Тайны мотивации: как вдохновить детей и подростков на учебу

Тайны мотивации: как вдохновить детей и подростков на учебу

Если детей младшего возраста увлечь не так уж сложно — обычно достаточно добавить к обучению элементы игры, — то разработка сервисов для подростков, начиная с 6–7-го класса, идёт значительно тяжелее, призналась руководитель отдела олимпиад «Учи.ру» Дарья Островская . Причина сложностей связана как раз с мотивацией.

«Пока мы приходим к тому, что ученикам в этом возрасте важно понимать, зачем они учатся. Им интересно иметь конкретные результаты, которые они знают, к чему приложить или как использовать в жизни. Поэтому мы стремимся работать с целеполаганием, чтобы ученики точно либо могли сформулировать, либо вычленить из того, что они делают, то, зачем они это делают», — пояснила Дарья.

Кандидат психологических наук, детский психолог Людмила Авдеева в связи с этим напомнила, что у подростков ведущей деятельностью становится общение со сверстниками, и сказала, что это можно использовать. Например, она предположила, что могут хорошо сработать онлайн-соревнования или сетевые сообщества.

По словам же Дарьи Островской, такие инструменты и правда активно используют на образовательных платформах, но, поскольку это всё же внешняя мотивация, её влияние ограничено. Подростки увлекаются соревновательным процессом, но это не прибавляет им понимания, зачем они вообще учатся и как это влияет на их будущее.

Однако инструменты всё же есть, уверена основатель союза профессиональных тьюторов «Полюс Практики» Юлия Изотова . Подробнее о её словах рассказываем далее.

Связанные вопросы и ответы:

1. Какие факторы влияют на мотивацию детей и подростков к учебе

Мотивацию к учебе влияют различные факторы, такие как интерес к предмету, поддержка со стороны родителей, учителей и окружающих, цели и ожидания от образования, возможность достижения успеха и признание за усилия. Важно также учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, их потребности и способности, которые могут отличаться. Ключевую роль играет сама школьная среда, ее атмосфера, стимулирующие условия и возможность проявить себя.

2. Как формируется позитивная мотивация к учебе у детей и подростков

Позитивная мотивация к учебе формируется через поддержку, поощрение и похвалу за достижения, а также создание интересных и познавательных задач, которые будут стимулировать ребенка к изучению нового материала. Важно также помогать детям видеть связь между учебой и их собственными целями, мечтами и жизненными перспективами. Позитивная атмосфера в семье и в школе, где поддерживают и поощряют учебные успехи, также способствует формированию позитивной мотивации.

3. Как влияет отсутствие мотивации на учебу на успеваемость школьников

Отсутствие мотивации к учебе может негативно сказаться на успеваемости школьников, так как в таком случае им будет сложно находить в себе силы и интерес для выполнения учебных заданий. Ребенок может стать равнодушным к образовательному процессу, не видя цели в получении знаний и умений. Это, в свою очередь, может привести к плохим оценкам, отставанию по учебе и даже к демотивации в целом.

4. Какие стратегии можно использовать для повышения мотивации к учебе у детей и подростков

Для повышения мотивации к учебе у детей и подростков можно использовать различные стратегии, такие как поощрение за усилия и достижения, создание интересных и разнообразных задач, участие в конкурсах и проектах, а также постановка ясных и достижимых целей. Важно также поддерживать детей в их усилиях, помогать развивать у них уверенность в своих силах и позитивное отношение к учебе. Самооценка и признание своих успехов играют важную роль в формировании мотивации.

5. Как мотивировать детей и подростков к учебе, учитывая их индивидуальные особенности

Чтобы мотивировать детей и подростков к учебе, необходимо учитывать их индивидуальные особенности, потребности и способности. Важно находить подход к каждому ребенку, создавать условия для его развития и проявления потенциала. Для этого можно использовать дифференцированный подход к обучению, адаптировать задания под уровень знаний каждого ученика, а также поддерживать его в его стремлении к успеху. Поддержка со стороны родителей и учителей также играет важную роль в формировании мотивации у детей и подростков.

