Секреты учебной мотивации: как вдохновить школьников на успех
- Секреты учебной мотивации: как вдохновить школьников на успех
- Связанные вопросы и ответы
- Что такое учебная мотивация и почему она важна для школьников
- Какие основные факторы влияют на формирование учебной мотивации у школьников
- Какие методы наиболее эффективны для повышения учебной мотивации у подростков
- Какую роль играет учитель в формировании учебной мотивации у школьников
- Есть ли различия в учебной мотивации между мальчиками и девочками? Почему
- Как семья может влиять на учебную мотивацию ребенка
- Как возрастные особенности влияют на формирование учебной мотивации у школьников
Секреты учебной мотивации: как вдохновить школьников на успех
Мотивацию Википедия определяет какпобуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость.
То есть мотивация — это все то, что заставляет нас преодолевать инерцию и собственную лень и что-то делать. Есть известный анекдот.
У тебя есть цель? Иди к ней. Не можешь идти? Ползи. Нет сил ползти? Ляг и лежи в направлении цели.
Мотивация — это как раз то, что определяет стремление идти — ползти — лежать в направлении цели.
Различают внутреннюю и внешнюю мотивацию . Есть знаменитая притча.
Некто увидел трех человек, каждый из которыхтащил тяжелую тачку с камнями. Он спросил первого: "Что ты делаешь?" —"Разве не видишь? Тащу тяжелые камни". Спросил о том же второго, тот сказал: "Зарабатываю на жизнь своей семье". Задал тот же вопрос третьему и получил ответ: "Я строю величественное здание".
Так вот, у первого мотивация внешняя (вероятно, его заставляют таскать камни, потому что сам он явно не хочет), у третьего — внутренняя. Насчет второго могут быть вопросы. По отношению к зданию его мотивация внеположна, но она все же может быть внутренней.
Мотивацию также классифицируют как положительную или отрицательную . Грубо говоря, положительная— чтобы чего-то добиться, отрицательная — как бы чего не вышло.«Хочу хорошо ответить теорему» — положительная мотивация; «не хочу получить двойку» — отрицательная.
Нередко говорят также о том, что мотивация может быть устойчивой или неустойчивой (требующей "подпитки" извне).
Как ни печально, педагогам чаще всего приходится работать с мотивацией внешней ("Все я делаю для мамы…"), отрицательной (главное двойку не получить) и неустойчивой, а наилучший вариант — внутренняя, положительная и устойчивая мотивация. Но и такое, конечно, встречается.
Связанные вопросы и ответы:
Вопрос 1: Какие основные факторы влияют на учебную мотивацию школьников
Основные факторы, влияющие на учебную мотивацию школьников, включают внутренние и внешние стимулы. К внутренним факторам относятся интерес к предмету, желание учиться и достижение личных целей. Внешние факторы включают поддержку учителей и родителей, создание комфортной учебной среды, а также система поощрений и наград. Кроме того, важную роль играет самооценка ребенка и его уверенность в своих способностях. Если ребенок чувствует себя поддержанным и понятым, его мотивация значительно возрастает.
Вопрос 2: Какие методы можно использовать для повышения учебной мотивации у школьников
Для повышения учебной мотивации у школьников можно использовать различные методы, такие как игровые элементы в обучении, которые делают процесс более интересным и интерактивным. Также важно применять индивидуальный подход, учитывая интересы и способности каждого ребенка. Положительное подкрепление, например, похвала или небольшие награды, может стимулировать желание учиться. Кроме того, важно создавать условия для t chной деятельности, когда ребенок сам ставит цели и достигает их. Это помогает развивать внутреннюю мотивацию и ответственность.
Вопрос 3: Какую роль играет учитель в формировании учебной мотивации школьников
Учитель играет ключевую роль в формировании учебной мотивации школьников. Он может вдохновить ребенка на изучение предмета, сделав его более интересным и доступным. Учитель, который проявляет энтузиазм и любит свой предмет, может передать это чувство ученикам. Кроме того, учитель должен создавать благоприятную учебную атмосферу, где каждый ребенок чувствует себя уверенно и поддерживаемо. Использование современных методов обучения и технологий также может повысить интерес к предмету и мотивацию к обучению.
