Как разбудить интерес к учёбе: советы для подростков
- Как разбудить интерес к учёбе: советы для подростков
- Связанные вопросы и ответы
- Какие основные причины отсутствия мотивации к учёбе у подростков
- Как родители могут помочь подростку найти интерес к учёбе
- Какие методы повышения мотивации наиболее эффективны для подростков
- Может ли страх перед неудачей быть мотиватором для подростка
- Какие роли играют цели и награды в мотивации к учёбе
- Влияют ли социальные сети и телефоны на мотивацию подростков к учёбе
Как разбудить интерес к учёбе: советы для подростков
Каждое поколение родителей считает, что ладить с подростками становится всё труднее и труднее. Проблемы в общении и непонимание со стороны родителей расстраивают и подростков. Они чувствуют, что родители их не ценят и не понимают.
Родителям необходимо направить энергию подростка в нужное русло, внушить веру в свои силы, а также ценность и важность хорошей учебы. Этого можно добиться, позволив ребенку заниматься тем, что ему интересно. Предлагаем несколько простых советов, следуя которым, вы сможете пробудить у ребенка интерес к учебе.
Проявите сочувствие
- Чтобы заинтересовать ребенка учебой, важно понять, что он думает и чувствует на самом деле. Поставьте себя на его место.
- Подростки чрезвычайно эмоциональны и чувствительны. Это может негативно сказываться на учебе.
- Говорите с ребенком и попытайтесь посмотреть на ситуацию с его точки зрения прежде, чем выскажите свое виденье проблемы.
- Важно понять, почему подросток не хочет учиться. Если он не хочет прилагать усилия в обучении, лучшее, что вы можете сделать – не соглашаться с его мнением и выяснить причину такого поведения.
- Ребенку могут нравиться одни предметы и не нравиться другие.
- Подросток может не понимать то, что объясняет учитель на уроке.
- Разговор с подростком поможет вам проявить к нему сочувствие и выяснить причину проблемы.
Начните действовать
- Подростки обычно устают после долгого дня и не хотят делать уроки. Поэтому родителям недостаточно просто напоминать ребенку об этом. Сядьте вместе с подростком и помогите ему спланировать свою работу. Выделите задания, которые покажутся ребенку наиболее сложными.
- Найдите репетитора, который поможет подростку разобраться со школьной программой. На этом этапе подростку требуется всего лишь небольшая помощь.
- Кричать на подростка бесполезно, поможет только диалог.
- Ругать подростка за малейшую ошибку – плохая идея. Если вы будете на него кричать, он эмоционально дистанцируется от вас и в знак протеста перестанет прислушиваться к вашим советам.
- Относитесь к подростку с добротой, разговаривайте с ним спокойным тоном.
- Объясните ему, почему необходимо учиться.
- Спокойно обсудите с ним, чем учеба может быть полезна. Этот способ гораздо эффективнее, чем крики и нравоучения.
Не ожидайте от подростка слишком многого
- Не ставьте сразу же высоких ожиданий. Часто именно высокие ожидания сдерживают подростка, оказывают на него давление и вызывают беспокойство.
- Делайте акцент на постоянной упорной работе.
- Научите подростка ставить себе маленькие цели и достигать их.
- Как только подросток достиг поставленной цели, он сразу же должен перейти к следующей. Достижение маленьких целей научит достигать желаемого в будущем.
Не забывайте о других занятиях, помимо учебы
- Убедитесь, что учеба не мешает другим творческим занятиям подростка.
- Позволяйте ребенку играть на улице.
- Проследите за тем, чтобы он уделял время своим хобби.
Все это поможет не только разнообразить мышление подростка, но и развить навыки, необходимые для учебы.
Мотивирование подростка не означает, что он начнет делать то, что вам нужно. Чтобы привить подростку интерес к учебе, необходимо научиться решать сложные проблемы и оказывать ему поддержку. Искренне хвалите ребенка даже за малейшие достижения.
Надеемся, что эти простые советы помогут вам пробудить интерес к учебе у вашего ребенка.
Связанные вопросы и ответы:
Вопрос 1: Какие внутренние мотиваторы могут стимулировать подростка к учёбе
Внутренние мотиваторы — это те причины, которые исходят изнутри личности. Для подростков важны интерес к предмету, любопытство и желание самоопределения. Например, если ученик увлечён программированием, он будет с энтузиазмом изучать математику, чтобы развивать свои навыки. Важно, чтобы подросток видел связь учёбы с его будущими целями и мечтами. Это помогает ему осознать ценность знаний и чувствовать удовлетворение от прогресса.
Вопрос 2: Какие методы можно использовать для повышения мотивации к учёбе у подростков
Существует множество методов, которые могут повысить мотивацию. Во-первых, важно установить ясные и достижимые цели. Во-вторых, использовать систему поощрений, например, небольшие награды за выполнение заданий. Также полезно создать комфортную учебную среду, где подросток чувствует себя уверенно. Применение интерактивных методов, таких как игры или проекты, может сделать учёбу более интересной и вовлекающей.
Вопрос 3: Какую роль играют учителя в мотивации подростков к учёбе
Учителя играют ключевую роль в формировании мотивации. Они могут вдохновлять подростков интересными уроками, показывая практическое применение знаний. Учитель, который проявляет искренний интерес к предмету и заботу о учениках, может вдохновить их на более активное участие. Также важно, чтобы учителя поддерживали обратную связь, хвалили за успехи и помогали в трудных моментах, что способствует росту самоуверенности.