6. Как важно обучать детей и подростков саморегуляции и ответственности за свое образование

Обучение детей и подростков саморегуляции и ответственности за свое образование играет важную роль в формировании их мотивации к учебе. Умение планировать свое время, ставить цели, стремиться к их достижению и принимать ответственность за результаты своего обучения помогает создать базу для успешной учебы и дальнейших достижений. Ответственность за свои действия и результаты учебы позволяет детям и подросткам понимать важность образования и стремиться к его получению с максимальной отдачей.

Какие факторы влияют на мотивацию к учебе у детей и подростков

1. Интерес к изучаемым предметам . Часто у детей пропадает интерес к изучению некоторых предметов только потому, что они кажутся детям скучными. Однако нужно дать понять ребёнку, что на всех уроках дают нужную информацию, которая развивает разные навыки, поэтому важно изучать все предметы. Существует много дисциплин, изучение которых требует большего труда. В этом случае нужно найти другую мотивацию. Многое зависит от преподавателя, умеющего простым языком объяснять сложные вещи и так упрощать процесс изучения.

2. Способ изучения предметов . В начальных классах детям намного проще обучаться с помощью активных методов, обсуждений и игровой формы. Преподавателю стоит обратить внимание, что задания типа «переписываем учебники» и «работаем самостоятельно» снижают интерес к предмету, а творческие и различные необычные, наоборот, повышают.

3. Восприятие информации . Некоторые дети лучше воспринимают информацию через зрение, другие через слух, третьи через изображения. Эффективность обучения детей во многом зависит от типа восприятия информации. Родители могут сами подбирать способы обучения ребёнка, если поймут его особенности восприятия информации.

4. Интерес учителя . Когда педагог заинтересовывает учеников личным примером, показывает положительное отношение к предмету, то дети тоже испытывают интерес к тому, что им преподают. Когда они знают, что на занятиях они услышат что-то смешное или интересное, то с радостью будут ожидать этих предметов.

Как влияют родители на формирование мотивации у детей к обучению

Конспект родительского собрания "Роль родителей в формировании положительной мотивации к школе «НЕ ДЛЯ ШКОЛЫ – ДЛЯ ЖИЗНИ УЧИМСЯ!» Цель: Познакомить родителей с важнейшей задачей современной системы образования («учить учиться») и способами ее достижения через повышение мотивации к учению у детей. Задачи: 1. Познакомить родителей с понятием мотивации и ее особенностями. 2. Предложить реальные способы повышения мотивации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа«Роль родителей в формировании положительной мотивации к школе «НЕ ДЛЯ ШКОЛЫ – ДЛЯ ЖИЗНИ УЧИМСЯ!» »

ФРодительское собрание

Роль родителей

в формировании положительной мотивации к школе

«НЕ ДЛЯ ШКОЛЫ – ДЛЯ ЖИЗНИ УЧИМСЯ!»

Цель: Познакомить родителей с важнейшей задачей современной системы образования («учить учиться») и способами ее достижения через повышение мотивации к учению у детей.

Задачи:

    Познакомить родителей с понятием мотивации и ее особенностями.

    Предложить реальные способы повышения мотивации.

Скажите мне громко и хором, друзья
Деток своих все вы любите? (да)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю… Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь, откажитесь нам? (нет)
Последнее спрошу вас я
Активными все будем? (да)
Замечательно! Молодцы!

Не стыдно чего-нибудь не знать,

но стыдно не хотеть учиться.

Сократ

Уважаемые родители!

Я рада вас всех сегодня видеть. Наше собрание хочу начать с известного анекдота:

«1 сентября первоклассник Вовочка приходит домой, кидает в угол портфель и кричит родителям: «Что же вы не сказали, что эта бодяга на десять лет?!..»

Знакомая ситуация? (да)

А должна ли она быть такой? Может быть, мы должны ее изменить? Изменить отношение наших детей к школе, к своей учебе, к своим знаниям, наконец, к своему будущему. Вот об этом и пойдет речь на нашем сегодняшнем собрании «Не для школы, а для жизни учимся!»

Но для начала ответьте на вопрос: 1. «Зачем ваши дети ходят в школу?»

Ответы родителей заносятся на доску столбиком: чтобы был грамотным, чтобы поступил на бюджет, чтобы мог самоопределиться, чтобы получил знания, научился писать, считать, читать.