Вопрос 4: Какие особенности формирования учебной мотивации есть у младших и старших школьников
У младших школьников учебная мотивация часто связана с интересом к новым знаниям и желанием понравиться учителю или родителям. Они более подвержены влиянию внешних факторов, таких как похвала или небольшие награды. Старшие школьники, напротив, чаще руководствуются внутренними мотивами, такими как стремление к самоопределению и достижению долгосрочных целей. Однако и у старших школьников важную роль играет поддержка со стороны учителей и родителей, а также возможность t chной деятельности и выбора.
Вопрос 5: Как родители могут поддерживать учебную мотивацию своих детей
Родители могут поддерживать учебную мотивацию своих детей, создавая благоприятную домашнюю обстановку для. Это включает в себя выделение времени для учебы, предоставление необходимых материалов и ресурсов, а также проявление интереса к успехам ребенка. Важно хвалить ребенка за его достижения, даже если они небольшие, и оказывать поддержку в случае трудностей. Родители также должны сотрудничать с учителями, чтобы быть в курсе прогресса ребенка и вместе находить способы его мотивации.
Вопрос 6: Как современные технологии влияют на учебную мотивацию школьников
Современные технологии могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на учебную мотивацию школьников. С одной стороны, цифровые инструменты и интерактивные методы обучения могут сделать процесс более интересным и доступным, особенно для детей, которые привыкли к использованию технологий. С другой стороны, избыточное использование технологий может отвлекать ребенка от учебы и снижать его концентрацию. Поэтому важно использовать технологии мудро, выбирая те, которые способствуют обучению и не мешают процессу.
Что такое учебная мотивация и почему она важна для школьников
Каковы причины того, что учебная мотивация школьников снижается?
Сложности в обучении
Изучение нового материала может представляться сложным из-за различных причин. Часто это связано с усложнением школьной программы, что создает напряженное состояние у школьников.
Иногда это происходит с каким-то определенным предметом, но зачастую с каждым классом программа становится все сложнее. Школьник может не успевать осваивать новую информацию, при этом испытывать давление со стороны родителей и педагогов.
Особенно это касается учащихся средней и старшей школы, когда в программу вводится много новых дисциплин. Например, в химии или физике важно освоить базовые основы, чтобы успешно учиться дальше. Если эти начальные навыки не освоены, дальше изучение может вызывать сложности, и ребенок постепенно теряет интерес к предмету.
В начальных классах учиться может быть трудно из-за недостаточного развития психических функций, что приводит к трудностям обучения, таким как дислексия или дискалькулия. Также проблемы обучения могут быть обусловлены несоответствием сложности программы интеллектуальному развитию ребенка.
Иногда сложности в учебе могут быть вызваны личностными особенностями, чаще всего у детей с ограничениями в плане здоровья. Например, у ребят, испытывающих проблемы с двигательными функциями, или с легкими аутистическими чертами могут возникнуть трудности с учебной мотивацией и общением со сверстниками.
Сложности психологического характера
Сложное психологическое состояние может стать причиной потери мотивации к учебе у ребенка из-за событий, не касающихся школьной деятельности, таких как развод родителей, конфликты со сверстниками, болезни близких людей. В определенный момент у ребенка может случиться декомпенсация, когда у него просто закончатся силы. Постоянный стресс вызывает ответную реакцию: человек всячески избегает тревожных ситуаций, что часто выражается в его нежелании учиться.
Отсутствие понимания, в чем необходимость обучения
Детям тяжело дается осознание, зачем получать образование, когда они только в начале школьного пути. Первые два года обучения – уникальный познавательный период, когда для детей является естественным стремление понять, как устроен мир вокруг. Первоначальную мотивацию к познанию сложно испортить, поэтому главное – не давить на ребенка, не давая мотивации угаснуть из-за груза требований учебного заведения.
С возрастом интерес школьника концентрируется на построении отношений с другими людьми, и ему трудно осознать ценность обучения. От учителя требуется целенаправленная деятельность с использованием интересных методик для поддержания интереса к предмету.
Слыша от взрослых о неопределенном будущем, ребенок зачастую не понимает, как обучение сегодня влияет на его жизнь в будущем. Младшим школьникам интересны нетрадиционные методы обучения, такие как групповые походы, музейные экскурсии или посещения различных компаний.
