Исследование: какие факторы влияют на мотивацию учащихся

Исследование: какие факторы влияют на мотивацию учащихся

    Текст работы размещён без изображений и формул.
    Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

    Введение

    Мотивация играет очень важную роль в нашей жизни. Именно от нее зависит, насколько активным, целеустремленным, упорным и стойким будет человек. Мотивация возникает в результате взаимодействия как сознательных, так и бессознательных факторов. На протяжении всего обучения ученика в школе учебная деятельность является ведущей. Но особенно трудно бывает сформировать мотивацию к обучению у старшеклассников в период полового созревания, формирования личности. Поэтому тема влияния мотивации на успешную учебную деятельность старшеклассников является актуальной в педагогике и психологии и представляет интерес для изучения.

    Цель исследования: изучить, как мотивация влияет на успешную учебную деятельность.

    Задачи исследования:

    Провести теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме.

    Установить наличие мотивации в учебной деятельности и выяснить особенности её проявления.

    Определить наличие и виды мотивации у старшеклассников путем диагностики и выявить её влияние на учебную деятельность.

    Выявить наиболее важные виды мотивации, влияющие на успешную учебную деятельность.

    Гипотеза: мы предполагаем, что главным источником успешной учебной деятельности является наличие мотивации у старшеклассников.

    Объект исследования: феномен мотивации.

    Предмет исследования: влияние мотивации на учебную деятельность.

    Методы исследования: анализ литературы, диагностика учебной мотивации старшеклассников, наблюдение.

    Историография проблемы. Изучение мотивации является актуальным вопросом современной педагогики, психологии и философии. Еще Аристотель подметил, что желание является исходной точкой при выполнении каких-либо действий. В XVII веке изложение вопросов мотивации встречается у Спинозы, Гоббса, Декарта. Затем этот термин начал появляться в психологическом обиходе для объяснения причин поведения человека и животных. С одной стороны началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных (В. Келер, Э. Торндайк), с другой - инстинктов у человека (3. Фрейд, У. Макдугалл). Основное влияние на исследования мотивации поведения оказали работы В.М.Бехтерева, И.П.Павлова, И.М. Сеченова. В результате фактически полностью изменилось представление о потребностях человека и соответственно о мотивации его поведения. Самая известная концепция мотивации поведения принадлежит американскому психологу Абрахаму Маслоу1> . Широко известна « пирамида Маслоу »2>, разработанная в 1950-е годы XX века. Это диаграмма, которая иерархически представляет человеческие потребности. Во второй половине XX века теории потребностей человека были дополнены рядом специальных мотивационных концепций, представленных в трудах Д. Аткинсона, Г. Хекхаузена, Д. Макклеланда, Г. Келли, Ю. Роттера. В отечественной психологии можно выделить теорию деятельности происхождения мотивационной сферы человека, созданную А.Н. Леонтьевым3>. Формированию учебной мотивации также уделяется внимание многими российскими учеными, такими как Л.И. Божович, В.И. Василовский, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин, B.C. Ильин, Р.А. Жданова. По глубокому убеждению А.К. Марковой4>, формирование мотивации учения является важнейшим аспектом современного обучения. А замечательный советский педагог - новатор В.А. Сухомлинский утверждал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться».

    Связанные вопросы и ответы:

    1. Какие методы можно использовать для повышения мотивации к учебе

    Для повышения мотивации к учебе можно использовать разнообразные методы, такие как постановка конкретных и достижимых целей, поощрение себя за достижения, участие в интересных проектах и соревнованиях, планирование времени и учёбы, а также общение с успешными людьми, которые могут вдохновить на новые достижения.

    2. Как важно установление целей для повышения мотивации к учёбе

    Установление целей играет ключевую роль в повышении мотивации к учёбе, поскольку чёткое представление о желаемом результате помогает организовать учёбный процесс, сосредоточить внимание и усилия на достижении поставленной задачи, а также создаёт ощущение собственной значимости и важности.

    3. Почему важно поощрять себя за достижения в учебе

    Поощрение себя за достижения в учебе помогает укрепить позитивный настрой, поддерживает интерес к учебе, формирует привычку к успеху, а также улучшает самооценку и уверенность в собственных силах.

    4. Какую роль играют проекты и соревнования в повышении мотивации к учебе

    Участие в интересных проектах и соревнованиях способствует созданию стимулирующей обстановки, развитию соревновательного духа, расширению кругозора, улучшению коммуникативных навыков и повышению внутренней мотивации к обучению.

