Секреты, как поддерживать высокий уровень учебной мотивации

Секреты, как поддерживать высокий уровень учебной мотивации

Вопрос мотивации учеников лейтмотивом проходит через всю работу учителя. Эта проблема не зависит от опыта работы или знания своего предмета. Образовательные стандарты меняются из года в год, и мотивировать учеников становится всё сложнее.

Все чаще от школьников даже младшего возраста можно услышать: «Мам, а выходные скоро?»

Учитель русского языка и литературы, заслуженныйучитель Р Ф ИннаГоленок считает:

«Нежелание ребенка любого возраста ходить в школу — это самозащита от большой нагрузки».

Так ли это?

Многие учителя винят себя все время в том, что не могут стать первоклассными специалистами. Они занимаются саморазвитием: проходят курсы повышения квалификации, посещают семинары и конференции, слушают вебинары. Но ничего из того, что они пытаются предложить школьникам, не меняет ситуацию. Как следствие, данный факт провоцирует возникновение выгорания у педагогов.

Как можно повыситьучащихся? Вот 10 эффективных способов, проверенных учителями.5 составляющих учебной мотивации. Как повысить учебную мотивацию школьника? 10 лучших способов

1. Поощрение

Не скупитесь на похвалу, дети ее очень ждут. Держите свое слово. Относитесь к детям с уважением. Успех, замеченный учителем, окрыляет, вселяет силы. Школьники будут относиться с большим энтузиазмом к учебе, если чувствуют, что их работа признана и оценена.

2. Вовлечение учеников

Старайтесь уделить внимание в течение урока каждому ученику. Это может быть какое-то мелкое поручение: подготовить доску к началу урока, раздать материалы. Или при выполнении задания попросите детей по очереди прочитать вслух разделы, при работе в группах поставьте каждому задачу. Ученики будут чувствовать свою значимость и будут более активными на уроке.

3. Вовлечение родителей

Иногда родители, которые, кажется, просто не заинтересованы в том, чтобы помочь своим детям, на самом деле просто не знают, что делать в ситуации, когда ребенок не хочет ходить в школу, не хочет делать уроки. Поэтому дайте им несколько рекомендаций, которые они могут применить, чтобы помочь своему ребенку. В разговоре с родителями сосредоточьтесь на решениях, а не на проблемах.5 составляющих учебной мотивации. Как повысить учебную мотивацию школьника? 10 лучших способов

4. Выбор

Отличный способ мотивировать детей — это дать им самим выбирать (раз в месяц/четверть) задания по теме, которые они хотели бы выполнить. Пусть они сами определят шкалу оценки и срок выполнения заданий. При данном условии школьники чувствуют некоторую самостоятельность, свою значимость в процессе обучения. Предлагайте им задания, где они смогут увидеть результаты своих усилий. То чувство «да, я сделал это!».

5. Вера в ученика

Ученики, которые кажутся ленивыми, на самом деле не понимают предмет и боятся просить о помощи. Как следствие, они попадают в разрядшкольников. В этом случае дополнительная работа с ними, вера в их силы могут иметь огромное значение. Они будут чувствовать себя важными, если к ним относятся небезразлично.5 составляющих учебной мотивации. Как повысить учебную мотивацию школьника? 10 лучших способов

Связанные вопросы и ответы:

1. Что включает в себя понятие "5 составляющих учебной мотивации"

Ответ: Понятие "5 составляющих учебной мотивации" включает в себя такие аспекты, как цель, интерес, уверенность, ценность и усилие.

2. Почему цель является одной из ключевых составляющих учебной мотивации

Ответ: Цель играет важную роль в учебной мотивации, поскольку является направляющим фактором, который помогает студенту определить, что он хочет достичь и почему ему стоит усердно учиться.

3. Какие факторы способствуют появлению интереса к учебе

Ответ: Появление интереса к учебе может способствовать разнообразные факторы, такие как привлекательный метод обучения, связь предмета с личными интересами студента, понимание актуальности знаний для будущей профессиональной деятельности.

