Мотивация: ключевой фактор успешного обучения школьников

Мотивация: ключевой фактор успешного обучения школьников



Мотивация играет очень важную роль и способствует непрерывности и успеху обучения каждого человека. Это означает, что чем выше учебная мотивация человека, тем более высокие достижения и результаты обучения должны быть достигнуты. К элементам, влияющим на учебную мотивацию, относятся стремления, способность детей к обучению, условия обучения учащихся и атмосфера учебной среды.

Motivation plays a very significant part and benefits in the continuity and success of learning сarried out by each student. This suggests that the higher the learning motivation of the person, the wider the achievement and learning success to be achieved. The things that influence learning motivation include aspirations, the ability of children to learn, the conditions of learning, and the atmosphere of the learning environment.

Мотивация к обучению очень важна для школьников. Важность мотивации для учащихся состоит в том, чтобы информировать учащихся о том, что они могут выполнить в начале обучения, в процессе и в конце обучения, поощрять учебный энтузиазм, и информировать их о существовании учебного путешествия, а затем работы . Что касается преподавательской деятельности, важно то, как создать условия или процесс, который направляет учащихся на выполнение учебной деятельности. Обеспечение мотивации учащихся означает побуждение учащихся к выполнению чего-либо или желанию сделать что-либо в учебной деятельности таким образом, чтобы это стало привычкой и потребностью в достижении целей , . Мотивация в преподавательской деятельности является общей движущей силой учащихся, которая стимулирует, обеспечивает преемственность и предполагает достижение целей . Учителя должны прилагать усилия, чтобы поощрять и мотивировать учащихся учиться хорошо выполнять учебную деятельность. При реализации учебного процесса на уроке необходимо обращать внимание на наличие учебной мотивации, а именно той мотивации, которая существует в мире образования. Мотивация связана с тем, как человек выполняет деятельность или работу, чем больше и точнее мотивация у ученика, тем успешнее учебная деятельность, осуществляемая учащимся. Внутренняя мотивация — это желание действовать, вызванное внутренним движущим фактором .

Связанные вопросы и ответы:

1. Что такое мотивация и почему она важна для успеха в обучении

2. Как внутренние мотивы влияют на учебные достижения школьника?

3. Какие внешние факторы могут повлиять на мотивацию школьника?

4. Можно ли развивать мотивацию у школьника, и если да, то как?

5. Как связаны мотивация и интерес в обучении?

6. В чем роль учителя в формировании мотивации у школьников?

7. Как родители могут поддерживать мотивацию ребенка в обучении?

8. Как мотивация помогает школьнику преодолевать трудности в обучении?

---

Ответы:

#1. Что такое мотивация и почему она важна для успеха в обучении

Мотивация — это внутреннее или внешнее побуждение к деятельности, направленное на достижение определенных целей. В контексте обучения мотивация играет ключевую роль, так как она определяет готовность ученика к активному участию в учебном процессе, его настойчивость и стремление к результату. Без мотивации даже способные ученики могут испытывать трудности в освоении материала, поскольку缺乏 стимула для усилий. Мотивированный ученик легче справляется с препятствиями, проявляет инициативу и достигает лучших результатов. Таким образом, мотивация является основным условием для успешного обучения.

#2. Как внутренние мотивы влияют на учебные достижения школьника

Внутренние мотивы, такие как интерес к предмету, желание учиться и личностное значение учебы, оказывают значительное влияние на учебные достижения. Когда ученик真正 заинтересован в теме, он с большим энтузиазмом подходит к изучению материала, что способствует лучшему запоминанию и пониманию. Кроме того, внутренние мотивы способствуют развитию независимости и ответственности за свой прогресс. Это приводит к повышению самооценки и уверенности, что, в свою очередь, положительно влияет на результаты обучения. Таким образом, внутренние мотивы являются мощным стимулом для академического успеха.

#3. Какие внешние факторы могут повлиять на мотивацию школьника

Среди внешних факторов, влияющих на мотивацию школьника, можно выделить поддержку учителей и родителей, атмосферу в классе, оценки и награды, а также влияние сверстников. Положительная обратная связь от учителя может повысить мотивацию, тогда как критика или пренебрежение могут ее снижать. Родители, проявляющие интерес к учебе ребенка и оказывающие поддержку, также способствуют повышению мотивации. Кроме того, возможность участвовать в конкурсах или получать награды за достижения может стать дополнительным стимулом. Наконец, поддержка друзей и коллектива способствует созданию комфортной учебной среды, что также влияет на мотивацию.