    5. Почему планирование времени и учёбы важно для поддержания мотивации

    Планирование времени и учёбы помогает структурировать обучающий процесс, efкономить время, уменьшить стресс и спланировать периоды отдыха, что способствует поддержанию высокой мотивации и продуктивности в учёбе.

    6. Как влияет общение с успешными людьми на мотивацию к учебе

    Общение с успешными людьми способствует появлению ценных советов и идей, формированию мотивации к достижению успеха, развитию уверенности в своих силах, а также помогает узнать о новых возможностях и перспективах в учёбе и карьере.

    7. Какие ещё способы можно использовать для повышения мотивации к учебе

    Помимо вышеперечисленных способов, для повышения мотивации к учёбе можно также использовать методы визуализации успеха, планирование наград за достижения, поиск новых источников вдохновения и мотивации, а также создание поддерживающей обстановки для обучения, например, рабочего места или группы поддержки.

    Что делает учебный процесс увлекательным и интересным для учащихся

    Классическое мнение в российской школе гласит: если ребёнок молчит и слушает, значит, всё в порядке. Но ведь продуктивность урока определяется не гробовой тишиной, а освоением образовательных результатов.

    Что толку от полного молчания в классе, если к концу урока никто ничего не запомнил? Дисциплина гораздо сложнее, чем просто послушание. У спартанцев она включала в себя не только беспрекословное выполнение приказов. Даже дисциплина в армии заключается не только в молчаливом подчинении.

    В первую очередь она должна быть управляемой. Шум и гам на уроке — не всегда плохо. Более того, даже беготня по классу может быть полезной. Это зависит от ответа на вопрос «зачем?»: зачем вы хотите добиться тех или иных результатов? Почему вы именно так выстраиваете работу? Таких вопросов при подготовке к уроку я задаю себе очень много. И могу предложить ряд простых рекомендаций для учителей.

    1. Установите правило светофора

    Всем известные с детства сигналы. В любом регионе мира в любой школе любой ученик сможет объяснить этот базовый принцип ПДД. И это надо использовать на уроке! Светофор — потрясающая идея для налаживания дисциплины в классе. Красный свет означает, что говорит только учитель или выполняется индивидуальное задание. Жёлтый свет означает общение и ответы по очереди (причём учитель тоже не имеет права перебивать ученика!), зелёный свет — для парной или командой работы, он значит настоящую свободу общения. Через 5-6 уроков ученики реагируют на слова учителя в разы быстрее, если не забывать про светофор самому.

    2. Возьмите письменное согласие

    Потратьте один урок на это: договоритесь с детьми о том, как им будет комфортнее работать. Составьте перечень правил, распишитесь все и повесьте на входе в кабинет. Это будет их и ваша зона комфорта. Ученики быстро считают ваш посыл: у вас в кабинете всегда безопасно.

    Помните, что правила нельзя нарушать и вам. Договорились не кричать и не оскорблять — извольте выполнять

    Пропишите в правилах наказания за нарушение. Однажды я отменил урок, потому что плохо к нему подготовился (дети сразу меня раскусили, потому что домашнее задание сделали все). И 40 минут они развлекались в классе.

    3. Приводите жизненные примеры

    В 2018 году мало просто учить детей подчиняться приказам и безропотно выполнять задания по инструкции. Школа должна учить учиться, ставить в жизни цели, учить рефлексии. Всё это кажется многим учителям ненужным, но именно так дети смогут понять, зачем им школа. Ведь для любого предмета и любой темы можно найти понятный и простой пример из жизни школьников. «Как ты собираешься выиграть в Counter-Strike, если не умеешь находить слабые места в стратегии противника?! Давай узнаем, как это делал Наполеон». И это лишь самая очевидная банальность.

    Многие действия на уроке уже работают на какие-то навыки, просто этот процесс должен быть осмысленным. Существует список универсальных учебных действий — это самая простая схема грамотных образовательных результатов.

    При оглашении темы урока спросите у учеников, что нужно сделать для её освоения. В конце урока порефлексируйте, попросите вспомнить, что вы делали и достигли ли целей. Простые инструменты, для реализации которых не нужны временные затраты. Но, превращая их использование в систему, вы выводите школьное образование на качественно другой уровень.

