Как создать мотивационную среду для ребенка: советы родителям

Как создать мотивационную среду для ребенка: советы родителям

Но родители не всегда догадываются о целях ребенка, часто не знают его идеалов и убеждений. Вот, что говорит об умении слушать детей кандидат философских и доктор психологических наук — Александр Лобок:

Приходят ко мне родители и жалуются, что ребенку не интересно ничего, кроме компьютерных игр. Я спрашиваю: «А в какие именно игры он играет? А как изменились его игровые пристрастия за последний год? А что именно увлекает его в этих играх? А кем он себя воображает в этих играх, кем чувствует, играя в ту или иную игру?»

И выясняется, что родители не имеют об этом ни малейшего представления. Они даже не задумываются о том, что, играя в те или иные игры, ребенок отыгрывает какие-то свои напряжения и страхи. Что, играя, он обязательно фантазирует и воображает. Что через игру он пытается решить какие-то свои психологические проблемы.

Ребенок «целыми днями лежит на диване и ничего не делает» – вполне типичная родительская жалоба. Я спрашиваю: «Вы уверены, что он ничего не делает?» – «Совсем ничего! Просто лежит!» «Хорошо, – говорю я, – а когда вы просто лежите – вы что делаете? В вас в это время что-то происходит, или совсем ничего?..»

В этом-то и состоит суть: когда ребенок «просто лежит на диване», в нем много чего происходит. Он думает, он мечтает, он фантазирует, он переживает. Но никому нет до этого дела. Потому что для взрослых все эти его переживания и мечтания – это «глупости», не стоящие внимания. А для ребенка-то это и есть самое важное…

Так вот, я настаиваю, если нам будет интересно, что происходит во внутреннем мире ребенка – это будет главный мостик к тому, чтобы ему становился интересен наш мир. Если мы постоянно обесцениваем его внутренний мир: «Он о ерунде всякой думает!» – он будет всё дальше и дальше уходить от нас. А ведь на самом деле наша фантазия, наша мечта – это единственное, чем мы по-настоящему обладаем. Наши фантазии – это единственное, что нам с самого начала принадлежит. И самое ужасное, что делают родители, это когда они относятся к детским фантазиям с пренебрежением.

Связанные вопросы и ответы:

Вопрос 1: Как родители могут создать положительную мотивацию к учебе у ребенка

Родители могут создать положительную мотивацию к учебе у ребенка, проявляя искренний интерес к его занятиям и поддерживая его начинания. Важно хвалить ребенка не только за успехи, но и за усилия, которые он прилагает, чтобы показать, что процесс обучения ценен сам по себе. Создание комфортной домашней обстановки, где ребенок чувствует себя в безопасности и поддержке, также способствует развитию положительной мотивации. Поощряйте ребенка брать на себя ответственность за свои учебные результаты, объясняя, что обучение — это его личное достижение. Кроме того, важно демонстрировать примеры своей собственной мотивации и любви к обучению, так как дети часто подражают взрослым.

Вопрос 2: Какие методы помогают ребенку найти интерес к учебе

Одним из эффективных методов является связывание учебы с реальной жизнью ребенка. Когда ребенок видит, что изучаемые предметы имеют практическое применение, его интерес к ним возрастает. Использование игр и интерактивных заданий может сделать процесс обучения более увлекательным и доступным. Поощряйте ребенка задавать вопросы и искать ответы самостоятельно, это развивает любознательность иность. Также важно учитывать индивидуальные интересы ребенка и подбирать учебные материалы, соответствующие его увлечениям. Включение элементов творчества, таких как проекты или презентации, может сделать учебу более интересной и значимой.

Вопрос 3: Какую роль играют похвала и награды в мотивации ребенка

Похвала и награды могут играть важную роль в мотивации ребенка, если они используются правильно. Важно хвалить не только за результат, но и за усилия, чтобы ребенок понимал, что процесс обучения ценен. Награды должны быть значимыми и соответствовать достижениям ребенка, чтобы он чувствовал, что его труд оценивается. Однако чрезмерное использование наград может привести к тому, что ребенок будет заниматься учебой только ради вознаграждения, а не ради самого процесса. Следует находить баланс между похвалой и поощрением, чтобы мотивация была внутренней, а не только внешней.