#4. Можно ли развивать мотивацию у школьника, и если да, то как

Да, мотивацию у школьника можно развивать. Для этого важно создать положительную учебную среду, где ученик чувствует себя уверенно и поддерживаемо. Учитель может использовать различные методы, такие как введение игровых элементов, обсуждение реальных применений изучаемого материала и предоставление возможности выбора тем для проектов. Также важно устанавливать реальные и достижимые цели, чтобы ученик видел прогресс и чувствовал удовлетворение от своих достижений. Родители могут поддерживать мотивацию, проявляя интерес к учебе ребенка и празднуя его успехи, независимо от их масштаба.

#5. Как связаны мотивация и интерес в обучении

Мотивация и интерес тесно связаны, так как интерес к предмету часто является основой для мотивации. Когда ученик заинтересован в теме, он с большей готовностью投ает время и усилия на ее изучение. Интерес стимулирует любознательность и желание探索ровать новые идеи, что, в свою очередь, повышает мотивацию. Более того, интересное обучение делает процесс более приятным и менее стрессовым, что способствует устойчивой мотивации. Однако даже если интереса изначально нет, он может быть разбужен через подачу материала в доступной и привлекательной форме.

#6. В чем роль учителя в формировании мотивации у школьников

Учитель играет ключевую роль в формировании мотивации у школьников. Он может создать позитивную атмосферу в классе, где каждый ученик чувствует себя значимым и поддерживаемым. Учитель, который вдохновляет и интересно преподает, может разбудить интерес к предмету даже у тех учеников, которые изначально к нему безразличны. Кроме того, учителя могут использовать различные методы, такие как индивидуальный подход, положительная обратная связь и поощрение инициативы, чтобы повысить мотивацию. Они также могут помочь ученикам установить цели и разбить их на достижимые шаги, что способствует развитию чувства достижения.

#7. Как родители могут поддерживать мотивацию ребенка в обучении

Родители могут поддерживать мотивацию ребенка, проявляя интерес к его учебе и празднуя его достижения. Важно создать дома поддерживающую среду, где обучение ценится и поощряется. Родители могут помогать ребенку устанавливать цели и разрабатывать планы их достижения, обучая его планировать и организовывать время. Также важно хвалить ребенка не только за результаты, но и за усилия, что помогает развивать внутреннюю мотивацию. Кроме того, родители могут сотрудничать с учителями, чтобы обеспечить единую поддержку ребенка в учебе.

#8. Как мотивация помогает школьнику преодолевать трудности в обучении

Мотивация играет важную роль в преодолении трудностей в обучении. Когда ученик мотивирован, он более готов столкнуться с препятствиями и продолжать努力, несмотря на неудачи. Мотивация помогает развивать настойчивость и резилиентность, что позволяет ученику видеть трудности как возможности для роста, а не как непреодолимые преграды. Кроме того, мотивированный ученик более склонен искать помощи и ресурсы, чтобы преодолеть трудности, что способствует его прогрессу. Таким образом, мотивация является ключевым фактором в преодолении трудностей и достижении успеха в обучении.

Что такое мотивация и как она влияет на успеваемость школьников

Замечание 1

Большинство экспертов сходятся во мнении того, что существует мотивация двух типов: внешняя и внутренняя.

Внешняя мотивация является продуктом, который описывает поведение в ситуациях, когда поведение индивида описывается под воздействием внешних факторов.

Пример 1

Например, работодатель обещал выдать большую премию при достижении значительной цели в работе организации, это способствовало тому, что сотрудники начали более плодотворно работать над поставленной задачей. В данном случае, направленность сотрудников на работу задаётся внешними ожиданиями в получении материальной выгоды. Внешняя мотивация основывается на наградах, премиях, поощрениях или иных видах стимуляции, которые способны как инициировать желаемое поведение, так и тормозить не желаемое.

Внутренняя мотивация описывается типом поведения, когда поведенческие факторы находятся внутри человека. Она не имеет системы поощрений и кроется в самой активности личности. Человек вовлекается в работу, ради самой деятельности, а не для достижения наград. При этом самоцелью является сама деятельность как таковая. Если сотрудник переведён на более интересную для него работу, он начинает демонстрировать свою увлечённость процессом, работает надо собой, пытаясь добиться больших успехов. Мотивом такого поведения могут служить желание профессионального роста, вовлечённость в интересную задачу и множество других.

