Почему подростки теряют интерес к учёбе: основные причины низкой мотивации

Почему подростки теряют интерес к учёбе: основные причины низкой мотивации

В отличие от первоклассника, который еще не утратил новизну ощущений от школы, подросток все чаще задает вопрос «зачем?» Школа для него является еще одним из «инструментов» подавления свободной личности. В момент падения родительского авторитета любое мнение взрослых о ценности образования подвергается сомнению. Подросток видит вокруг примеры успешных людей, которые не всегда учились на «отлично» — значит, показатели успеваемости на уроках не являются определяющими для жизненного успеха.

Мотивация к учебе в целом или к изучению конкретного предмета может пропасть из-за учителя. Не все педагоги сами любят свой предмет, многие преподают его по инерции, используя те же методы, что и 20-30 лет назад. Поэтому многие уроки для современного подростка оказываются просто скучными.

Еще одной серьезной проблемой, снижающей интерес к школе, являются отношения со сверстниками. Любые конфликты или эпизоды травли мешают подростку концентрироваться на учебе до такой степени, что сама мысль о школе вызывает отвращение. В состоянии стресса существенно снижается умственная активность и успеваемость.

Часто учеба уходит на второй план из-за романтических переживаний. Первая любовь — серьезное испытание для психики юноши или девушки. И это еще один способ познания внутреннего мира другого человека и важный этап развития личности.

Следующая причина потери интереса к учебе — вредные привычки. Юноши и девушки, легко поддающиеся влиянию друзей, могут оказаться в компании, где приняты беспорядочные связи, алкоголь, курение или наркотики. Поэтому неудивительно, что вредные привычки отрицательно отражаются на умственном и физическом здоровье подростка.

Не менее существенной причиной снижения умственной активности и утраты интереса к школьным занятиям являются и проблемы со здоровьем, в том числе с щитовидной железой. Особенно остро стоит эта проблема в регионах с дефицитом йода, являющегося одним из самых необходимых для организма веществ.

Если родители замечают, что у подростка пропала мотивация к учебе, то им необходимо разобраться в причинах ее исчезновения самостоятельно или проконсультироваться у психолога, а также уделить внимание физическому состоянию сына или дочери.

Связанные вопросы и ответы:

Вопрос 1: Как отсутствие интереса к учебным предметам влияет на мотивацию подростка

Отсутствие интереса к учебным предметам может значительно снижать мотивацию подростка. Если предметы кажутся скучными или не связаны с будущей профессией, подросток теряет интерес и мотивацию. Это может привести к тому, что ученик воспринимает обучение как обязанность, а не как возможность для развития. В результате он может хуже усваивать материал и проявлять меньшую активность на уроках. Следовательно, отсутствие интереса напрямую влияет на снижение мотивации и академической успеваемости.

Вопрос 2: Роль семьи в снижении мотивации подростка: какие факторы способствуют этому

Семья играет важную роль в формировании мотивации подростка. Недостаточное внимание или чрезмерные требования со стороны родителей могут демотивировать подростка. Если родители не показывают интереса к учебе ребенка или, наоборот, оказывают слишком большое давление, это может привести к стрессу и потере мотивации. Также отсутствие поддержки и поощрения может сделать подростка менее заинтересованным в учебе. Таким образом, семейные факторы могут существенно влиять на мотивацию подростка.

Вопрос 3: Влияние давления со стороны школы и общества на мотивацию подростка.

Давление со стороны школы и общества может оказывать значительное влияние на мотивацию подростка. Высокие требования к оценкам и успеваемости могут создавать стресс и тревогу, что может привести к снижению мотивации. Общественные ожидания также могут оказывать давление, особенно если подросток чувствует, что не соответствует им. Это может вызвать страх неудач и снижение самооценки, что, в свою очередь, влияет на мотивацию к учебе. Следовательно, внешнее давление может быть существенным фактором снижения мотивации.