    Чтобы добиться этой цели нужно выполнять ряд действий. Каких?

Ответы заносятся на доску во второй столбик: ходить в школу, слушать учителя, выполнять все задания, читать, делать уроки.

    Но чтобы человек, а тем более ребенок начал выполнять действия необходимо, чтобы он захотел их выполнять.

Как раз это желание и называетсямотивом.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок хорошо учился, с интересом и желанием занимался в школе. Но часто и от родителей, и от педагогов приходится с сожалением слышать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». Следовательно, возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации.

Вы, возможно, знаете, что изменились стандарты образования, по которым работает образовательная система. Это значит, что изменилась цель нашей работы – мы должны не просто дать знания детям, а научить их добывать и использовать свои знания, то естьнаучить учиться и саморазвиваться. В наше непростое время это необходимо.

Как педагоги могут помочь поддержать мотивацию учеников к учебе

Мотивация является очень значимым элементом учёбы. К тому же наличие внутреннего стимула говорит о том, что личность сформирована правильно, то есть ребёнку нравится предпринимать какие-либо действия и видеть их результат.

Существует 5 уровней учебной мотивации:

  1. Первый уровень . Высокий стимул и учебная активность. Ребёнок хочет учиться и совершенствоваться, он выполняет все задания и прислушивается к учителям, отличается добросовестностью и ответственным отношением к учёбе, очень близко к сердцу воспринимает низкие оценки.
  2. Второй уровень . Хороший стимул: ученик успешно выполняет задания. Данный уровень является среднестатистической нормой.
  3. Третий уровень . Дети с такой мотивацией в школу ходят скорее ради внеурочной деятельности. Им нравится общаться с другими детьми и с преподавателями, быть частью коллектива и иметь красивые школьные принадлежности. Сама учёба им не интересна.
  4. Четвёртый уровень . Стимул низкий. Такие ученики не стремятся ходить в школу, часто прогуливают уроки. Во время занятий отвлекаются на постороннюю деятельность. Им тяжело дается освоение учебного материала. У них сложная адаптация к школе.
  5. Пятый уровень . Учебное заведение в представлении детей с данным уровнем стимула – каторга. Адаптация у них не происходит. Учёба даётся этим ученикам очень тяжело, со сверстниками отношения не складываются, так же с учителями. Им невыносимо находиться в школе. В некоторых случаях дети способны агрессивно реагировать на всё, отказываться следовать указаниям преподавателя и вести себя так, как положено в учебном заведении. Нередко у таких учеников есть нервно-психические расстройства.

Какова роль самомотивации в процессе обучения

План: 1. Понятие мотива и мотивации.

2. Учебная мотивация.

3. Методика учебной мотивации.

4. Мотивация учения младшего школьника.

1. Понятие мотива и мотивации.

Мотив - это внутреннее побуждение к действию, "нужда" организма в чем-то. Функция мотивов состоит в том, что они придают жизненное значение тем объективным обстоятельствам, к которым стремится и в которой действует человек. Мотивы многообразны, отличаются между собой видом потребности, которой они отвечают. Мотивы проявляются в различных формах: переживание, интерес, идеал, желание и т.д.

Мотивацией (поведения, деятельности) называется совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность человека. Мотивация - сложное структурное образование, в котором различные мотивы выступают в единстве и взаимозависимости. Развитие и формирование мотивации осуществляется через соответствующую организацию и содержание деятельности. Если мотив отражает психическое состояние, то мотивация - это процесс, в результате которого любая деятельность приобретает для человека известный личностный смысл, создает устойчивость его интереса к ней и превращает внешние заданные цели деятельности во внутренние потребности личности. Мотивы и мотивация - это внутренняя движущая сила действий и поступков человека.