Для объяснения различных типов мотивации было создано множество теорий.

В чем разница между внутренней и внешней мотивацией, и какая из них более эффективна

Чем старше человек, тем яснее для него цель обучения в школе: получение знаний, поступление в университет, становление личности. Однако детям всего этого ещё не понять. При этом им как никому нужна мотивация учиться.

Предлагаем узнать, как меняется и устанавливается стимул в зависимости от возраста ребёнка.

Какие факторы могут влиять на мотивацию школьников к обучению. Формирование учебной мотивации у школьников разных возрастов

В начальной школе дети довольно часто учатся хорошо, потому что им важно, чтобы их похвалили учитель и родители. В этот период редко поднимается вопрос о том, как повысить учебную мотивацию учащихся. Для чего нужны все те знания, которые им дают, ученики пока что не особо понимают.

Как правило, большинству детей нравятся предметы, где есть элементы игры и развлечений (ИЗО, физкультура, труд). Главная цель ребёнка в этом возрасте – не огорчить значимого взрослого. Именно для этого они стараются качественно выполнять задания. Учащиеся начальной школы воспринимают учебу не столько как приобретение знаний, сколько в качестве общения и игры со сверстниками.

В средней школе интерес к предмету напрямую зависит от взаимоотношений с преподавателем. Со временем на первое место будет выходить желание не отставать от одноклассников. Это вполне естественно, но может случиться так, что из-за неудач ребёнок не захочет больше стараться, потому что не будет видеть в этом смысла. Поэтому задача родителей – объяснить, что не нужно пытаться быть лучше кого-то, а надо постоянно стремиться быть лучшей версией самого себя.

Старшеклассники уже более осознанно воспринимают учёбу и понимают, что в дальнейшем от неё будет польза.

Купите со скидкой 40%

Только до

Пройдите курс повышения квалификации «Мотивация
учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»
всего за 990 рублей

Удостоверение установленного образца

Старт учебы в день оплаты

Посмотреть программу курса

Уже скачали 8673 человека

Вот так с возрастом устанавливается мотивация.

Какие факторы могут влиять на мотивацию школьников к обучению

Учебная мотивация как необходимое условие успешного обучения.

Реализация федерального государственного образовательного стандарта приводит к интенсификации деятельности учащихся, что вызывает снижение мотивации к учебному труду, потерю интереса к учебе.

Как писал К.Д. Ушинский: «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить».

Учебная мотивация является достаточно большой проблемой в современной школе, поэтому сегодня существует важность стимулирования интереса обучающихся, формирования у них потребности в знаниях, так как от этого, в большой степени зависит качество приобретаемых знаний и их практическое применение.

В соответствии Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 2), обучение это «целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни».

Таким образом, формирование мотивации – это необходимый компонент обучения, прописанный в федеральном законе.

Что следует понимать под учебной мотивацией? «Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности».

Существуют ли эффективные способы повышения учебной мотивации для учебного процесса? Да, они известны, и могут быть внедрены в повседневную практику образовательной организации.
Не для кого не секрет, что большое значение на успешное обучение оказывают индивидуальность учителя, стиль его преподавания, эмоциональная обстановка в классе и без пробуждения интереса учащихся, без их внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.
Как же учителю сформировать устойчивую учебную мотивацию у своих учеников? Здесь не может быть единого рецепта на «все случаи жизни» - у каждого педагога есть свои «хитрости» и приёмы.

Приведу некоторые примеры приемов учебной мотивации, которые прошли апробацию на уроках астрономии.

Практика 1. «Внутренняя мотивация».
Практика позволяет создавать на уроке внутреннюю мотивацию у обучающегося, позволять ему выбирать, как и что он будет делать на уроке (например, предлагается множество заданий, из которых он выбирает одно или несколько).

Практика 2. «Взаимодействие».
Практика позволяет научить поддерживать взаимодействие обучающихся, включённых в общую деятельность (например, использовать работу в парах или в малых группах).

Практика 3. «Индивидуальность».
Практика позволяет организовать учебный процесс с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося – тогда каждый обучающийся сможет реализовать свои способности (использование индивидуальных заданий).

Практика 4. «Совместная цель».
Практика позволяет внутренне мотивировать учащихся, совместно с ними устанавливать на уроке несколько достижимых целей и время, в течение которого они должны быть достигнуты.

Практика 5. «Атмосфера соревнования».
Практика позволяет создать атмосферу соревнования на уроке, для поддержания активности учащихся (для этого используются различные задания на 2 команды).