Вопрос 4: Как личные проблемы подростка могут влиять на его мотивацию к учебе

Личные проблемы, такие как трудности в общении с одноклассниками, проблемы в семье или психологические трудности, могут существенно влиять на мотивацию подростка. Если подросток сталкивается с внутренними конфликтами или эмоциональным дистрессом, это может отвлекать его от учебы и снижать интерес к ней. Кроме того, личные проблемы могут привести к потере самоуверенности, что делает учебу менее приятной и мотивирующей. Таким образом, внутренние и внешние личные проблемы могут значительно влиять на мотивацию подростка.

Вопрос 5: Влияние недостатка поддержки со стороны учителей на мотивацию подростка.

Недостаток поддержки со стороны учителей может существенно влиять на мотивацию подростка. Если ученик чувствует, что учитель не заинтересован в его успехе или не предоставляет достаточной помощи, это может привести к потере интереса к предмету. Отсутствие обратной связи и поощрения может сделать подростка менее мотивированным к учебе. Учителя, которые не создают поддерживающую атмосферу в классе, могут способствовать снижению мотивации своих учеников. Следовательно, поддержка учителей играет важную роль в сохранении мотивации подростка.

Вопрос 6: Как страх неудач и тревога влияют на мотивацию подростка в школе

Страх неудач и тревога могут оказывать значительное влияние на мотивацию подростка в школе. Если подросток боится неудач, он может избегать сложных заданий и проявлять меньшую активность в учебе. Тревога также может отвлекать его от учебы и снижать способность концентрироваться. Это может привести к снижению самооценки и потере мотивации. Следовательно, страх неудач и тревога могут быть существенными препятствиями для мотивации подростка в школе.

Какие основные причины низкой мотивации у подростков

Почему подростки теряют интерес к учёбе: основные причины низкой мотивации

Во многих семьях, где есть подростки может наблюдаться безрадостная картина — юноша или девушка спит до обеда, а остальное время проводит за компьютерными играми или просмотром видеороликов. Родители бьют тревогу и в особо тяжелых случаях обращаются к специалистам. Отсутствие мотивации может наблюдаться у вполне способных юношей и девушек с высокими академическими показателями и большим количеством дополнительных занятий.

Многие дети и подростки сегодня страдают от чрезмерных нагрузок в школе и большого количества дополнительных занятий. Обучение подростка заканчивается далеко не в школе — как правило, после занятий он посещает несколько кружков или секций. Он всегда «при деле», и свободного времени у него практически нет. Некоторые дети начинают дополнительное образование очень рано — до школы или в возрасте до 1 года.

Высокая занятость с раннего детства, доступ к товарам и услугам приводят к двум не самым позитивным последствиям для развития детей и подростков. Во-первых, постоянные занятия не дают ребёнку сосредоточиться на собственном внутреннем мире и переварить впечатления. Во-вторых, доступность игрушек или технических устройств способствует росту детской избалованности. В итоге к подростковому возрасту у юношей и девушек пропадают мечты и мотивация.

Некоторые родители склонны проявлять излишнюю тревожность и способны опекать детей в течение достаточно длительного времени. Например, они водят их в школу не до третьего класса, а до выпускного. Подросток привыкает к тому, что все делают для него и вместо него, поэтому просто не успевает сформулировать собственные желания и прислушаться к себе.

Источник: https://fitnesdlyapohudeniya.ru/stati/kak-povysit-motivaciyu-podrostka-k-uchebe-effektivnye-metody-i-strategii

Как влияют учителя на мотивацию учащихся

Прежде, чем разбираться, каковы причины низкой мотивации труда персонала, важно понять какие признаки появляются при возникновении подобной ситуации. Эксперты компании UP business утверждают, что выделяются краткосрочные и регулярные типы демотивации. Первый случай представляет собой индивидуально возникающие состояния специалистов предприятия. Причинами выступает задержка зарплаты, недовольство руководителя, а также личные неудачи. После того, как источник будет устранен, сотрудник продолжит работать в прежнем режиме.

