.
- Вводите новые способы мотивации каждые полгода: сработает эффект новизны.
- С помощью нематериальной мотивации решайте тактические задачи. Например, при наборе в штат сотрудников важно обучить их стандартам работы. Мастер-классы и тренинги помогут в этом, а для работников станут приятным бонусом.
- Создайте приятную компенсационную систему. Это оклады, премии и прочие денежные надбавки, который вы платите работникам за их труд. Если компенсации не будут их устраивать, то они от вас уйдут или станут хуже работать.
Какие техники мотивации наиболее эффективны
Социальная средана индивидуальные решения и поведение человека. Люди склонны перенимать поведение, социальные нормы и привычки своих друзей и сверстников. При этом социальные взаимодействия играют ключевую роль в распространении, поведения, связанного со здоровьем, культурных вкусов и политических взглядов, счастья и.
Исследователи НИУ ВШЭ изучили , как распространяются академические достижения в двух разных соцсетях и как они влияют на продуктивность студентов первого курса. Они исследовали два механизма распространения успеваемости:
- Через «дружескую сеть» — соцсети, в которых студенты общаются неформально: обмениваются новостями,
- Через «сеть учебной помощи» — сеть, в которой студенты делятся знаниями и помогают друг другу решать проблемы с учебой.
Ученые выяснили, что круг общения в «дружеских сетях» передают и повышают академическую успеваемость студентов, а связи в сети «учебной помощи» — нет. Они считают, что высоко мотивированные студенты предпочитают вкладывать время и усилия в себя, а не помогать менее успешным в учебе сверстникам.
Академические достижения. Академическая успеваемость студентов становится похожей на успеваемость их друзей. При этом в «сети помощи в учебе» социального влияния нет — студенты не усваивают успеваемость своих ассистентов. Учащиеся, которых часто просят о помощи, со временем повышают свою успеваемость. При этом студенты с одинаковым уровнем академических достижений обычно просят друг друга о помощи, но не стремятся дружить.
Гендер. Как правило, студенты создают дружеские и учебные связи с людьми того же пола, которых они знали до зачисления, и с людьми из одной и той же учебной группы. Но мужчины заводят больше друзей.
Популярность и связи. Студенты создают дружеские связи со своими ассистентами, ищут помощи у своих друзей, но не хотят связывать коллег из разных сетевых сообществ и исследовательских групп. При этом учащиеся обращаются за помощью к тем людям, которых часто просят другие, но не склонны дружить с популярными студентами — теми, у кого уже много друзей.
Социальный отбор. Ученые отмечают, что все группы студентов выбирают высокопроизводительных людей в помощники по учебе. При этом учащиеся склонны перенимать производительность своих друзей.
Влияет ли окружение на желание учиться
Прокрастинация в жизни студента — это привычка откладывать важные задачи и заниматься малозначительными делами, что в конечном итоге приводит к недостаточному выполнению учебных обязанностей. Студенты, страдающие этим явлением, часто находят себя в ситуации, когда время для выполнения работы уже поджимает.
Прокрастинация – это не только отвлекающие факторы типа социальных сетей и видеоигр. Корень ее проблемы часто заключается в недостатке планирования и организации времени. Студентам может быть сложно определить приоритеты и разбить большие задачи на более мелкие шаги. Результат? Отсрочка выполнения обязанностей до последнего момента и стресс перед сдачей работ.
Понятие и симптомы прокрастинации студента
То есть можно смело отметить, что прокрастинация – это вредная привычка, которую важно и нужно побороть или не допустить ее развития!
Рассматриваемый феномен может проявляться различными способами. Некоторые студенты проводят бесконечное количество времени в социальных сетях или играют в видеоигры вместо того, чтобы заниматься учебой. Другие могут постоянно переключаться между заданиями без действительного продвижения ни по одной из них, то есть не завершат ни одно дело, не доведут его до конца или результата.
Прокрастинация – это целый комплекс аспектов, затрагивающих самые разные сферы и моменты из жизни учащегося, начиная от эмоций, поведения и заканчивая успеваемостью, мотивацией и взаимоотношением с окружающими. В эмоциональном сегменте психологи отмечают уныние, желание уединиться и закрыться от всех, частые перепады настроения. В поведенческом срезе наблюдается смена круга общения или стремление к одиночеству, замыкание, резкие перепады и отклонения от привычных манер.
Влияние прокрастинации на взаимоотношения с окружающими субъективно, но имеет место. Если человек все время откладывает встречи, переносит их или попросту не выходит на контакт, наблюдается нежелание контактировать, то это может вызвать череду ссор, отсеивания друзей и коллег. Вместе с этим страдает и мотивация сотрудничать, а сам индивид и вовсе теряет тягу к обучению .
Недаром рассматриваемое явление имеет массу именных вариантов: «синдром завтра», «синдром усталости», «откладывание на потом» и пр.
Таким образом, прокрастинация – это вредная привычка откладывать дела в «долгий ящик», на потом, что приводит впоследствии в панике, перегрузке организма в последний день, колоссальной работе по всем фронтам для успешной сдачи материалов и преодоления сессии . Все это способно спровоцировать эмоциональное, психологическое и личностное выгорание.
Как преодолеть прокрастинацию в обучении
Депрессия может развиться в любом возрасте, и это не сиюминутное плохое настроение или каприз. При формировании депрессивного состояния даже взрослому практически невозможно «взять себя в руки» и заняться саморегуляцией. Подростки — одна из наиболее уязвимых возрастных групп.
Пик подростковых депрессий приходится на старшие классы, причем девочки подвержены ей сильнее мальчиков. Эта тенденция достаточно молода: раньше соотношение полов среди подростков с депрессией было достаточно сбалансированным, однако в последние годы и изменение роли женщины в обществе, и требования к ней со стороны средств массовой информации вызвали значительный рост тревожности у девушек.
Что относят к проявлениям депрессии в подростковом возрасте? Большинство симптомов можно заметить самостоятельно, в их число входят:
- замкнутость, нежелание разговаривать, причем не только с родителями при прямом контакте, но и с друзьями, знакомыми в соцсетях, по телефону, в мессенджерах;
- трудности концентрации: рассеянность, невозможность сосредоточиться даже на простых и привычных действиях приводят к забывчивости, длительному времени над домашним заданием, неспособности вовремя и правильно собрать учебники и спортивную форму на завтра, купить хлеб по дороге из школы и так далее;
- изменения аппетита. Хотя подростки и так склонны к различным колебаниям вкусовых предпочтений, но во время депрессии они принимают длительный и устойчивый характер. Чаще при депрессиях аппетит снижается, но может и значительно усиливаться;
- проблемы со сном: сложности с засыпанием, прерывистый сон, ранний подъем и невозможность заснуть после;
- общее самочувствие: жалобы на усталость, головные боли, спазмы в желудке, мышцах, суставах, общее ощущение разбитости и отсутствия жизненных сил при полном соматическом здоровье — так тоже может проявляться депрессия ;
- чувство вины, снижение самооценки можно определить как по нежеланию совершать активные действия, особенно связанные с соревнованиями или оценкой деятельности результатов, так и по высказываниям ребёнка.