Вопрос 4: Как помочь ребенку справиться с неуспехами и сохранить мотивацию

Помочь ребенку справиться с неуспехами можно, объяснив ему, что ошибки являются частью учебного процесса и что из них можно многое узнать. Важно поддерживать ребенка в трудные моменты и помогать ему находить решения, а не просто указывать на ошибки. Поощряйте ребенка анализировать свои действия и думать, что он мог бы сделать по-другому. Создание позитивного отношения к неуспехам помогает ребенку развивать устойчивость и сохранять мотивацию. Также важно напоминать ребенку о его предыдущих успехах и прогрессе, чтобы он видел, как далеко он уже продвинулся.

Вопрос 5: Как объяснить ребенку значение целей в учебе

Объясните ребенку, что цели помогают направлять усилия и давать ощущение достижения. Поощряйте его ставить небольшие, достижимые цели, которые он сможет выполнить, и праздновать их достижение. Это поможет ему чувствовать себя увереннее и мотивированнее. Учите ребенка разбивать большие цели на более мелкие шаги, чтобы процесс не казался перегруженным. Также важно объяснить, что цели могут меняться и корректироваться по мере прогресса, и это нормально. Главное, чтобы ребенок понимал, что каждая цель приближает его к его мечте.

Вопрос 6: Как домашняя обстановка влияет на мотивацию ребенка к учебе

Домашняя обстановка играет значительную роль в мотивации ребенка к учебе. Создание специального места для учебы, где нет отвлекающих факторов, помогает ребенку сосредоточиться. Поддерживающая и спокойная атмосфера в семье способствует тому, что ребенок чувствует себя комфортно и уверенно. Важно, чтобы родители были примером для подражания, демонстрируя свою любовь к обучению и интерес к знаниям. Также важно установить режим дня, который включает время для учебы, отдыха и развлечений, чтобы ребенок чувствовал себя организованным и контролировал свои занятия.

Вопрос 7: Какую роль играет спорт и физическая активность в мотивации ребенка к учебе

Спорт и физическая активность могут играть важную роль в мотивации ребенка к учебе. Физические упражнения способствуют улучшению кровообращения в мозге, что повышает концентрацию и внимание. Регулярная активность помогает ребенку releasing стресс и напряжение, что делает его более расслабленным и готовым к учебе. Кроме того, участие в спорте teaches дисциплину и ответственность, которые также полезны в учебе. Достижения в спорте могут повысить самооценку ребенка, что положительно влияет на его мотивацию в других областях жизни, включая учебу.

Как понять, почему ребенок теряет интерес к учебе

Какова бы ни была причина снижения успеваемости или нежелания учиться, не поддавайтесь эмоциям и не теряйте веру в своего подростка .

Если вы сорвались на крик — это признак вашей слабости. Претензии и оскорбления могут разрушить ваши отношения с подростком, который и без того переживает по поводу того, кто он и что может в этой жизни. Потерять веру в подростка — это лишить его надежного тыла и опоры.

  1. Проявите искренний интерес и внимание

Если у вас получится проявить искренний интерес и внимание в общении с подростком, он будет рад и благодарен вам. Это не дежурный обмен фразами «Как дела? — Нормально». Спросите, например, что нового у его друзей, не вышел ли новый трек его любимой группы, как дела на футболе (на хоре), когда ближайшая игра (концерт).

Удовлетворенная потребность ребенка в общении и принятие его вами (а значит, и миром взрослых) может стать основой для развития отношений на новом уровне, а не источником стресса и противостояния.

  1. Оцените качество отношений в семье

Присмотритесь, как складываются ваши отношения с подростком в последнее время. Попробуйте посмотреть на поведение ребенка как бы со стороны (представьте, что вы учитель или друг семьи), а на себя — «с его колокольни». Вспомните себя в возрасте вашего ребенка. Возможно, это поможет вам лучше понять своего сына или дочь и поддержать доверительные отношения.