В том же случае, если причины снижения мотивации носят регулярный характер, например, работники избегают встречи с директором, регулярно нарушают дисциплину и не справляются с должностными обязанностями, на предприятии назревают серьезные проблемы.

Признаки снижения мотивации персонала:

  • падение качества выполнения трудовых функций;
  • систематические просрочки при выполнении задач;
  • оправдания вместо предложения действенных решений со стороны рабочего коллектива;
  • отказ от возможности пройти обучение или повысить квалификацию, профессиональные навыки со стороны рабочих;
  • небрежность при обращении с имуществом компании;
  • рост дисциплинарных нарушений: опоздания, прогулы;
  • использование рабочего времени в личных целях;
  • утрата инициативы;
  • хроническая усталость и отрешенность, констатируемые коллегами;
  • игнор в сторону корпоративных мероприятий.

Признаком демотивации выступает внезапная потеря интереса к работе со стороны сотрудника. Как правило, это состояние сопровождается внутренним недовольством. Например, на протяжении длительного периода времени специалист жалуется коллеге на низкую оплату труда. Или токсичный рабочий коллектив не дает возможности работнику профессионально развиваться, блокируя идеи. На первых порах недовольство никак не влияет на деятельность, и работник все также будет продуктивен. Но по мере нарастания негативных эмоций будет происходить:

  1. Саботаж труда.
  2. Имитация работы, по факту не приносящей результат.
  3. Распространение негативного влияния на других работников компании.
  4. Увольнение ключевого сотрудника, поддавшегося отрицательным идеям.

При обнаружении признаков снижения заинтересованности команды, хороший руководитель должен взять контроль в свои руки. Ведь каждый недовольный сотрудник, покинувший работодателя, может нанести серьезный ущерб репутации.

Может ли семья влиять на отсутствие интереса к учёбе

Безусловно, существенную роль в возникновении устойчивой мотивации обучения играет учитель. В этой связи, мне кажется важным, чтобы педагоги обращали внимание не только на усвоение предметного материала, но и на мотивацию учеников. Здесь я придерживаюсь мнения известного отечественного психолога и педагога В.В. Давыдова, который считал, что важно научить ученика учиться, в этом отношении необходимо реализовать его развитие как субъекта учения. Умение учиться связано с развитием психологических новообразований, таких как теоретическое мышление, рефлексия, анализ, планирование. Скажем так, конечная цель обучения в широком смысле для ученика — это иметь потребность в самоизменении, быть способным удовлетворять эту потребность с помощью обучения, «хотеть, любить и уметь учиться».

Таким образом, полезно организовать совместную с детьми работу по осмыслению и принятию целей предстоящей деятельности, постановке учебных задач. Часто учитель может давать задание, вообще не объясняя, для чего это нужно. Также важно учитывать индивидуальный стиль деятельности каждого ребенка. Очень часто мы требуем от ребенка: «выполняй быстрее», «справляйся наравне со всеми», при этом не понимая, что он просто не может скорее, потому что у него такой тип темперамента, подразумевающий медлительность. Это не значит, что он интеллектуально ниже других учеников. Просто это его индивидуальные особенности, и их необходимо учитывать.

Отдельно хочется напомнить, что для учеников очень важно создание ситуации успеха, здесь на помощь может прийти как учитель, так и сами родители. Как бы сложно ребенку ни было, он должен иметь возможность пережить ситуацию успеха, чтобы у него возникла мотивация продолжать что-то делать. Если представить, что у ребенка бесконечно ничего не получается, его все время ругают, то возникает эффект выученной беспомощности: не получается — так не очень и хотелось, возникает апатия и нежелание вообще что-либо делать. Поэтому нужно помогать ребенку находить ситуации, в которых он будет успешен, верить в возможности своего ребенка и ученика. Важно сравнивать ребенка не с другими учениками, а с его собственным прогрессом вчера и сегодня: вчера не получалось, а сегодня смог. И стараться поощрять достижения каким-то приятным бонусом. Например, родители могут обещать поход в кино или кафе. Еще важно, чтобы родители понимали и доносили до ребенка, что оценки не единственный показатель знаний. Здорово, когда родителей интересуют реальные знания, а не только цифры в электронном дневнике. В этом случае важно делать акцент не только на оценках, а спрашивать, что было в школе, на чем ребенок споткнулся, а в чем был успешен, что проходили сегодня, что было интересного, особенно понравилось и запомнилось. Так родитель покажет ребенку, что интересны и значимы не только оценки, а те знания, которые он получил, какие у него успехи или с какими трудностями он столкнулся и чем родитель может помочь.