Психические основы мотивации

К.Д.Ушинский очень верно заметил, что внимание - это дверь, через которую проходит все, что входит в душу человека из внешнего мира. Внимание проявляется в конкретных психических процессах: ребенок всматривается, вслушивается, рисует, читает книгу. Полученная информация на уровне мышления осознается и понимается, что связано с личностной оценкой и мировоззренческим отношением человека к объекту познания (рациональная сторона мотива). Затем "обработка" информации связана с уровнем эмоциональной сферы. Здесь дается чувственно-эмоциональный аспект личностного отношения человека к изучаемой информации (эмоциональная сторона мотива). Причем спектр эмоциональных чувствований связан со всем богатством душевной организации человека, всеми оттенками его души. Часто личностная оценка рациональной стороны мотива и личностное чувствование эмоционального аспекта мотива не совпадают по своей значимости. Например, установка, понятие, идеал, намерения, убеждения, направленность, мечта не совпадают с чувствами, интересом, влечением, нуждой, желаниями и т.д. Если в детстве преобладает сила эмоционального начала ребенка, то взрослый человек руководствуется своим мировоззрением и обстоятельствами.

Какие методы могут помочь повысить мотивацию учащихся к учебе

Выберите то, чего вы действительно хотите: коробку конфет, возможность сделать перерыв на пробежку, поход в кино и т.д. Что бы это ни было, используйте это в качестве награды за выполнение задания. Может быть, вы купите шоколадку, но позволите себе съесть ее только после того, как позанимаетесь в течение часа. Может вы решите посмотреть новый фильм, но сможете это сделать только после того, как позанимаетесь три часа или освоите 20 теорем. Может быть, вы берете конфету и кладете ее в рот каждый раз, когда правильно отвечаете на вопрос или решаете практическую задачу. Может вы приготовите свое любимое блюдо, но решите, что с этого момента и до экзамена вы можете его есть только во время учебы.

Поначалу, если вам действительно трудно сосредоточиться, лучше использовать более короткие интервалы перед поощрением, как в примере с конфетами после каждого вопроса. Когда вы втянетесь в процесс или обретете немного больше мотивации, вы можете использовать более длительные промежутки времени перед получением поощрения.

Чтобы действительно повысить мотивацию и стимулировать себя к эффективной учебе, попробуйте придумать для себя награду, которую вы сможете получить только в том случае, если хорошо сдадите экзамен или все экзамены. В этом могут помочь и ваши родители. Возможно родители пригласят вас в ваш любимый ресторан, если вы получите пятерку на экзамене, а может вы отправитесь в парк развлечений, если получите четверку по предмету.

Важный момент: для того чтобы система поощрений была эффективной, она должна подстраиваться под вас. Не стоит назначать награду за получение пятерки, если вы знаете, что получить пятерку практически невозможно. Точно так же не стоит поощрять себя походом в торговый центр, если вы не любите ходить по магазинам или если трата денег вызывает у вас дискомфорт.

Чем отличается внутренняя и внешняя мотивация к обучению

Благодаря качественному и правильно организованному корпоративному обучению можно повышать и мотивацию сотрудников к работе в своей компании. И большинство кандидатов на аналогичные вакансии в примерно равных по масштабу и статусу компаниях с большей вероятностью предпочтут ту, которая кроме работы предоставляет своим сотрудникам возможность обучаться, развивать свои навыки, совершенствоваться. Но только в том случае, когда это обучение учитывает потребности и интересы самого человека, когда оно ориентировано не только на стандарты работы компании и ее бизнес-процессы, а на людей.

Безусловно, силу регуляторного менеджмента никто не отменял. Но эффективность действий обусловленных внешней и внутренней мотивацией будет существенно отличаться. Когда человеком движут его личные внутренние мотивы, эффективность его деятельности и в обучении и в работе гораздо выше.

Традиционно принято выделять высокий, средний и низкий уровень мотивации человека к какой-либо деятельности.

Когда корпоративное обучение затрагивает важные жизненные интересы участников обучения и «включает» их внутренние мотивы, оно мотивирует их на лучшую работу и на профессиональные достижения.

Мотивы в обучении - внешние:

  • •Угроза наказания или ожидание порицания за недостаточное владение знаниями и навыками
  • •Ожидание награды за успехи в обучении
  • •Требования и правила, принятые в социальной группе, к которой принадлежит участник обучения
  • •Стремление избежать неприятностей
  • •Ожидание будущих благ и позитивных изменений в результате приобретения новых знаний и навыков
  • •Похвала или высокая оценка стараний преподавателем/тренером/руководителем

Преобладание внешних мотивов в мотивации к обучению присуще более слабым канддатам.