  1. Попробуйте определить первопричину снижения учебной активности ребенка:
  • Обсудите его увлечения и интересы. Может быть, появилось что-то новое, что увлекло его настолько сильно, что стало не до учебы.
  • Поинтересуйтесь, как подросток справляется с имеющейся у него нагрузкой, как себя чувствует. Если дополнительных занятий очень много, возможно, он хотел бы освободиться от каких-то из них? А может быть у него «хвосты» по какому-то предмету и это давит на него?
  • Проследите за режимом. Помогите организовать день так, чтобы не страдала учеба и времени хватало бы на дополнительные занятия и на общение с друзьями. Может быть, причина в недосыпе? Четкий распорядок дня помогает подростку контролировать свою жизнь. Спонтанность же расслабляет и приводит к неорганизованности и хаосу.
  • Расставьте приоритеты. Проведите что-то вроде инвентаризации:
    • Составьте список школьных дел, дополнительных занятий, увлечений.
    • Оцените каждый пункт из списка по шкале «от 0 до 10» по показателям «интерес», «важность», «временные затраты».
    • Проанализируйте занятость ребенка и, возможно, вы найдете ответ, куда уходят все силы и как можно исправить ситуацию.
    • Научите подростка планированию. Составьте подробный план на учебную неделю, обсуждая, что ему нужно успевать делать. Или нарисуйте таблицу на большом листе А3 и вносите в нее все дела и обязанности ребенка.
  1. Вместе с ребенком ищите пути выхода из ситуации

Если вы поняли, почему ребенок не хочет учиться, ответьте на вопрос: получится ли самостоятельно устранить эту причину? Если да — составьте антикризисный план и действуйте.

  1. Обратитесь за помощью к специалистам

Если причина так и осталась непонятна или ваш подросток не идет на контакт, попробуйте проконсультироваться с педагогом или психологом.

Кстати, сейчас каждый родитель может получить бесплатную психологическую поддержку в непростой жизненной ситуации и проконсультироваться с профессионалами по вопросам воспитания, развития, образования и детско-родительских отношений.

Какие методы помогают развивать внутреннюю мотивацию у детей

При оценке состояния учебной деятельности, умения учить­ся и мотивации учения у отдельных школьников учителю важ­но соотнести их с некоторыми возрастными эталонами.

Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, овладением видами учебных действий. Каждое из учебных действий претер­певает свои процессы становления.

Учебная задача, завершающая ориентировочные действия, проходит этапы принятия готовых задач учителя через переосмысление их к самостоятельной постановке отдельных задач.

Учебные исполнительные действия складываются как овла­дение отдельными операциями внутри действий, при этом младший школьник опирается на материализованные средства (моделирование) и речевые опоры (проговаривание). Мо­делирование носит характер использования сначала несложных графических, затем буквенных и знаковых средств. Все учебные исполнительные действия выполняются вначале раз­вернуто при полном составе составляющих их операций. Младшему школьнику доступно не только различение способа и результата решения, но и переход к поиску нескольких способов решения, а также их применение в знакомых и незначи­тельно измененных ситуациях.

Контрольно-оценочные действия осуществляются пока в своих простых формах — в виде итогового контроля по ре­зультату сделанной работы. Но в процессе работы уже начи­нается становление действия контроля по способу решения, что является основой формирования внимания, корректирова­ния работы в ходе ее выполнения. Ряд исполнительных и кон­трольно-оценочных учебных действий в младшем школьном возрасте при правильном формировании может превратиться в умения и навыки, выполняться как бы «автоматически».