Влияют ли социальные сети и интернет на мотивацию подростков

Почему подростки теряют интерес к учёбе: основные причины низкой мотивации 01

Оценка очень сильно влияет на мотивацию учеников. Психологи и педагоги часто спорят о необходимости, целесообразности и результативности оценок, которые необходимо выставлять своим ученикам.
Далеко не всегда оправданно выставлять оценки ученикам, которые не справляются с заданием. Например, очень интересен пример, описанный профессором Б. Уилкинсоном:
«Оценивая письменные работы новых учеников, я невольно обратил внимание на одну из них. Она выглядела ужасно и заслуживала только единицы. Я взглянул на имя ученицы и понял, что даже не знаю, кто такая Бекки, поэтому единицу не поставил.
На следующем занятии я рассмотрел ее. Она сидела на последнем ряду, неопрятная, выглядела плохо. Я подумал: «Может, Бекки должна стать нашей целью в этом семестре? Что предпринять, чтобы помочь ей расцвести, поверить в свои возможности?»
В конце ее письменной работы я написал: «Здравствуй, Бекки! Я думаю, что эта работа не отражает того, какова ты на самом деле. Я не могу дождаться, чтобы узнать это. Профессор.» Отметку не ставил.
Следующая работа была примерно на двойку с минусом. Я написал: «Здравствуй, Бекки! Лед немного тронулся, спасибо за это, Я не думаю, что ошибусь в тебе. Не могу дождаться, чтобы узнать, что будет дальше. Профессор.»
Отметку не поставил, потому что двойки не помогают. Следующая работа была выполнена на крепкую тройку. «Здравствуй, Бекки, - написал я, - не могу дождаться, чтобы увидеть твою следующую работу! Профессор».
Следующая работа была выполнена почти на пятерку. «Здравствуй, Бекки! Ожидаю твою следующую работу! – написал я. -Профессор.»
Очередная работа была выполнена на высоком уровне. И я не удержался от восклицания: «Здравствуй, Бекки! Я восхищен! Я всегда знал, что ты сможешь это сделать. Я верю, что ты будешь одной из лучших учениц в группе. 5+. Профессор».
К концу семестра Бекки была лидером в группе».

Какие внутренние причины могут вызывать низкую мотивацию

Я заметила, что апатия атакует в нескольких случаях:

  • из-за нехватки времени;
  • после переработок;
  • в результате проблем со сном и питанием;
  • при недостатке движения;
  • после сильного стресса.

Предлагаю разобрать каждый пункт в отдельности.

Нехватка времени

По моим наблюдениям, это больше всего актуально для неорганизованных людей и тех, кто взваливает на себя слишком большой груз. У меня есть трудности и с тем, и с другим. Сейчас дела обстоят гораздо лучше благодаря двум правилам:

  • веду ежедневник, в котором расписываю план на каждый день;
  • стараюсь организовать рабочую неделю так, чтобы в день выполнять не больше 4-х задач.

Эти правила подойдут не всем, так как у каждого человека свое понимание организованности, и рабочие требования везде разные. Но я бы порекомендовала подобрать для себя оптимальный метод планирования.

Если Вы руководите компанией или отделом и страдаете от нехватки времени, прочтите статью «Современное лидерство: 5 качеств хорошего руководителя» .