4. В чем заключается важность уверенности в своих силах для успешной учебной мотивации

Ответ: Уверенность в своих силах играет важную роль для успешной учебной мотивации, поскольку помогает студенту преодолевать трудности, не боясь испытаний и уверенно двигаясь к достижению поставленной цели.

5. Почему ценность знаний и навыков для студента важна в контексте учебной мотивации

Ответ: Ценность знаний и навыков для студента важна, поскольку помогает ему понять, каким образом усвоенные материалы могут быть полезны в его жизни и карьере, что способствует более осознанному и эффективному обучению.

6. Какую роль играет усилие в формировании учебной мотивации

Ответ: Усилие играет решающую роль в формировании учебной мотивации, поскольку позволяет студенту по-настоящему вложиться в процесс обучения, преодолевать трудности и развивать свои умения и навыки для достижения успеха в учебе.

Какие факторы влияют на уровень учебной мотивации

Самодисциплина играет важную роль в жизни каждого студента. Она помогает достигать поставленных целей, улучшать учебные результаты и эффективность работы . Однако, не всегда легко развить и поддерживать это качество.

Первый шаг к развитию самодисциплины — это установление ясных и конкретных целей. Студент должен определить и понять, что он хочет достичь и чего от себя ожидает. Это может быть получение высоких оценок, выполнение заданий вовремя или освоение новых навыков. Чем более четкие цели, тем проще будет работать над их достижением.

Второй шаг — создание плана действий. Студент должен распределить свое время и ресурсы таким образом, чтобы максимально эффективно работать над достижением поставленных целей. Разработка расписания занятий, использование техник планирования времени (например, метода «Помидора» ) помогут студенту организоваться и избежать прокрастинации.

Порядок развития и закрепления самодисциплины студентом

Третий шаг — поддержка мотивации . Самодисциплина требует постоянной мотивации и самообучения. Согласитесь, что стремиться к выполнению задач постоянно, без каких-либо поощрений, стимулов трудно. Студенту полезно постоянно напоминать себе о своих целях и о том, какой результат он хочет достичь, ценность соответствующих итогов. Можно использовать визуализацию, создавая коллажи или доски с картинками, символизирующими желаемый успех. Также полезно награждать себя за достигнутые маленькие промежуточные цели.

Четвертый шаг — развитие самоконтроля. Самодисциплина требует умения контролировать свои поступки и отказываться от мгновенного удовольствия ради будущей награды. Важно научиться отличать важное от несущественного, установить приоритеты и быть готовым к жертвам для достижения целей.

Пятый шаг — поддержка окружающей среды. Важную роль в развитии самодисциплины играют люди, которые нас окружают. Поддержка со стороны друзей, родных или наставников может значительно повысить мотивацию студента и помочь ему преодолеть трудности.

Шестой шаг в развитии самодисциплины – стабильность использования. Важно закрепить соответствующее качество, действие за собой. Для этого необходимо регулярно планировать дела, ставить цели и добиваться их в ходе выполнения: не одни раз (в самый трудный момент и пр.), а на ежедневной основе.

Развитие самодисциплины требует времени и усилий, но оно является важным фактором успеха студента. Постепенное развитие этого качества позволит студенту достигать все больших высот и справляться с трудностями на пути к своим целям.

Почему важно иметь высокую учебную мотивацию

Причины снижения учебной мотивации обучающихся.

Одна из основных проблем современной школы – нежелание детей учиться, отсутствие мотивации к обучению. У одних детей она исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем.

Древняя мудрость гласит: Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя . Без пробуждения интереса, без учебной мотивации - освоение знаний не произойдет.

Мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение деятельности. Она бывает двух типов: внутренняя и внешняя.

Внутренняя мотивация — это когда желание действовать в конкретной ситуации идет изнутри, потребностью к достижению конкретной цели. Например, хочу хорошо учиться или хочу быть успешным человеком и для этого получаю знания.