Какие основные факторы влияют на формирование учебной мотивации у школьников
Доклад на тему:
«Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к учению»
Подготовила: учитель начальных классов
Каракулова О.А.
Алексей Николаевич Леонтьев
"…Чтобы не формально усвоить
материал, нужно не "отбыть"
обучение, а прожить его нужно,
чтобы обучение вошло в жизнь,
чтобы оно имело жизненный
смысл для учащегося".
Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Формирование интереса к учению — проблема, которая не потеряла актуальность и на сегодняшний день. Разный бывает уровень знаний и умений учеников, которые учатся у одного и того же учителя. К неодинаковым успехам в обучении приводит то, что учащиеся по-разному воспринимают и усваивают одни и те же объяснения учителя, один и тот же материал. Из наблюдений следует, что хорошие результаты учебной деятельности будут зависеть от того, что побуждает эту деятельность, т. е. зависеть от мотивов. Поэтому важным компонентом учебной деятельности является мотивация.
Мотивация — это побуждение себя и других к деятельности для достижения личных целей. Выделяют пять уровней учебной мотивации:
Первый уровень — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
Второй уровень — хорошая школьная мотивация. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.
Третий уровень — положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Четвёртый уровень — низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности.
Пятый уровень — негативное отношение к школе. Такие дети испытывают серьёзные трудности в обучение, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда.
Большинство детей, которые идут учиться в школу, хотят учиться. Интерес детей к учению во многом зависит от содержания образования.
Какие методы наиболее эффективны для повышения учебной мотивации у подростков
- Гендерное воспитание
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Наиболее является сложным делом: выработка мотивов , побуждающих к учению. Здесь имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют старшие дошкольники к школе . Речь пойдет о формировании действительной и глубокой мотивации , которая будет основной причиной их стремления детей к усвоению знаний, несмотря на то, что учеба содержит далеко не только привлекательные моменты и что трудности в учебе — большие или малые — неизбежно встречаются у каждого.
В возрасте 6-7 лет организм ребенка развивается и перестраивается работа всех физиологических систем: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро растет. Так же происходят значимые изменения высшей нервной деятельности.
У старших дошкольников четко выражены темперамент, в котором проявляются индивидуальные особенности высшей нервной деятельности. В их основе – свойства нервных процессов возбуждения, торможения и их различных сочетаний.Выделены четыре типа темпераментов: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический. Каждый тип темперамента имеет свои психологические особенности и их сочетания .
Ребята с более устойчивым типом нервной системы способны достаточно долго и напряженно работать, и играть, они быстро переключаются на новые виды деятельности, у них более высокий темп и интенсивность работы. Дети с менее устойчивым типом нервной системы, наоборот вялы, замедленны во всех действиях, медленно включаются в работу, долго переключаются и восстанавливаются; они, как правило, медленно пишут и читают, быстро отвлекаются, не могут долго и интенсивно работать.
Мы хотим обратить внимание, что «слабость и инертность нервной системы могут быть не только наследственными, но могут явиться результатом или проявлением плохого функционального состояния, связанного со здоровьем, утомлением и другими причинами».
Память ребенка шести –семи лет непроизвольна: события, которые с ним происходят он хорошо запоминает. Особенно вызывающие положительные или отрицательные эмоции, запоминает сведения, факты, стихи, почти буквально пересказывает содержание книги или фильма.
«Первый вопрос, на который мы должны ответить, изучая динамику какого-либо возраста , заключается в выяснении социальной ситуации развития» — таково требование Л. С. Выготского к детской психологии. Под социальной ситуацией развития он понимал то «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста , исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной», которое образуется в начале каждого возрастного периода . Социальная ситуация развития начало любых изменений в жизни, поведении, психике ребенка. Объективно социальная ситуация развития подчинена закономерностям общественной жизни, тем требованиям, которые данное общество, на данной ступени своего развития, предъявляет к тому или иному возрасту . Однако Л. С.Выготский остерегал от механистического понимания роли среды: изменение социальной ситуации развития не следует понимать, как чуждую ребенку. Основную роль в жизни дошкольника имеет общение с близкими взрослыми и сверстниками (М. И. Лисина, 1980; А. Г. Рузская, 1974) .