Переработка

У меня часто случается так: поработаешь в аврале 2-3 дня и до конца недели чувствуешь себя овощем. От этой напасти лекарство всё то же — планирование. Оно помогает равномерно распределить нагрузку и долго сохранять хороший темп.

Проблемы со сном и питанием

Мозг может продуктивно работать, только когда с телом полный порядок. Как только он улавливает тревожные сигналы — здравствуй, апатия и упадок сил! Чтобы этого не допускать, полноценно отдыхайте и питайтесь сбалансированно.

Недостаток движения

Если Вы, как и я, целый день сидите за компьютером, найдите для себя оптимальный способ повысить физическую активность. Это могут быть походы в тренажерный зал, пробежки по парку, фитнес, танцы, бассейн, спортивная ходьба и т. д.

Лично для меня самое сложное — это заставить себя пойти на тренировку, но после нее ментальная усталость куда-то улетучивается. В те периоды, когда не занимаюсь фитнесом, у меня заметно снижается продуктивность.

Стресс

Стресс влияет на продуктивность так же, как и перенапряжение. После сильных переживаний нужно время, чтобы прийти в норму. Следовательно, приходится жертвовать продуктивностью. Чтобы этот фактор не снижал мотивацию, постарайтесь либо минимизировать стресс, либо изменить отношение к тому, что провоцирует бурную реакцию.

Узнайте, что делать, если снижение мотивации происходит в результате усталости на работе и выгорания: Как справиться с эмоциями и негативом .

Роль сверстников в снижении мотивации: как это работает

Корр.: Но если информации слишком много? Не станет ли это поводом для отрицания и потери интереса к окружающему?

Дарья : Да, от большого разнообразия часто происходят проблемы с выбором. Постоянно обрабатывая новую информацию, мозг устает и передает свое состояние телу. Тотальное напряжение приводит к затуманенности сознания. Получается некий психологический фаст-фуд. Информацию ты получил, а толку от нее нет.

С этим связаны и сложности выбора рода будущей деятельности у школьника. Если раньше были понятные, хорошо разграниченные формы деятельности и соответствующие профессии – повар, врач, экономист, дизайнер, инженер, актер – то сейчас их спектр стал гораздо шире. Вроде бы ты заинтересовался той или иной сферой, а тут выясняется, что нужно бы сразу сориентироваться и с конкретной подобластью. Каким ты хочешь стать дизайнером? Интерьеров, мебели или одежды? Сайтов или рекламы? Или вовсе пирожных? Или ты хочешь вести блоги о дизайне в целом и еще писать об этом? Каждая подобласть требует дополнительных знаний и навыков.

И не все профессии имеют тот смысл, который вкладывался в них изначально. И непонятно, что будет с некоторыми уже лет через пять. Будет ли она существовать через годы или с такой работой успешно будет справляться робот? А какие-то профессии могут появиться, хотя сейчас отсутствуют.

Открывая программу обучения по той же психологии, я вижу профессию «космический психолог». Она предполагает работу с людьми, которые летают в космос. Определить в подростковом возрасте, что ты хочешь заниматься именно этим, сложно. И когда человек не идет никуда, есть большая вероятность, что ему просто сложно сделать выбор.

Упражнение по восстановлению мотивации к занятиям:

  1. Если информации слишком много и выбор сделать сложно, составьте перечень того, что вас интересует.
  2. Выберите для себя три, максимум четыре наиболее интересных пункта. Это несложно сделать, даже если их десять. Выпишите каждый на лист А4.
  3. Разложите листы по комнате и постойте на каждом по пять-семь минут. Почувствуйте себя в профессии, с которой неразрывно связаны ваши интересы. Здесь очень пригодится полет фантазии.
  4. Представление себя в профессии обязательно даст эмоциональный отклик. Постарайтесь понять его. Если, стоя на месте, вы понимаете, что интерес растет и хочется пробовать, то это хороший знак. Если же через минуту стояния вам становится скучно, то едва ли это правильный выбор.