Имея внутреннее желание получать образование, школьник сам подталкивает себя к достижению положительных результатов.

При внешней мотивации побуждение к деятельности происходит извне.

Приведем пример.Родители говорят ребенку, что за отличное завершение четверти ему будет подарен новый смартфон. Это мотивирует его на обучение, он будет стараться по той причине, что его ждет определенный подарок. Образование в таком случае не становится внутренней потребностью и после достижения цели будет нуждаться в новой мотивации извне.

Исследования учебной мотивации младших школьников показали, что в 1-2 классах у учащихся преобладают внешние мотивы, а к 3-4 классу преобладающими становятся внутренние мотивы.

Процент детей с низким уровнем учебной мотивации среди обучающихся начальных классов составляет более 20, то есть каждый пятый учащийся не хочет учиться. Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении.

Давайте рассмотрим причины, приводящие к тому, что ребёнок не хочет учиться.

Причины подразделяются на внешние и внутренние.

Квнешнимпричинам относятся такие социальные причины, как:

    Понижение ценности образования в обществе,

    Семейный уклад.

    Уровень воспитанности, отношение к образованию своих детей.

    Несовершенная организация учебного процесса, которая подразумевает неинтересные уроки.

    Отсутствие индивидуального подхода к учащимся.

    Пробелы в знаниях.

    Конфликт «учитель-ученик»

Квнутреннимпричинам относятся:

    Низкое развитие интеллекта . Отсюда появляются трудности в усвоении учебного материала.

    Несформированность позиции ученика связано с непринятием тех правил и требований, которые предъявляет к ребенку образовательная среда и его статус ученика.

    Заниженная самооценка.

Обучение — не всегда легкий процесс. Неудачи школьника сказываются на самооценке не самым лучшим образом. При плохих результатах пропадает вера в успех, становится сложно и непонятно. Падает мотивация к учебной деятельности. При длительном достижении хороших результатов самооценка школьника на подъеме. Важно отслеживать и работать с тем, как ваш ребенок видит себя, научить его объективной оценке своих знаний, умений и навыков. В таком случае, есть возможность избежать завышенной или заниженной самооценки, которые негативно сказываются на мотивации к обучению.

    Внутреннее стрессовое состояние.

Известно, что школьники, находящиеся в состоянии психоэмоционального стресса, не могут сосредоточиться на изучаемом предмете, имеют неустойчивое внимание, низкую работоспособность, их мотивация на хорошую учебу понижена.

    Особенности развития «Я-концепции». Особенностями развития «Я концепции» младших подростков является то, что они стремятся познать себя, но они еще не умеют достаточно адекватно анализировать свои поступки.

    Низкий уровень самоконтроля.

Cамоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Среди учеников, оканчивающих начальную школу, выявлено только десять процентов детей, обладающих самоконтролем в учебной деятельности. Причиной является то, что контроль как компонент учебной деятельности осуществляется учителем, а ученик освобождается от необходимости самостоятельно контролировать и оценивать ее в силу недостаточности мотивации.

    Адаптационный стресс .

В школе маленькие дети резко оказываются в совершенно другой обстановке, где будут вынуждены работать в напряжённом режиме нескольких уроков в день с совсем небольшими перерывами, и к ним начнёт применяться новая система требований, к которой они не привыкли. Кроме этого, маленький первоклассник попадает в совершенно новый коллектив детей и взрослых, в котором ему нужно установить контакты и найти своё место. Опыт родителей, практических психологов и школьных учителей показывает, что не все дети готовы к этому. Все эти симптомы носят названия "адаптационная болезнь", "школьный шок" и "школьный стресс".

Работа с мотивацией — непростая, но подвластная задача.