Мотивация учения в младшем школьном возрасте также развивается в нескольких направлениях. Широкие познава­тельные мотивы (интерес к знаниям) могут уже к середине этого возраста преобразоваться в учебно-познавательные мо­тивы (интерес к способам приобретения знаний); мотивы са­мообразования представлены пока самой простой формой — интересом к дополнительным источникам знания, эпизоди­ческим чтением дополнительных книг. Широкие социальные мотивы развиваются от общего недифференцированного по­нимания социальной значимости учения, с которым ребенок приходит в первый класс, к более глубокому осознанию при­чин необходимости учиться, что делает социальные мотивы более действенными. Позиционные социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя. Мотивы сотрудничества и коллек­тивной работы широко присутствуют у младших школьни­ков, но пока в самом общем проявлении. Интенсивно развива­ется в этом возрасте целеполагание в учении. Так, младший школьник научается понимать и принимать цели, исходящие от учителя, удерживает эти цели в течение длительного времени, выполняет действия по инструкции.

Важен ли возраст ребенка при выборе стратегии повышения мотивации

Многие из вас, вероятно, знают, что обстановка оказывает значительное влияние на запоминание нами изучаемого материала, творчество и аналитическое мышление. Особенно это известно тем, кому приходилось сравнивать обучение в тесной комнате общежития и в просторном читальном зале. В первом случае редко удаётся сосредоточить своё внимание на обучении, особенно, если в комнате присутствует кто-то ещё. Другое дело, читальный зал, не смотря на присутствие в нём множества людей, обстановка не напрягает и не отвлекает от обучения. В этой статье мы рассмотрим способы создания благоприятной для обучения обстановки.

1. Найдите спокойное место. Вам необходимо найти такое место, где вас не потревожат другие люди, не важно, родственники это, друзья или посторонние. Лучше всего, чтобы у вас был отдельный кабинет или комната, однако, вы можете ограничиться и читальным залом, в последнем случае старайтесь выбрать наиболее свободное от людей пространство. Важно также, чтобы в поле вашего зрения попадало минимум движущихся элементов.

2. Добейтесь тишины. Отключите компьютер, телевизор, радио и телефон. Плотно закройте дверь и попросите ваших домочадцев не тревожить вас, пока вы занимаетесь. Если с улицы доносятся посторонние звуки, закройте окно. Находясь в читальном зале, можете не тревожиться о посторонних звуках, поскольку там, обычно, поддерживается тишина.

3. Разбавьте пространство. Желательно, чтобы место, в котором вы собираетесь учиться, было прохладным и хорошо проветриваемым, при необходимости, включите вентилятор. Помимо всего прочего, добавьте что-то, что не относится к обучению, но не будет вас отвлекать, например, поставьте рядом комнатное растение, включите фоновую музыку, это немного оживит обстановку. Заходя в читальный зал, постарайтесь интуитивно угадать лучшее для себя место.

4. Позаботьтесь об освещении. Освещение в вашей комнате должно быть достаточно ярким, чтобы вам не приходилось напрягать глаза, но без излишеств, чтобы лучи не оказывали раздражающего воздействия и не создавали бликов и теней на рабочей поверхности. Источник света должен находиться вне поля вашего зрения.

5. Подберите удобное сиденье. Комфортное сидение без спинки, поможет вам быть более сосредоточенными во время работы. Если испытываете трудности с поддержанием осанки, приобретите специальный ортопедический стул, он позволит уменьшить нагрузку на позвоночник. Вне зависимости от выбора подходящего сидения, старайтесь время от времени вставать и делать разминку.

6. Избавьтесь от посторонних предметов. Освободите ваше пространство для обучения ото всех предметов, не имеющих отношения к учёбе. Это важно, поскольку они служат своего рода крючками для вашего сознания, отвлекающими вас от основного занятия. В идеале, вам следует сделать генеральную уборку в своей комнате.

7. Отсортируйте изучаемые материалы. Составьте план обучения и определитесь, какой предмет вы будете изучать и в какое время. Приступая к занятию, старайтесь, чтобы перед вами находились только те материалы, которые вы сейчас изучаете. Такой подход позволит вам направить максимум внимания на изучаемый предмет.

8. Подготовьте всё необходимое. Соберите все принадлежности, которые вам потребуются во время обучения. Ручки, карандаши, чистые листы бумаги, учебники и словари. Не будет лишним поставить неподалёку часы с будильником, чтобы придерживаться рамок своего плана. А также воду, в случае, если вас посетит жажда.