    Как влияет мотивация на успех в обучении

    Известно, что успешность учебной деятельности зависит от многих факторов психологического и педагогического порядка, в том числе, в значительной степени, и от факторов социально-психологического и социально-педагогического характера. Очевидным является чрезвычайно большое влияние силы учебной мотивации и ее структуры на успешность учебной деятельности.

    Уже классический закон Йеркса—Додсона, сформулированный несколько десятилетий назад, устанавливал зависимость эффективности деятельности от силы мотивации. Из него следовало, что чем выше сила мотивации, тем выше результативность деятельности. Но прямая связь сохраняется лишь до определенного предела, когда достигается некоторый оптимальный уровень, а при дальнейшем увеличении силы мотивации наблюдается падение эффективности деятельности.

    Однако мотив может характеризоваться не только количественно (сильный-слабый), но и качественно. В этом плане обычно выделяют мотивы внутренние и внешние. Причем речь идет об отношении мотива к содержанию деятельности. Если для личности имеет значимость деятельность сама по себе (например, удовлетворяется познавательная потребность в процессе учения), то говорят о внутренней мотивации. Если же значимость имеют другие потребности (социального престижа, зарплаты и т. д.), то говорят о внешних мотивах.

    Качественная характеристика мотивов чрезвычайно важна, так как, например, на познавательную мотивацию не распространяется рассмотренный выше закон Йеркса—Додсона. И, следовательно, даже постоянное нарастание силы познавательной мотивации не приводит к снижению результативности учебной деятельности. Именно с познавательней мотивацией (а не с мотивацией успеха) связывают продуктивный творческий тип активности личности в учебной деятельности (А. М. Матюшкин).

    Однако деление мотивов только на внутренние и внешние является недостаточным. Сами внешние мотивы могут быть положительными (мотивы успеха, достижения) и отрицательными (мотивы избегания, защиты). Очевидно, внешние положительные мотивы более эффективны, чем внешние отрицательные, даже если по силе (количественный показатель) они равны. Надо сказать, что во многих случаях вообще не имеет большого смысла дифференцировать мотивы по критерию «внутренние-внешние». Гораздо более продуктивным бывает подход, основанный на выделении позитивных по своей сути мотивов и негативных.

    Исторически сложилось так, что, говоря об учебной деятельности и ее успешности, прежде всего подразумевали влияние на эту успешность интеллектуального уровня личности. Очевидно, нет никаких оснований и сейчас недооценивать значение этого фактора. Однако некоторые экспериментальные исследования заставляют еще раз вернуться к проблеме соотношения мотивационного и интеллектуального факторов.

    ЭКСПЕРИМЕНТ

    В одном из наших исследований обнаружился странный факт. Протестировав по шкале общего интеллекта группу студентов — будущих педагогов, мы сопоставили затем эти данные с уровнем их учебной успешности. Для этого использовали процедуру корреляционного анализа по Спирмену. Оказалось, что нет значимой связи интеллекта ни с успеваемостью по специальным предметам, ни с успеваемостью по общегуманитарному блоку дисциплин. В первом случае коэффициент корреляции оказался равным r = +0,232, а во втором — r = +0,158(в то время как значимым на 5%-ном уровне являются только r > 0,274). Этот удивительный факт обнаружен и в исследовании В. А. Якунина и Н. И. Мешкова. Но в их исследовании была выявлена и другая, очень существенная закономерность. Оказалось, что «сильные» и «слабые» студенты все-таки отличаются друг от друга, но не по уровню интеллекта, а по мотивации учебной деятельности. Для сильных студентов характерна внутренняя мотивация: они имеют потребность в освоении профессии на высоком уровне, ориентированы на получение прочных профессиональных знаний и практических умений. Учебные же мотивы слабых студентов в основном внешние, ситуативного характера: избежать осуждения и наказания за плохую учебу, не лишиться стипендии и т. п.

    Какие методы мотивации можно применить в учебном процессе

    1. Интерес к изучаемым предметам . Часто у детей пропадает интерес к изучению некоторых предметов только потому, что они кажутся детям скучными. Однако нужно дать понять ребёнку, что на всех уроках дают нужную информацию, которая развивает разные навыки, поэтому важно изучать все предметы. Существует много дисциплин, изучение которых требует большего труда. В этом случае нужно найти другую мотивацию. Многое зависит от преподавателя, умеющего простым языком объяснять сложные вещи и так упрощать процесс изучения.