Какая роль играет самодисциплина в поддержании учебной мотивации

    Текст работы размещён без изображений и формул.
    Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

    Введение

    Мотивация играет очень важную роль в нашей жизни. Именно от нее зависит, насколько активным, целеустремленным, упорным и стойким будет человек. Мотивация возникает в результате взаимодействия как сознательных, так и бессознательных факторов. На протяжении всего обучения ученика в школе учебная деятельность является ведущей. Но особенно трудно бывает сформировать мотивацию к обучению у старшеклассников в период полового созревания, формирования личности. Поэтому тема влияния мотивации на успешную учебную деятельность старшеклассников является актуальной в педагогике и психологии и представляет интерес для изучения.

    Цель исследования: изучить, как мотивация влияет на успешную учебную деятельность.

    Задачи исследования:

    Провести теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме.

    Установить наличие мотивации в учебной деятельности и выяснить особенности её проявления.

    Определить наличие и виды мотивации у старшеклассников путем диагностики и выявить её влияние на учебную деятельность.

    Выявить наиболее важные виды мотивации, влияющие на успешную учебную деятельность.

    Гипотеза: мы предполагаем, что главным источником успешной учебной деятельности является наличие мотивации у старшеклассников.

    Объект исследования: феномен мотивации.

    Предмет исследования: влияние мотивации на учебную деятельность.

    Методы исследования: анализ литературы, диагностика учебной мотивации старшеклассников, наблюдение.

    Историография проблемы. Изучение мотивации является актуальным вопросом современной педагогики, психологии и философии. Еще Аристотель подметил, что желание является исходной точкой при выполнении каких-либо действий. В XVII веке изложение вопросов мотивации встречается у Спинозы, Гоббса, Декарта. Затем этот термин начал появляться в психологическом обиходе для объяснения причин поведения человека и животных. С одной стороны началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных (В. Келер, Э. Торндайк), с другой - инстинктов у человека (3. Фрейд, У. Макдугалл). Основное влияние на исследования мотивации поведения оказали работы В.М.Бехтерева, И.П.Павлова, И.М. Сеченова. В результате фактически полностью изменилось представление о потребностях человека и соответственно о мотивации его поведения. Самая известная концепция мотивации поведения принадлежит американскому психологу Абрахаму Маслоу1> . Широко известна « пирамида Маслоу »2>, разработанная в 1950-е годы XX века. Это диаграмма, которая иерархически представляет человеческие потребности. Во второй половине XX века теории потребностей человека были дополнены рядом специальных мотивационных концепций, представленных в трудах Д. Аткинсона, Г. Хекхаузена, Д. Макклеланда, Г. Келли, Ю. Роттера. В отечественной психологии можно выделить теорию деятельности происхождения мотивационной сферы человека, созданную А.Н. Леонтьевым3>. Формированию учебной мотивации также уделяется внимание многими российскими учеными, такими как Л.И. Божович, В.И. Василовский, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин, B.C. Ильин, Р.А. Жданова. По глубокому убеждению А.К. Марковой4>, формирование мотивации учения является важнейшим аспектом современного обучения. А замечательный советский педагог - новатор В.А. Сухомлинский утверждал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться».

    Какие методы можно использовать для улучшения своей учебной мотивации

    Классическое мнение в российской школе гласит: если ребёнок молчит и слушает, значит, всё в порядке. Но ведь продуктивность урока определяется не гробовой тишиной, а освоением образовательных результатов.

    Что толку от полного молчания в классе, если к концу урока никто ничего не запомнил? Дисциплина гораздо сложнее, чем просто послушание. У спартанцев она включала в себя не только беспрекословное выполнение приказов. Даже дисциплина в армии заключается не только в молчаливом подчинении.

    В первую очередь она должна быть управляемой. Шум и гам на уроке — не всегда плохо. Более того, даже беготня по классу может быть полезной. Это зависит от ответа на вопрос «зачем?»: зачем вы хотите добиться тех или иных результатов? Почему вы именно так выстраиваете работу? Таких вопросов при подготовке к уроку я задаю себе очень много. И могу предложить ряд простых рекомендаций для учителей.