9. Очистите свой разум. Отпустите прошлое, оставьте в покое будущее, сосредоточьтесь на настоящем. Существует множество техник для очистки разума от мыслей, которые вам следует освоить, с целью более эффективного обучения, такие техники вы найдёте на страницах нашего сайта.

Имейте в виду, от выполнения перечисленных выше рекомендаций будет немного толку, если вы не научитесь таким же образом приводить в порядок свои мысли и сосредотачиваться исключительно на обучении. С другой стороны, научившись абстрагироваться от окружающей действительности во время обучения, вы сможете с успехом учиться в любом приемлемом для этого месте. Успехов вам!

Как создать домашнюю обстановку, способствующую учебе

Прежде всего, известная всем и самая простая форма, не требующая никаких особых затрат, — словесная похвала. Вряд ли кто из родителей с ней незнаком. Что может быть проще, погладить свое чадо по головке и похвалить словами «умница» или «молодец»! Но, несмотря на кажущуюся простоту, обращаться с похвалой нужно очень аккуратно. При частом и неправильном применении ее значимость для ребёнка снижается и воспринимается в дальнейшем как должное дело. Захвалив отпрыска, можно сделать его эгоистичным и капризным.

Редкая и скупая похвала от взрослых обижает ребёнка, приводит к занижению самооценки и отсутствию мотивации к действию. Поэтому в данном случае основная задача родителей — найти золотую середину, наблюдая и подмечая изменения в поведении, а также учитывая психологические.

Чего следует избегать при похвале? Нельзя хвалить ребёнка, сравнивая его с другими детьми, занижая их достоинства. Правильно отметить, что именно индивидуальные достижения вашего чада прогрессируют, становятся красивее, интереснее, ярче. «У тебя с каждым разом получается все лучше и лучше!».

Избегайте часто хвалить самого ребёнка, стоит делать это в отношении его поступка. Не он сам — «солнце ясное» и «красота неземная», а его поступок — «замечательный», «правильный» и «хороший».

Следует хвалить ребёнка справедливо и по возрасту. Если двухгодовалый малыш пытается помочь маме мыть полы, то похвала здесь уместна. Если же это делает школьник, то подойдет простое «спасибо». Можно отметить похвалой и первую застегнутую пуговицу, и первый завязанный шнурок. Затем остановитесь, все это происходит согласно возрасту и развитию, не делайте на этом акцент. Обратите внимание на творческие способности своего чада, на его достижения. И если уж хвалите детские поделки или выступления, не применяйте общие слова «красиво», «достойно», «хорошо». Укажите, что конкретно вам понравилось, что получилось лучше по сравнению с прошлым разом, что нового появилось в творчестве.

Может ли похвала и награждение улучшить мотивацию ребенка

Выученная беспомощность, которая очень часто бывает связана со страхом неудачи, — это довольно серьезная проблема, и ее гораздо легче предупредить, чем исправить.

Для «профилактики» этого состояния родители должны обеспечить и показать ребенку возможности контроля над внешней средой (я влияю на то, что происходит), а также предоставлять ему синхронную и разнообразную обратную связь — разную в ответ на разные его действия.

Если же беспомощность все же сформировалась, для ее преодоления нужно будет потрудиться! Причем здесь очень важно не совершать некоторых типичных ошибок.