Какую роль играет учитель в формировании учебной мотивации у школьников
При оценке состояния учебной деятельности, умения учиться и мотивации учения у отдельных школьников учителю важно соотнести их с некоторыми возрастными эталонами.
Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, овладением видами учебных действий. Каждое из учебных действий претерпевает свои процессы становления.
Учебная задача, завершающая ориентировочные действия, проходит этапы принятия готовых задач учителя через переосмысление их к самостоятельной постановке отдельных задач.
Учебные исполнительные действия складываются как овладение отдельными операциями внутри действий, при этом младший школьник опирается на материализованные средства (моделирование) и речевые опоры (проговаривание). Моделирование носит характер использования сначала несложных графических, затем буквенных и знаковых средств. Все учебные исполнительные действия выполняются вначале развернуто при полном составе составляющих их операций. Младшему школьнику доступно не только различение способа и результата решения, но и переход к поиску нескольких способов решения, а также их применение в знакомых и незначительно измененных ситуациях.
Контрольно-оценочные действия осуществляются пока в своих простых формах — в виде итогового контроля по результату сделанной работы. Но в процессе работы уже начинается становление действия контроля по способу решения, что является основой формирования внимания, корректирования работы в ходе ее выполнения. Ряд исполнительных и контрольно-оценочных учебных действий в младшем школьном возрасте при правильном формировании может превратиться в умения и навыки, выполняться как бы «автоматически».
Мотивация учения в младшем школьном возрасте также развивается в нескольких направлениях. Широкие познавательные мотивы (интерес к знаниям) могут уже к середине этого возраста преобразоваться в учебно-познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний); мотивы самообразования представлены пока самой простой формой — интересом к дополнительным источникам знания, эпизодическим чтением дополнительных книг. Широкие социальные мотивы развиваются от общего недифференцированного понимания социальной значимости учения, с которым ребенок приходит в первый класс, к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, что делает социальные мотивы более действенными. Позиционные социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя. Мотивы сотрудничества и коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока в самом общем проявлении. Интенсивно развивается в этом возрасте целеполагание в учении. Так, младший школьник научается понимать и принимать цели, исходящие от учителя, удерживает эти цели в течение длительного времени, выполняет действия по инструкции.
Есть ли различия в учебной мотивации между мальчиками и девочками? Почему
Урок – это форма организации образовательно процесса, существующая уже более четырех столетий. Изобретение педагогов имеет столь высокие показатели жизнеспособности, что и в настоящее время подобный тип занятий остается главным организационным методом учебной и воспитательной работы.
За все время своего существования урок многократно совершенствовался. Мы же будем акцентировать внимание именно на современной форме организации учебно-воспитательного процесса, которая отвечает «духу и требованиям своего времени».
Важно: урок – это система, следовательно, он должен иметь цель, то есть общее представление о том, каким будет конечный результат.
ФГОС второго поколения устанавливает действия по целеполаганию на уроке как приоритетное направление, которое подразумевает под собой способность постановки в рамках образовательного и воспитательного процесса новых целей и задач, планирование их реализации, а также осуществление выбора максимально эффективных путей и методов достижения. Кроме того, к целеполаганию относятся контроль и анализ своей деятельности на основании способа действия и результата, своевременное внесение корректировок.
Под понятием «цель урока» понимаются результаты, которых необходимо достичь при использовании разных приемов, в том числе дидактических, методических и психологических.
С точки зрения педагогики целеполагание – это процесс постановки целей и задач субъектов образовательного процесса (преподавателя и обучающегося), их предъявление друг другу, согласование и достижение.
Целеполагание на уроке должно быть субъектным и соответствовать результату, который запланирован.
Грамотное и эффективное планирование всегда начинается именно с целеполагания.
К целям предъявляются следующие требования:
- Они должны быть реальными, достижимыми, конкретными и контролируемыми.
- Их нужно формулировать продуктивно, то есть «от ученика». При этом необходимо прогнозировать образовательный результат.
- Важно, чтобы они были соотносимы с типом и содержанием урока.
- Большое значение имеет и личностная ориентированность.
Актуальные данные на
Всего за 5 дней подготовим
за вас полный пакет документов
для аттестации
Бесплатно проконсультируем
по всем вопросам
персональных данных
Среди минусов традиционного образовательного процесса можно выделить то, что целеполаганием занимались лишь преподаватели.