Мотивы в обучении - внутренние:

  • •Отношение к знаниям как самостоятельной ценности
  • •Понимание роли и значимости знаний в самореализации
  • •Интерес к процессу получения знаний
  • •Любознательность и стремление к расширению кругозора
  • •Стремление повысить свой профессиональный и общекультурный уровень
  • •Потребность в новой информации

Преобладание внутренних мотивов в мотивации к обучению присуще сильным и зрелым личностям

У каждого человека есть свой "баланс" внешней и внутренней мотивации. Это стоит учитывать при проедении обучения. Чем чаще мы обращаемся к внутренней мотивации сотрудников, тем более личностно зреыми они становятся. И именно такие сильные личнсти способны становиться опорой для бизнеса в трудные времена.

Повышение результативности в профессиональной деятельности наблюдается у сотрудников всех уровней без исключений: и линейных менеджеров и специалистов, и менеджеров среднего звена, и у ТОП-менеджеров, и у собственников бизнеса.

Лучше всего увидеть это повышение результативности можно на примере менеджеров коммерческих подразделений, т.е., в продажах, в цифрах. Возможно, именно поэтому их чаще всего и стараются обучать. При этом, далеко не всегда соблюдая условие ориентации на их жизненные потребности и интересы, как ключевое для получения положительного результата обучения.

В зависимости от того, какие мотивы (внешние или внутренние) «включены» у участников, мы и получим высокую, среднюю или низкую мотивацию к обучению.

А в зависимости от того, насколько были нарушены их интересы, игнорированы потребности, мотивация людей на обучение может оказаться и отрицательной.

Какие ошибки чаще всего допускают взрослые в поощрении мотивации у детей и подростков

Родители могут допускать ошибки при выборе метода мотивации. Рассмотрим некоторые из них.

Вспоминать «сына подруги» и сравнивать

Вместо того чтобы вспоминать и сравнивать детей других, важно признать, что каждый ребенок уникален. Сравнения только вызывают страдания и не способствуют мотивации. Вместо этого, разъясните ребенку, что успех в основных школьных предметах возможен для каждого, при условии настойчивости. Не нужно объяснять неудачи отсутствием способностей, так как это может сильно подорвать мотивацию. Любовь к учебе должна развиваться естественно.

Объяснять неудачи отсутствием способностей

Стимулируйте ребенка. Убедите его, что основные школьные предметы предназначены для освоения на среднем уровне всеми учащимися при наличии достаточной выдержки. Избегайте утверждений о его неспособности писать без ошибок, даже если такие трудности возникали у его родственников. Даже если это частично соответствует действительности, подобные заявления могут сильно подорвать мотивацию.

Критиковать не поступки, а личность

Если вместо конструктивной критики ребенку наговаривают на его личность, это не будет способствовать его обучению. Неудачи не определяют человека как неудачника, всегда есть возможность исправиться и продолжать учиться. Важно помнить, что критика действий или результатов может быть мотивирующей, но критика личности только подавляет самооценку и вызывает протест.

Обещать подарки или деньги за оценки

Отметим, что мы не говорим о том, чтобы обещать купить велосипед или ноутбук за успешное завершение года. Речь о другом подходе — давать деньги ребенку за каждую пятерку. Да, вначале это может показаться эффективным подходом, но возникает вопрос — готовы ли родители выплачивать постоянно, пока идет учеба в школе? Не остается ли сумма недостаточной для подростка?

Подобные поощрения заменяют внутреннюю мотивацию на внешнюю, и школьник начинает учиться не для того, чтобы достичь успеха в жизни, а чтобы получить мгновенную награду. Таким способом настроить ребенка на продуктивную учебу не получиться.

Ограничиваться учебой в школе

Школьное образование не всегда способно обеспечить индивидуальный подход к развитию ребенка. Для раскрытия потенциала ребенка часто нужно обратиться к внешкольным занятиям и личным наставникам, которые могут предложить индивидуальную программу развития, соответствующую специфике и темпераменту каждого ребенка.

Заставлять ребенка учиться -- это не лучший подход. Нужно вместо этого постараться повысить его собственную мотивацию, помочь ему понять, что учеба — это не только тяжелая работа, но и возможность открыть для себя что-то интересное и новое.