У Маши (10 лет) с начала учебного года не заладились отношения с новой учительницей английского языка. Девочка жаловалась, что учительница часто кричит на нее, высмеивает ее произношение, придирается. Скоро появились и первые «двойки» по ставшему нелюбимым предмету, которые довольно быстро превратились в закономерное явление. Как-то незаметно ухудшилась успеваемость и по другим предметам, Маша скатилась с «четверок» и «пятерок» на «тройки». Родители постоянно говорили ей, что нужно больше заниматься и все получится. Учителя поддерживали точку зрения родителей и в разговорах с ними характеризовали Машу как девочку «способную, но ленивую». Помимо школы, Маша два раза в неделю ходила в бассейн и делала это с огромным удовольствием. Ей очень нравились и сами занятия, и тренер, и общение с другими ребятами в секции. Когда дела в школе пошли совсем плохо, родители решили «по- воздействовать» на дочку и запретили ей ходить в бассейн до тех пор, пока она не исправит оценки. Они решили, что это очень хороший способ мотивировать Машу на более усердную учебу. Маша отреагировала на решение родителей довольно бурно: плакала, протестовала, упрашивала, но родители настояли на своем. Постепенно Маша успокоилась, перестала вспоминать про бассейн, но оценки в школе так и не улучшились. Более того, через несколько месяцев родители заметили, что девочка стала гораздо чаще болеть, выглядит бледной и вялой. Они решили все-таки позволить Маше снова ходить в бассейн, потому что это нужно для ее здоровья. Но ожидаемой радости у Маши это решение не вызвало. Девочка сказала, что она не хочет больше ходить в бассейн, она и так слишком устает в школе.

Как помочь ребенку справиться со страхом неудач и критикой

Как создать мотивационную среду для ребенка: советы родителям

Рассказываем, какие способы помогут заинтересовать школьника учебным процессом.

Многие родители, ожидая от ребёнка отличной успеваемости и хороших оценок, забывают о том, что один из ключевых факторов успеха — заинтересованность школьника. Вместе с редакцией ИнтернетУрока разбираемся, как привить ребёнку интерес к учебному процессу и какие эффективные приёмы помогут в этом вопросе.

Мотивируем

Первый шаг на пути к успеху практически в любом вопросе — понимание, с какой целью вы это делаете. Именно поэтому так важно правильно мотивировать школьника и объяснять, зачем нужно учиться и какие результаты принесёт этот процесс.

Конечно, в этом вопросе многое зависит и от возраста учащегося. Школьников младшего возраста можно заинтересовать, тщательно разъясняя все детали, а также используя разнообразные вспомогательные материалы и способы: от красочных энциклопедий и интерактивных тренажёров до небольших поощрений. С учениками средней и старшей школы важно работать над ситуацией более предметно: вместе обсуждать планы на будущее и то, какие шаги в настоящем помогут достичь желанных результатов.

Как создать мотивационную среду для ребенка: советы родителям 01

Развиваем навык учиться

Этот пункт имеет ключевое значение, однако о нём нередко забывают. Если у школьника не развит навык учиться, образовательный процесс будет даваться ему с трудом, и, как следствие, интерес к нему будет снижаться.

Впрочем, эта проблема решаема. Не стоит перекладывать на себя школьные обязанности ребёнка, даже если вы сильно переживаете за успеваемость; направляйте ребёнка, но при этом не забывайте поощрять инициативу, постепенно учите его самостоятельно анализировать происходящие процессы и находить необходимую информацию, которая поможет решить тот или иной вопрос.

Помогаем

Впрочем, поощрение инициативности и самостоятельности не отменяет того, что родитель должен быть сам заинтересован в учебном процессе ребёнка. Это касается не только умеренной помощи в выполнении домашних заданий и других вопросах, касающихся учёбы, но и обсуждения школьного обучения в целом. Важно, чтобы ребёнок видел заинтересованность родителей в том, что нового произошло за день, с какими сложностями или, наоборот, увлекательными ситуациями он столкнулся, а также понимал, что он может обратиться к ним за советом или практической помощью в случае необходимости.

Как создать мотивационную среду для ребенка: советы родителям 02

Ребенок не хочет учиться сам: 3 главные причины

“Ребенок неплохо успевает в школе, но без посторонней помощи не справляется. Как решить проблему эффективно?”

Учитываем индивидуальные особенности

Интроверт или экстраверт (а может быть, амбиверт?), гуманитарий или технарь, любитель активного образа жизни или поклонник рассудительных и неторопливых действий — все дети, как и взрослые, разные, поэтому, стараясь привить школьнику интерес к учёбе, стоит учитывать его индивидуальные особенности.

Это касается как выбора самого учебного заведения и формата обучения, так и процесса выполнения домашних заданий, а также выбора секций и дополнительных занятий.