Известный факт: любой вид деятельности, в том числе и учебной, всегда начинается с определения цели. Ученики, которые не понимают, зачем они учатся, остаются пассивными участниками процесса. Вполне логично, что основное требование ФГОС к метапредметным результатам – приобретение способности принимать и сохранять цели и задачи образовательного процесса.
Данную компетенцию обязательно нужно развивать. В противном случае невозможно формирование способности к оценке своих достижений в рамках обучения, так как они должны иметь привязку к целям.
Если обучающийся понимает суть учебной задачи и принимает ее в качестве лично значимой, значит, его деятельность будет иметь мотивы для достижения цели.
Для формулирования и присвоения цели обучающемуся нужно столкнуться с ситуацией, когда он почувствует, что имеющихся знаний и умений ему не хватает. В таком случае задача будет восприниматься как проблема, которая, являясь объективной, для ученика становится субъективной.
Как семья может влиять на учебную мотивацию ребенка
В статье рассматривается проблема использования современных компьютерных технологий для развития мотивации учения младших школьников. Данное направление считается одним из перспективных в развитии образования.
Ключевые слова: мотивация, компьютерные технологии, школьник, начальная школа, образование, обучающие программы, мотивы, успех, иерархия мотивов.
Мы живем в эпоху стремительно развивающихся компьютерных технологий. Одновременно с этим меняются приоритеты образования. В настоящий момент детям необходимо получать не только знания, умения и навыки в школе, но и необходимо самостоятельно организовывать учебную деятельность, дети должны быть готовы и способны учиться. Для достижения таких целей необходима совместная деятельность ученика и учителя. Как известно, при переходе из начальной школы в старшие классы снижается успеваемость учеников и на этот факт стоит смотреть с повышенным вниманием. Одной из причин является недостатки организации учебного процесса. Прослеживается ситуация, когда у ученика, способного учиться, отсутствует желание учиться, мотивация. Учителя чаще всего в такой ситуации применяет наказания — плохие оценки, дают дополнительные задания. Такие методы снижают интерес к учебе, а ведь уровень интереса и так уже был снижен. Как и учителя, родители тоже чаще всего применяют отрицательные методы, запреты. Неуспешность ученика в школе может привести к сокращению контактов в школе со сверстниками и преподавателями, которые повлияют на социализацию личности.
Как возрастные особенности влияют на формирование учебной мотивации у школьников
Организация: МБОУ «СОШ № 34 им. А.С. Александровича»
Населенный пункт: Кемеровская область, г. Кемерово
Последние десятилетия знаменуются большими преобразованиями во всех сферах жизни нашей страны, поскольку идет развитие российского общества на основе гуманистических ценностей, демократии. Это не могло не сказаться на образовании. Образовательная философия сейчас воплотилась в личностно ориентированной модели обучения, где приоритетной целью является развитие личности ученика, его ценностей, потребностей, мотивов, обеспечение перспектив его самореализации. Поэтому мотивация является одной из фундаментальных проблем психологии и педагогики.
Работая в школе, я постоянно задаю себе вопрос, какие условия должны быть созданы для ребенка, чтобы он был успешным учеником. Ведь сегодня каждый мечтает быть успешным, и каждый понимает, что без знаний процент успешности падает. Но почему же тогда одни дети с удовольствием обучаются и учить их одно удовольствие, а других приходится тащить буквально на аркане и для них самих каждый день, это борьба. Борьба с собой, борьба с родителями, борьба с учителем. Сейчас очень сложно представить современного успешного человека без знаний и опыта, которые он приобрел с детства. Да и младший школьный возраст имеет большие резервы для формирования мотивационной сферы каждого учения. В свои школьные годы каждый ребенок начинает приспосабливаться к учебному процессу и пытается осваивать его структуру. Как раз именно в этот период у ребенка и формируется такое личностное качество, как упорство. Это помогает ему добиваться своих поставленных целей. Именно поэтому каждому педагогу следует с особым вниманием отнестись к данному процессу формирования учебной мотивации у детей в школьный период. Очень важный показатель мотивации, это горящие глаза ребенка. Но как не потушить этот взгляд, как зажечь потухшие глаза?