    2. Способ изучения предметов . В начальных классах детям намного проще обучаться с помощью активных методов, обсуждений и игровой формы. Преподавателю стоит обратить внимание, что задания типа «переписываем учебники» и «работаем самостоятельно» снижают интерес к предмету, а творческие и различные необычные, наоборот, повышают.

    3. Восприятие информации . Некоторые дети лучше воспринимают информацию через зрение, другие через слух, третьи через изображения. Эффективность обучения детей во многом зависит от типа восприятия информации. Родители могут сами подбирать способы обучения ребёнка, если поймут его особенности восприятия информации.

    4. Интерес учителя . Когда педагог заинтересовывает учеников личным примером, показывает положительное отношение к предмету, то дети тоже испытывают интерес к тому, что им преподают. Когда они знают, что на занятиях они услышат что-то смешное или интересное, то с радостью будут ожидать этих предметов.

    Как помочь учащимся справиться с отсутствием интереса к учебе

    Особой сферой проявления способности к педагогическому общению является применение педагогом поощрений и наказаний. Они стимулируют успехи ученика, особенно тогда, когда поощрения и наказания заслуженны и справедливы. От педагогической оправданности поощрений и наказаний зависит их стимулирующая роль. Приведем в этой связи развернутые характеристики эффективных и неэффективных с педагогической точки зрения поощрений.

    Эффективное поощрение

    1.Осуществляется систематически.

    2. Сопровождается объяснением учителя того, что именно в действиях ученика заслуживает поощрения.

    3.Связано с личной заинтересованностью учителя в успехах ученика.

    4. Соотносится с достижением учеником определенных результатов.

    Неэффективное поощрение

      Осуществляется время от времени.

      Делается в общем, без специальных разъяснений.

    3.Связано с формальным отношением к поощрению, при котором учитель не интересуется успехами ученика.

    4. Отмечается лишь общее участие ученика в работе.

    5.Предполагает информирование учащегося о значимости достигнутых им результатов.

    6.Развивает у учащегося умение организовывать свою работу с расчетом на достижение хороших результатов.

    7.Сравнивает прошлые и настоящие достижения учащегося.

    8.Соразмерно затраченным учеником усилиям.

    9.Сопоставляет достигнутое учащимся с приложенными с его стороны усилиями, показывая, что при желании ученик может достигать успехов и в будущем.

    10. Воздействует на мотивационную сферу учащегося, опираясь на внутренние стимулы: интерес, цели саморазвития, удовлетворенность от учения и др.

    11.Концентрирует внимание учащегося на том, что его успех зависит от него самого, от собственных способностей и возможностей.

    12. Способствует проявлению интереса учащегося к новым заданиям, когда прежние задания уже выполнены.

    5.Информирует ученика о его результатах, не подчеркивая их значимости.

    6.Ориентирует учащегося на сравнение своих результатов с итогами работы других учеников, на конкуренцию с ними.

    7.Сравнивает достижения данного ученика с достижениями других учащихся.

    8.Не соответствует затраченным учащимся усилиям.

    9. Сравнивает достигнутый учащимся результат только с наличием у него способностей или показывает, что результат достигнут благодаря удачному стечению обстоятельств.

    10. Опирается на внешние стимулы: похвалу, расчет на победу в соревновании, получение награды и пр.

    11. Обращает внимание учащегося на то, что его прогресс в учебе зависит от усилий, прилагаемых учителем или кем-либо еще из посторонних людей.

    12. Мешает работе учащегося, отвлекая его, вводит новые задания еще до того, как будут завершены предыдущие.

    Каким образом похвала и поощрение влияют на мотивацию учащихся

    Те, кто ориентирован на результат в виде пятерок как таковых (результативные цели), в первую очередь заняты самопрезентацией. Они стараются выгодно представить свои навыки, получить высокую оценку своих компетенций.

    По сути, это достаточно поверхностное отношение к обучению. Если студенты, старающиеся достичь мастерства, добросовестно выполняют задания, видя в них вклад в собственное развитие, то их товарищи, ориентированные на результативные цели, ради получения пятерок готовы использовать какие угодно средства, в том числе зубрежку и списывание. «У меня есть цель получить хорошую отметку, и я любыми способами ее добьюсь», – признается студентка.