Практика 6. «Свобода выбора».

Практика позволяет дать обучающимся больше свободы на уроке – в условиях постоянного контроля со стороны учителя внутренняя мотивация быстро ослабевает (для этого используются различные виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль).

Практика 7. «Как в жизни!».

Практика позволяет, связывать учебный материал с тем, что происходит в жизни, так учащиеся быстрее осознают важность изучаемого предмета (для этого используются практические задания, связанные с жизненными процессами).

Практика 8. «Оценивание труда».

Практика позволяет оценивать труд учащегося, чем чаще учитель оценивает труд учащегося, тем интереснее ему работать.

Таким образом, такой подход к обучению создаст предпосылки для формирования сильной и устойчивой внутренней положительной мотивации учащихся и позволит учителю проявить свой педагогический опыт и талант.

Почему мотивация важна для успешного обучения

  • Высокая учебная мотивация школьников.

​ Дети, имеющие высокий уровень мотивации, характеризуются четкими познавательными мотивами. Они нацелены на успешное выполнение всех требований учреждения образования. Они добросовестно выполняют указания педагогов, на занятиях проявляют активность и заинтересованность. Ученики весьма эмоционально реагируют на низкие результаты и критику со стороны учителя.

Как определить, что у школьника низкая мотивация к учению. Уровни учебной мотивации школьников

  • Хорошая учебная мотивация .

Учебная мотивация современных школьников в наибольшей степени характеризуется подобным уровнем заинтересованности в результатах процесса обучения. Эффективность восприятия программы не зависит от строго установленных требований и норм, а ответы не столь сильно привязаны к системе оценивания.

  • Положительное отношение к школе .

Положительная учебная мотивация у младших школьников нередко имеет в основе внеучебные аспекты образовательного процесса. Например, возможность пообщаться с друзьями или любимым учителем и ощущение себя взрослым. Немаловажное значение здесь играет роль ученика в глазах окружающих.

Познавательные мотивы у подобных учеников до конца не сформированы, и сама по себе образовательная деятельность не представляет для них ценности. Их может привлекать учеба в школе возможностью ходить с красивым портфелем или тетрадями, а не получением необходимых знаний и навыков.

  • Низкая учебная мотивация школьников.

Учащиеся с низким уровнем мотивации без желания посещают занятия в школе и часто числятся в списках прогуливающих. Они отвлекаются на другие занятия и игры во время уроков, испытывают определенные трудности в освоении учебной программы и находятся в нестабильном состоянии адаптации к школьной среде.

  • Отрицательное отношение к обучению .

Ученики с отрицательным взглядом на школу сталкиваются с серьезными проблемами в обучении: они не могут справиться с заданиями, имеют трудности во взаимодействии с одноклассниками и учителем. Школа для них часто ассоциируется с враждебной средой, где им тяжело находиться. В ряде случаев учащиеся могут проявлять агрессивное поведение, отказываясь выполнять требования учебного заведения или следовать правилам и нормам.

Как определить, что у школьника низкая мотивация к учению

Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.
П.Я. Гальперин

В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. И я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более эффективным?

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.

Проблема мотивации исследуется достаточно широко. Но, несмотря на большое количество исследований в этой области, а также обращения ряда авторов к изучению особенностей мотивации учения у младших школьников, данную проблему нельзя считать решенной во многих аспектах.

Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель.

Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д. Нередко, что в первый же день пребывания в школе ученик узнает, что теперь он не может вести себя так, как раньше: ему нельзя встать тогда, когда ему хочется; нельзя повернуться к ученику, сидящему сзади; нельзя спросить, когда хочется это сделать, и т.д. В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал неблагополучия.

Даже взрослый человек не может длительное время работать в таких условиях. Чтобы понять другого человека, надо мысленно встать на его место. Вот и представьте себя на месте ученика, который должен каждый день, как правило, не выспавшись вставать и идти в школу. Он знает, что учительница снова скажет, что он глупый, несообразительный, поставит двойку. Отношение к нему передалось ученикам класса, поэтому многие из них относятся к нему плохо, стараются чем-нибудь ему досадить. Словом ученик знает, что ничего хорошего его в школе не ждет, но он все-таки идет в школу, идет в свой класс.

Если аналогичная ситуация складывается у учителя, то он долго не выдерживает и меняет место работы. Учитель должен постоянно помнить, что человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции. Если это имеет место, то надо ли удивляться, что уже в начальной школе у некоторых детей уже в начальной школе развиваются неврозы.

Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.

Как же пробудить у ребят желание "напиться" из источника знаний? В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? На эти вопросы я и попыталась для себя ответить. И сегодня хотела бы поделиться своими мыслями и интересными идеями со своими коллегами.

Какие методы можно использовать для повышения мотивации у учащихся

Конспект родительского собрания "Роль родителей в формировании положительной мотивации к школе «НЕ ДЛЯ ШКОЛЫ – ДЛЯ ЖИЗНИ УЧИМСЯ!» Цель: Познакомить родителей с важнейшей задачей современной системы образования («учить учиться») и способами ее достижения через повышение мотивации к учению у детей. Задачи: 1. Познакомить родителей с понятием мотивации и ее особенностями. 2. Предложить реальные способы повышения мотивации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа«Роль родителей в формировании положительной мотивации к школе «НЕ ДЛЯ ШКОЛЫ – ДЛЯ ЖИЗНИ УЧИМСЯ!» »

ФРодительское собрание

Роль родителей

в формировании положительной мотивации к школе

«НЕ ДЛЯ ШКОЛЫ – ДЛЯ ЖИЗНИ УЧИМСЯ!»

Цель: Познакомить родителей с важнейшей задачей современной системы образования («учить учиться») и способами ее достижения через повышение мотивации к учению у детей.

Задачи:

    Познакомить родителей с понятием мотивации и ее особенностями.

    Предложить реальные способы повышения мотивации.

Скажите мне громко и хором, друзья
Деток своих все вы любите? (да)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю… Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь, откажитесь нам? (нет)
Последнее спрошу вас я
Активными все будем? (да)
Замечательно! Молодцы!

Не стыдно чего-нибудь не знать,

но стыдно не хотеть учиться.

Сократ

Уважаемые родители!

Я рада вас всех сегодня видеть. Наше собрание хочу начать с известного анекдота:

«1 сентября первоклассник Вовочка приходит домой, кидает в угол портфель и кричит родителям: «Что же вы не сказали, что эта бодяга на десять лет?!..»

Знакомая ситуация? (да)

А должна ли она быть такой? Может быть, мы должны ее изменить? Изменить отношение наших детей к школе, к своей учебе, к своим знаниям, наконец, к своему будущему. Вот об этом и пойдет речь на нашем сегодняшнем собрании «Не для школы, а для жизни учимся!»

Но для начала ответьте на вопрос: 1. «Зачем ваши дети ходят в школу?»

Ответы родителей заносятся на доску столбиком: чтобы был грамотным, чтобы поступил на бюджет, чтобы мог самоопределиться, чтобы получил знания, научился писать, считать, читать.

    Чтобы добиться этой цели нужно выполнять ряд действий. Каких?

Ответы заносятся на доску во второй столбик: ходить в школу, слушать учителя, выполнять все задания, читать, делать уроки.

    Но чтобы человек, а тем более ребенок начал выполнять действия необходимо, чтобы он захотел их выполнять.

Как раз это желание и называетсямотивом.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок хорошо учился, с интересом и желанием занимался в школе. Но часто и от родителей, и от педагогов приходится с сожалением слышать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». Следовательно, возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации.

Вы, возможно, знаете, что изменились стандарты образования, по которым работает образовательная система. Это значит, что изменилась цель нашей работы – мы должны не просто дать знания детям, а научить их добывать и использовать свои знания, то естьнаучить учиться и саморазвиваться. В наше непростое время это необходимо.

Какую роль играют родители в формировании мотивации у ребенка

Мотивацию Википедия определяет какпобуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость.

То есть мотивация — это все то, что заставляет нас преодолевать инерцию и собственную лень и что-то делать. Есть известный анекдот.

У тебя есть цель? Иди к ней. Не можешь идти? Ползи. Нет сил ползти? Ляг и лежи в направлении цели.

Мотивация — это как раз то, что определяет стремление идти — ползти — лежать в направлении цели.

Различают внутреннюю и внешнюю мотивацию . Есть знаменитая притча.

Некто увидел трех человек, каждый из которыхтащил тяжелую тачку с камнями. Он спросил первого: "Что ты делаешь?" —"Разве не видишь? Тащу тяжелые камни". Спросил о том же второго, тот сказал: "Зарабатываю на жизнь своей семье". Задал тот же вопрос третьему и получил ответ: "Я строю величественное здание".