Как создать мотивационную среду для ребенка: советы родителям 03

Дозируем нагрузку

Конечно, каждому родителю хочется передать детям как можно больше знаний и опыта, но порой эта благая цель порождает настоящую гонку, в процессе которой школьник теряет не только интерес к победе, но и силы на участие. Чтобы избежать выгорания и грамотно распределять нагрузку, стоит принимать во внимание индивидуальные особенности ребёнка, правильно расставлять приоритеты и учитывать внешние факторы, например, время в дороге до школы или секции.

Как создать мотивационную среду для ребенка: советы родителям 04

5 тревожных признаков того, что ребёнок перегружен

Распознать переутомление у ребёнка бывает непросто, особенно, когда речь заходит об учениках начальной школы.

В целом не существует универсального совета, который в одночасье заставит школьника проникнуться любовью к учёбе (тем более, что по мере взросления заставить ребёнка что-либо делать становится всё сложнее, а риск столкнуться с побочными эффектами в виде конфликтов и отрицания родительского авторитета значительно возрастает). Однако работать над решением проблемы нужно, и делать это стоит с умом и комплексно: проявлять понимание, обсуждать с ребёнком его цели, страхи, сомнения и, главное, не забывать самому интересоваться как успехами школьника, так и его промахами.

Какие дополнительные занятия могут повысить интерес к учебе

Как научить ребёнка ставить цели и достигать их?

Как научить ребёнка ставить цели и достигать их?

Научить дошкольника ставить цели – довольно сложная задача в силу его возраста и психоэмоционального развития.

Зарегистрируйтесь до 28 февраля и получите бесплатный доступ навсегда

Научить дошкольника ставить цели – довольно сложная задача в силу его возраста и психоэмоционального развития. Родителям предстоит действовать грамотно и очень аккуратно, сначала уяснить многие вещи для себя.

Например, что можно считать целью и как ее отличить от обычного задания, как сфокусировать внимание ребенка, что делать, если цель не достигнута.

Что такое цель и как ее достигнуть

Психологи в этом вопросе советуют родителям выделить на три ключевых блока – кто, как и зачем, которые помогут научить ребенка ставить цели.

Кто

Примерно к трем годам у ребенка отчетливо проявляется характер и темперамент, от которого и нужно отталкиваться:

  • активным и взрывным холерикам важно четко поставить цель, которую можно достигнуть в кратчайшее время, иначе ребенок потеряет интерес;
  • спокойным и не азартным флегматикам и меланхоликам полезно прожить с целью некоторое время, внутренне принять ее и только лишь потом делать шаги к достижению;
  • оптимистичным и подвижным сангвиникам лучше раздробить цель на несколько маленьких побед, чтобы они не потеряли нить и не увлеклись чем-то другим.

Так, для маленького флегматика полезны слова «успеешь, можно и потом», его не надо поторапливать, для холерика же потом – это синоним неважно, его мотиваторы «скорее! надо! срочно!». Флегамтик и меланхолик могут ходить в бассейн ради того, чтобы научится плавать для поездки на море на следующий год, а холерик ради того, чтобы на ближайших соревнованиях победить в своей группе.

Как

Конечно, для дошкольника цель формируют родители (ставят или мягко подводят к ней). И чтобы ребенок видел, что это именно цель, а не задание, при постановке важно придерживаться простых правил.

Во-первых, брать цель с практической привязанностью. Убраться в комнате – это не цель, а задание (завтра опять будет беспорядок), а научиться читать – это цель, в дальнейшем можно читать интересные книги.

Во-вторых, предусмотреть, чтобы победа была не абстрактная, а почти осязаемая, вещественная – грамота, медаль, какой-то навык.

Взрослые обязательно должны хвалить ребенка, когда видят, что он действительно приложил много усилий для достижения цели, помогать ему в этом.

Зачем

В процессе воспитания целеустремленной личности есть опасность нивелировать для ребенка ценность достигнутого. Это случается, когда малышу ставится цель за целью, он их достигает, но лично для себя ничего из этого не выносит, увлекается процессом, а не результатом.