    Результативные цели делятся на два типа: цель приближения и цель избегания. Первая более позитивна: студенты ищут возможности добиться успехов в учебе и в итоге лучше учатся и испытывают положительные эмоции от учебы. В этом плане цели мастерства и цели приближения сходны, однако во втором случае, по-видимому, чаще связанном с механическим заучиванием, студенты быстрее забывают полученные знания.

    Учащиеся, имеющие цель приближения, больше ориентируются на требования преподавателей, чем на само обучение. Тут наблюдается некий конформизм: за время пребывания в вузе студенты приспосабливаются к преподавательским требованиям – учатся различать, какие задания нельзя не выполнить, а какими можно пренебречь. В этом случае нередко можно говорить лишь об имитации компетентности, а не о реальных знаниях. «Я понимаю обстановку сразу… – говорит респондент. – Будет, например, опрос, а я знаю, что у меня на планшете налоговый кодекс, я там все найду, и все будет классно».

    Как влияют личные цели и амбиции на мотивацию к учебе

    Все мы родители. Были, есть или будем. И всех нас рано или поздно начинает интересовать вопрос: «Как воспитать Личность?» Как же хочется, чтобы ребенок шел к правильной цели, руководствовался правильными ориентирами. Но как привить эти самые правильные ориентиры? Конечно же, начинать надо как говориться с «младых ногтей», постепенно прививая ребенку стремление к постоянному развитию, к учебе.

    Сформировать у ребенка, для которого основной вид деятельности – игра, осознанное желание учиться не так-то просто. Ребенку, поступая в первый класс, необходимо адаптироваться к новым условиям, существенно отличающимся от условий пребывания в детском саду. Обычно, дети не в полной мере представляют себе, что их ждет в стенах школы. Родители готовят детей к школе, описывая школьную жизнь как праздник, ярко и детально рассказывают, как проходит линейка 1 сентября, и, конечно же, делают акцент на том, что ребенок «будет получать одни пятерки». И в итоге ожидания ребенка не всегда соответствуют действительности.

    И если мотивация детей к обучению достаточно высока в начальных классах, то в среднем и старшем звене она резко падает, формируется негативное отношение к школе и учебной деятельности. Родители винят во всем учителей, а педагоги склонны говорить об упущениях и неграмотности родителей.

    Как же сохранить и поддержать мотивацию детей к обучению? Убеждена, что одним из важнейших факторов этого процесса выступает взаимодействие педагогов и родителей, семьи и школы. Более того, работу по взаимодействию с родителями надо начинать педагогам дошкольного образования. Родители, впервые приводя ребенка из семьи в образовательное учреждение, получают первый опыт взаимодействия с педагогами-воспитателями. И то, каким будет это взаимодействие на протяжении всех четырех лет посещения детского сада, определит культуру и необходимую меру общения с педагогами, уровень участия в жизни образовательного учреждения, а значит и в жизни своих детей. В итоге, приводя детей в первый класс, родители приходят с уже сформированным представлением о том, как происходит взаимодействие между семьей и образовательным учреждением.

    На этом этапе огромную роль играет преемственность между детскими садами и школами. К сожалению, очень часто взаимодействие детских садов и школ ограничивается одной двумя экскурсиями и формальной беседой об уровне знаний детей. А ведь кто как не педагог-воспитатель, проживший четыре года с семьями своих воспитанников, может передать учителю информацию о подходе не только к каждому ребенку, но и к каждому родителю, рассказать об особенностях каждой семьи и помочь учителю уже на начальном этапе знакомства с семьями первоклассников избежать недопонимания, не говоря о возможных конфликтах. А если родители придут в школу уже с осознанием необходимости взаимодействия с педагогом в вопросах воспитания и обучения детей, то учителю начальных классов будет гораздо легче наладить это взаимодействие.

    Почему же так важно это взаимодействие семьи и школы? Да потому, что это основной фактор формирования у ребенка чувства целостности в его мире. Когда родители и педагоги поддерживают друг друга, применяют схожие и дополняющие друг друга методы и приемы воспитания и обучения детей, интересуются жизнью ребенка в равной степени как в школе, так и дома, то ребенок естественно принимает эту новую для себя ступень взросления. Когда нет противоречий у педагогов и родителей, ребенок чувствует поддержку и в школе, и дома и доверяет окружающим его взрослым. В такой обстановке легче привить ребенку такие качества, как ответственность, целеустремленность и поддерживать мотивацию к обучению на всех этапах школьной жизни. К тому же сообща намного легче преодолеть возникающие трудности, а они неизбежны в любом случае. Педагоги с легкостью смогут передать свой опыт и знания родителям, которые имеют преимущественное влияние на детей. Такая тактика позволит избежать не только упущений, но и перегибов в воспитании детей и жестокого обращения с детьми в семьях.