Так вот, у первого мотивация внешняя (вероятно, его заставляют таскать камни, потому что сам он явно не хочет), у третьего — внутренняя. Насчет второго могут быть вопросы. По отношению к зданию его мотивация внеположна, но она все же может быть внутренней.

Мотивацию также классифицируют как положительную или отрицательную . Грубо говоря, положительная— чтобы чего-то добиться, отрицательная — как бы чего не вышло.«Хочу хорошо ответить теорему» — положительная мотивация; «не хочу получить двойку» — отрицательная.

Нередко говорят также о том, что мотивация может быть устойчивой или неустойчивой (требующей "подпитки" извне).

Как ни печально, педагогам чаще всего приходится работать с мотивацией внешней ("Все я делаю для мамы…"), отрицательной (главное двойку не получить) и неустойчивой, а наилучший вариант — внутренняя, положительная и устойчивая мотивация. Но и такое, конечно, встречается.

Как похвала и критика влияют на мотивацию школьников

«Я нормален?» В глубине души многие люди хотели бы получить ответ на этот вопрос. Потребность «быть своим» заложена во всех нас и никуда не исчезает с возрастом. Ощущение, что вы единственный, кто рассинхронизирован с остальными, может усиливать ощущение одиночества. За этим часто следует несчастье, отчуждение и изоляция. Если перефразировать Теодора Рузвельта, сравнение крадет радость. Оно также крадет уверенность, особенно если ваши ориентиры искажены.

В одном исследовании обнаружили: большинство первокурсников считают, что их однокурсники ведут более социальную жизнь и имеют больше друзей, чем на самом деле. Неудивительно, что эта неуверенность связана с более низким уровнем благополучия и причастности.

Мысль, что у соседа трава всегда зеленее, может сделать нашу жизнь бесплодной.

Антон Чехов однажды написал: «Мы видим тех, которые ходят на рынок за провизией, днем едят, ночью спят, которые говорят свою чепуху, женятся, старятся, благодушно тащат на кладбище своих покойников, но мы не видим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами».

Когда вы видите, что проблемы есть у всех, это напоминает вам, что вы не единственный человек с неприятностями.

В социальном сравнении есть плюсы. Учащиеся могут ощущать себя более компетентными, когда сравнивают себя с теми, кто не так хорошо сдал тесты по биологии. Сравнение может оказаться источником мотивации — например, какой-нибудь бегун захочет повторить результат соперника, который пробежал на десятую долю секунды быстрее.

Сравнение может также заставить вас ощутить благодарность за то, что у вас есть, и посмотреть на неприятности и разочарования в истинном свете. Когда мы смотрим на тех, кому повезло меньше, мы часто думаем: возможно, у нас не все так и плохо.

Однако в социальном сравнении есть также много минусов. Исследования показывают, что несчастливые люди чаще занимаются социальным сравнением, чем счастливые, и от этого им хуже.

Склонность к социальному сравнению коррелирует с низкой самооценкой и депрессией.

Как правильно ставить цели, чтобы повысить мотивацию у школьников

1. Интерес к изучаемым предметам . Часто у детей пропадает интерес к изучению некоторых предметов только потому, что они кажутся детям скучными. Однако нужно дать понять ребёнку, что на всех уроках дают нужную информацию, которая развивает разные навыки, поэтому важно изучать все предметы. Существует много дисциплин, изучение которых требует большего труда. В этом случае нужно найти другую мотивацию. Многое зависит от преподавателя, умеющего простым языком объяснять сложные вещи и так упрощать процесс изучения.

2. Способ изучения предметов . В начальных классах детям намного проще обучаться с помощью активных методов, обсуждений и игровой формы. Преподавателю стоит обратить внимание, что задания типа «переписываем учебники» и «работаем самостоятельно» снижают интерес к предмету, а творческие и различные необычные, наоборот, повышают.

3. Восприятие информации . Некоторые дети лучше воспринимают информацию через зрение, другие через слух, третьи через изображения. Эффективность обучения детей во многом зависит от типа восприятия информации. Родители могут сами подбирать способы обучения ребёнка, если поймут его особенности восприятия информации.

4. Интерес учителя . Когда педагог заинтересовывает учеников личным примером, показывает положительное отношение к предмету, то дети тоже испытывают интерес к тому, что им преподают. Когда они знают, что на занятиях они услышат что-то смешное или интересное, то с радостью будут ожидать этих предметов.