Важный момент – периодически проговаривать ребенку, что он молодец и достиг цели, напоминать, как это было сложно, через что пришлось пройти. У дошкольника повышается самооценка, появляется уверенность в собственных силах, успех - окружающие признают, что он победитель.

Как помочь ребенку ставить реалистичные цели и достигать их. Сведения об образовательной организации

Что делать, если не получилось

Даже у взрослых не всегда получается ставить цель и тем более ее достигать, что говорить про маленького ребенка!

Чтобы горечь поражения и разочарование не давили на малыша, родители должны:

  • подчеркивать только положительные моменты происходящего;
  • давать легко выполнимые задания, чтобы привить малышу вкус побед;
  • предварительно оценивать цель – сможет ли ребенок ее достичь вообще, помогать и контролировать процесс.

Обязательно поддержать ребенка – ты был лучшим/самым быстрым/умным, молодец, мы гордимся тобой!

Учить ставить и достигать цели нужно еще в дошкольном возрасте, чтобы к семи годам ребенок уже имел представление об этом. Понимал, что такое терпение, усилие, настойчивость.

И, все же, психологи напоминают: целеустремленный ребенок – это отлично, но намного важней, чтобы достижение цели не стало смыслом жизни.

Вся информация взята из открытых источников.Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Как родители могут быть примером для подражания в учебе

Достичь значительных целей в жизни требует не только навыков самодисциплины и сильной воли, но и неизбывного источника мотивации, который поддерживает ваш пыл на всем пути к успеху. Просто начать действовать недостаточно; важно иметь стойкость и энергию, чтобы продолжать движение вперед, несмотря на любые трудности и преграды.

Как недостаток мотивации может помешать достижению целей

Недостаток мотивации часто становится причиной неудач и недостижения желаемых результатов. Например, многие новички в фитнес-клубах, начав тренироваться с энтузиазмом, быстро теряют интерес и перестают заниматься, как только начинают ощущать первые трудности или боль в мышцах. Точно так же, студенты, которые активно начинают подготовку к экзаменам, могут сдаться на полпути, потеряв запал и воодушевление.

Также недостаток мотивации мешает на долгих этапах, когда путь к успеху требует постоянных усилий. Например, предприниматели, которые решают открыть собственный бизнес, могут столкнуться с множеством проблем, таких как нехватка финансирования или административные преграды. Без сильной мотивации они рискуют сдаться при первом же значительном препятствии.

Один из распространенных мифов заключается в том, что для достижения целей достаточно только дисциплины и силы воли, а мотивация играет второстепенную роль. Однако факты говорят о том, что истинно стойким и волевым людям присуща также высокая степень мотивации. Именно она позволяет им сохранять энергию и страсть даже в самых сложных ситуациях.

Простые стратегии, которые помогут поддерживать мотивацию

К счастью, существует множество эффективных стратегий для поддержания мотивации на протяжении всего пути к вашим целям. Вот некоторые из них:

  • Поставьте конкретные и измеримые цели: Например, вместо того чтобы сказать «я хочу стать лучше в беге», поставьте цель пробежать 5 километров за 25 минут через три месяца.
  • Разделяйте большую цель на маленькие шаги: Это поможет вам видеть прогресс и сохранять мотивацию. Например, если вы хотите выучить новый язык, начните с освоения базового словарного запаса и простых фраз.
  • Награждайте себя за достижения: Создайте систему вознаграждений за каждую достигнутую цель. Например, после успешного завершения недели тренировок позвольте себе посмотреть любимый фильм или съесть любимый десерт.
  • Окружайте себя поддержкой: Найдите единомышленников или наставника, который будет поддерживать вас и подталкивать вперед.
  • Визуализируйте успех: Представляйте себе конечный результат вашего пути и те эмоции, которые вы испытаете, достигнув цели. Это поможет сохранить фокус и вдохновение.

Мотивация, как топливо для двигателя, не даст вам остановиться на полпути к вашей цели. Таким образом, правильно используя различные стратегии мотивации, вы сможете значительно повысить свои шансы на успешное достижение желаемых результатов и воплощение ваших самых смелых начинаний.