    1. Установите правило светофора

    Всем известные с детства сигналы. В любом регионе мира в любой школе любой ученик сможет объяснить этот базовый принцип ПДД. И это надо использовать на уроке! Светофор — потрясающая идея для налаживания дисциплины в классе. Красный свет означает, что говорит только учитель или выполняется индивидуальное задание. Жёлтый свет означает общение и ответы по очереди (причём учитель тоже не имеет права перебивать ученика!), зелёный свет — для парной или командой работы, он значит настоящую свободу общения. Через 5-6 уроков ученики реагируют на слова учителя в разы быстрее, если не забывать про светофор самому.

    2. Возьмите письменное согласие

    Потратьте один урок на это: договоритесь с детьми о том, как им будет комфортнее работать. Составьте перечень правил, распишитесь все и повесьте на входе в кабинет. Это будет их и ваша зона комфорта. Ученики быстро считают ваш посыл: у вас в кабинете всегда безопасно.

    Помните, что правила нельзя нарушать и вам. Договорились не кричать и не оскорблять — извольте выполнять

    Пропишите в правилах наказания за нарушение. Однажды я отменил урок, потому что плохо к нему подготовился (дети сразу меня раскусили, потому что домашнее задание сделали все). И 40 минут они развлекались в классе.

    3. Приводите жизненные примеры

    В 2018 году мало просто учить детей подчиняться приказам и безропотно выполнять задания по инструкции. Школа должна учить учиться, ставить в жизни цели, учить рефлексии. Всё это кажется многим учителям ненужным, но именно так дети смогут понять, зачем им школа. Ведь для любого предмета и любой темы можно найти понятный и простой пример из жизни школьников. «Как ты собираешься выиграть в Counter-Strike, если не умеешь находить слабые места в стратегии противника?! Давай узнаем, как это делал Наполеон». И это лишь самая очевидная банальность.

    Многие действия на уроке уже работают на какие-то навыки, просто этот процесс должен быть осмысленным. Существует список универсальных учебных действий — это самая простая схема грамотных образовательных результатов.

    При оглашении темы урока спросите у учеников, что нужно сделать для её освоения. В конце урока порефлексируйте, попросите вспомнить, что вы делали и достигли ли целей. Простые инструменты, для реализации которых не нужны временные затраты. Но, превращая их использование в систему, вы выводите школьное образование на качественно другой уровень.

    Какие ошибки могут привести к потере учебной мотивации

    Чем старше человек, тем яснее для него цель обучения в школе: получение знаний, поступление в университет, становление личности. Однако детям всего этого ещё не понять. При этом им как никому нужна мотивация учиться.

    Предлагаем узнать, как меняется и устанавливается стимул в зависимости от возраста ребёнка.

    В начальной школе дети довольно часто учатся хорошо, потому что им важно, чтобы их похвалили учитель и родители. В этот период редко поднимается вопрос о том, как повысить учебную мотивацию учащихся. Для чего нужны все те знания, которые им дают, ученики пока что не особо понимают.

    Как правило, большинству детей нравятся предметы, где есть элементы игры и развлечений (ИЗО, физкультура, труд). Главная цель ребёнка в этом возрасте – не огорчить значимого взрослого. Именно для этого они стараются качественно выполнять задания. Учащиеся начальной школы воспринимают учебу не столько как приобретение знаний, сколько в качестве общения и игры со сверстниками.

    В средней школе интерес к предмету напрямую зависит от взаимоотношений с преподавателем. Со временем на первое место будет выходить желание не отставать от одноклассников. Это вполне естественно, но может случиться так, что из-за неудач ребёнок не захочет больше стараться, потому что не будет видеть в этом смысла. Поэтому задача родителей – объяснить, что не нужно пытаться быть лучше кого-то, а надо постоянно стремиться быть лучшей версией самого себя.

    Старшеклассники уже более осознанно воспринимают учёбу и понимают, что в дальнейшем от неё будет польза.

    Купите со скидкой 40%

    Только до

    Пройдите курс повышения квалификации «Мотивация
    учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»
    всего за 990 рублей

    Удостоверение установленного образца

    Старт учебы в день оплаты

    Посмотреть программу курса

    Уже скачали 8673 человека

    Вот так с возрастом устанавливается мотивация.