    В начальных классах такому взаимодействию семьи и школы уделяется достаточно много внимания. А в среднем звене, когда появляется много новых учителей, эта работа уходит на второй план. А ведь именно в этот период у ребенка по разным причинам может пропасть желание учиться. Родители, уделявшие много внимания первокласснику, постепенно отпускают учеников в «свободное плавание» и процесс обучения становиться для детей неприятной обязанностью. А все, что неприятно, становиться неэффективным, снижается усвоение материала и, как следствие, успеваемость учеников. И в этот самый момент именно педагогам необходимо сплотиться и привлечь родителей к школьной жизни детей. Только вместе семья и школа направят наших детей на верный путь. И не методом принуждения, а методом любви, внимания и заботы.

    Как обеспечить постоянную мотивацию к учебе на протяжении всего учебного процесса

    Как уделить обучению достаточно времени, при этом не отказываясь от привычных занятий? У каждого из нас есть постоянная работа, у кого-то – семьи и дети, а некоторые проводят своё свободное время, занимаясь любимым хобби. Однако решить эту проблему совсем не сложно – нужно осознать важность и ценность обучения. Тогда и время на него вы сможете найти без труда.

    6 причин отсутствия мотивация к обучению

    Причиной возникновения данной проблемы чаще всего является страх — «я не справлюсь». Смогу ли я пройти обучение до конца? Оправдаю ли ожидания близких? А вдруг завалю итоговое тестирование? Эти вопросы появляются в голове, делая нас неуверенными.

    Отбросьте все ненужное и начните с другого. Ответьте себе: зачем вам нужно пройти обучение, и как изменится ваша жизнь после него?

    Узнай, какие ИТ - профессии
    входят в ТОП-30 с доходом
    от 210 000 ₽/мес

    Павел Симонов

    Исполнительный директор Geekbrains

    Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.

    Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее будущее!

    Какие роли играют педагоги и родители в поддержании мотивации учащихся

    Выученная беспомощность, которая очень часто бывает связана со страхом неудачи, — это довольно серьезная проблема, и ее гораздо легче предупредить, чем исправить.

    Для «профилактики» этого состояния родители должны обеспечить и показать ребенку возможности контроля над внешней средой (я влияю на то, что происходит), а также предоставлять ему синхронную и разнообразную обратную связь — разную в ответ на разные его действия.

    Если же беспомощность все же сформировалась, для ее преодоления нужно будет потрудиться! Причем здесь очень важно не совершать некоторых типичных ошибок.

    У Маши (10 лет) с начала учебного года не заладились отношения с новой учительницей английского языка. Девочка жаловалась, что учительница часто кричит на нее, высмеивает ее произношение, придирается. Скоро появились и первые «двойки» по ставшему нелюбимым предмету, которые довольно быстро превратились в закономерное явление. Как-то незаметно ухудшилась успеваемость и по другим предметам, Маша скатилась с «четверок» и «пятерок» на «тройки». Родители постоянно говорили ей, что нужно больше заниматься и все получится. Учителя поддерживали точку зрения родителей и в разговорах с ними характеризовали Машу как девочку «способную, но ленивую». Помимо школы, Маша два раза в неделю ходила в бассейн и делала это с огромным удовольствием. Ей очень нравились и сами занятия, и тренер, и общение с другими ребятами в секции. Когда дела в школе пошли совсем плохо, родители решили «по- воздействовать» на дочку и запретили ей ходить в бассейн до тех пор, пока она не исправит оценки. Они решили, что это очень хороший способ мотивировать Машу на более усердную учебу. Маша отреагировала на решение родителей довольно бурно: плакала, протестовала, упрашивала, но родители настояли на своем. Постепенно Маша успокоилась, перестала вспоминать про бассейн, но оценки в школе так и не улучшились. Более того, через несколько месяцев родители заметили, что девочка стала гораздо чаще болеть, выглядит бледной и вялой. Они решили все-таки позволить Маше снова ходить в бассейн, потому что это нужно для ее здоровья. Но ожидаемой радости у Маши это решение не вызвало. Девочка сказала, что она не хочет больше ходить в бассейн, она и так слишком устает в школе.