    Какие преимущества приносит высокий уровень учебной мотивации

    Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.
    П.Я. Гальперин

    В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. И я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более эффективным?

    Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

    Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.

    Проблема мотивации исследуется достаточно широко. Но, несмотря на большое количество исследований в этой области, а также обращения ряда авторов к изучению особенностей мотивации учения у младших школьников, данную проблему нельзя считать решенной во многих аспектах.

    Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель.

    Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д. Нередко, что в первый же день пребывания в школе ученик узнает, что теперь он не может вести себя так, как раньше: ему нельзя встать тогда, когда ему хочется; нельзя повернуться к ученику, сидящему сзади; нельзя спросить, когда хочется это сделать, и т.д. В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал неблагополучия.

    Даже взрослый человек не может длительное время работать в таких условиях. Чтобы понять другого человека, надо мысленно встать на его место. Вот и представьте себя на месте ученика, который должен каждый день, как правило, не выспавшись вставать и идти в школу. Он знает, что учительница снова скажет, что он глупый, несообразительный, поставит двойку. Отношение к нему передалось ученикам класса, поэтому многие из них относятся к нему плохо, стараются чем-нибудь ему досадить. Словом ученик знает, что ничего хорошего его в школе не ждет, но он все-таки идет в школу, идет в свой класс.

    Если аналогичная ситуация складывается у учителя, то он долго не выдерживает и меняет место работы. Учитель должен постоянно помнить, что человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции. Если это имеет место, то надо ли удивляться, что уже в начальной школе у некоторых детей уже в начальной школе развиваются неврозы.

    Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.

    Как же пробудить у ребят желание "напиться" из источника знаний? В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? На эти вопросы я и попыталась для себя ответить. И сегодня хотела бы поделиться своими мыслями и интересными идеями со своими коллегами.

    Какие стратегии помогают сохранить увлечение учебным процессом

    Научно-методический совет МОУ « Гимназия №1»

    Формирование учебной мотивации у слабоуспевающих учащихся

    Доклад учителя начальных

    классов Крупновой Л. В

    Работа со слабоуспевающими детьми в школе.

    Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.

    Слабоуспевающими учащимися принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или тех, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учеников в школах составляет 10-15%. Чтобы такая категория учеников не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися все служб образовательного учреждения.

    Эти дети требуют особого подхода к организации учебного процесса. Они нуждаются в поддержке со стороны учителя. При отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающаяся в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того этим детям необходимо большее количество повторений на отработку навыков.

    В процессе изучения нового материала внимание «слабого» ученика концентрируется на наиболее важных и сложных разделах новой темы, учитель чаще обращается к нему с вопросом, выясняющим степень понимания учебного материала. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим ученикам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допущенных ими при ответах в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий; отмечают типичные затруднения в работе и указывают способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении. При организации домашней работы подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок. Это могут быть карточки-задания, задания на повторение материала, который необходим для изучения новой темы.

    С целью ликвидации пробелов в знаниях, приобретения умений и навыков следует использовать следующие виды деятельности:

      Стимулирование учебной деятельности (поощрения, создание ситуации успеха, побуждение к активному труду и т.п.)

      Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий)

      Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности

      Помощь в планировании учебной деятельности

    При невозможности преодолеть неуспеваемость путем организации самостоятельной работы школьника следует организовать различные формы взаимопомощи, инструктируя соответствующим образом и неуспевающего ученика, и ученика, который будет с ним заниматься при большой запущенности программного материала лучше, если учитель сам будет проводить дополнительные занятия.

    Причины неуспеваемости и невоспитанности ученика.

    Внутренние по отношению к школьнику

      Недостатки биологического развития личности;

    а) Дефекты органов чувств

    б) Соматическая ослабленность

    в) Особенности высшей нервной деятельности, отрицательно влияющие на обучение.