Вопрос 4: Как родители могут поддержать мотивацию подростка к учёбе
Родители могут оказывать значительную поддержку, создавая благоприятную домашнюю обстановку. Они должны проявлять интерес к учёбе ребёнка, обсуждая его успехи и трудности. Важно, чтобы родители были примером для подражания, демонстрируя любовь к знаниям и учёбе. Также они могут помогать устанавливать распорядок дня и контролировать выполнение заданий, но без излишнего давления, чтобы не вызвать сопротивление.
Вопрос 5: Как правильно ставить цели в учёбе, чтобы повысить мотивацию
Ставить цели нужно умело, чтобы они были достижимыми и значимыми. Цели должны быть конкретными, например, "Поднять оценку по математике до 'хорошо' к концу семестра". Также важно разбивать большие цели на меньшие этапы, чтобы видеть прогресс и чувствовать удовлетворение от каждой маленькой победы. Регулярный обзор целей помогает корректировать планы и сохранять мотивацию.
Вопрос 6: Как подростки могут преодолевать трудности в учёбе и сохранять мотивацию
Преодоление трудностей требует положительного мышления и готовности просить помощи. Подростки могут разбивать сложные задания на части, использовать дополнительные ресурсы, такие как учебники или онлайн-курсы. Важно не бояться ошибок, а рассматривать их как возможность учиться. Поддержка друзей, учителей или наставников также может помочь справиться с трудностями и сохранить мотивацию.
Какие основные причины отсутствия мотивации к учёбе у подростков
Флоренс Берд называет самые распространенные типы нарушений обучаемости:
- Диспраксия. Влияет на моторику ребенка. Могут возникнуть проблемы с письмом, набором текста, речью.
- Дислексия . Воздействует на обработку речи. Часто затрудняет письмо, чтение и восприятие прочитанного. Встречаются проблемы с выражением мыслей и объединением их в связный рассказ во время разговора.
- Дисграфия. Отражается на письменных способностях ребенка. У детей часто плохой почерк, проблемы с орфографией. Ребенку сложно излагать мысли в письменном тексте.
Что влияет на интерес к учебе? Как разъясняет Psychologies , школьник может испытывать разочарование из-за неоправданных ожиданий. Это происходит в семьях, где родители не объясняют дошкольнику, как устроена школа, не обсуждают правила поведения, не подсказывают, что делать, если становится скучно.
Снизить интерес к обучению могут родители, когда недостаточно хвалят достижения, а только критикуют ребенка. Как объясняет психолог Анна С. К. ван Дуйвенворде , младшие школьники физически неспособны воспринимать критику, их мозг реагирует только на похвалу. В возрасте 8‒9 лет дети физиологически не способны учиться на собственных ошибках. Эмоциональная реакция на критические сообщения появляется у детей к 12‒13 годам. Только с этого возраста ученики начинают делать выводы и извлекать пользу из своих ошибок.
Как родители могут помочь подростку найти интерес к учёбе
У подростка для мотивации важно включить ощущение, которое можно обозначить так: «Это моё образование, и я знаю, зачем оно мне». Этому помогают разные эксперименты с самообразованием и переходом в воображении за границу школы, объяснила Юлия Изотова.
Переход за границу школы означает, что мотивация должна строиться не на стремлении сдать ЕГЭ, а примерно так: «У меня есть образ, чего я хочу от этой жизни, и поэтому я знаю, что мне надо взять от школы». Как только ребёнок переходит в своём воображении от школы к мыслям про свой путь, свои цели и мечты, про образ будущего, его мотивация вырастает в разы, утверждает Юлия.
Речь не только о выборе профессии как таковой. Например, некоторые ребята стремятся к определённой атмосфере и ради неё выбирают конкретный вуз — это тоже мотивирующая цель. Что не работает, так это вариант «я получу какое-нибудь универсальное образование, а на третьем курсе буду задавать себе вопросы, что дальше». Это просто заглушка, чтобы не принимать решение, не самоопределяться.
«А если ребёнок говорит: „Я пока не знаю, кем я хочу быть, но я знаю, какое образование и для чего я хочу получать, я знаю цену этой стратегии, она для меня хороша“, — то всё прекрасно», — говорит тьютор.
Кстати, период, когда подросток начинает задавать себе вопросы и рационально думать о будущем, для него на самом деле очень непростой. Тьютор может, например, предложить ему эксперимент «Образовательное путешествие на месяц»: ты учишься чему хочешь, как хочешь, сам строишь свой замысел и сам его реализуешь. Это помогает понять, как трудно принимать решения. По словам Юлии, после этого часто бывает, что ребёнок возвращается в школу и начинает вгрызаться в учёбу просто потому, что для него это облегчение. «Ребёнок возвращается в школу с огромной благодарностью к учителю. Он говорит: „Как хорошо, что звонок звенит и ты меня контролируешь, мне не надо тратить теперь столько сил на саморегуляцию, теперь я к этому отношусь с уважением“», — комментирует тьютор.
Какие методы повышения мотивации наиболее эффективны для подростков
«Я нормален?» В глубине души многие люди хотели бы получить ответ на этот вопрос. Потребность «быть своим» заложена во всех нас и никуда не исчезает с возрастом. Ощущение, что вы единственный, кто рассинхронизирован с остальными, может усиливать ощущение одиночества. За этим часто следует несчастье, отчуждение и изоляция. Если перефразировать Теодора Рузвельта, сравнение крадет радость. Оно также крадет уверенность, особенно если ваши ориентиры искажены.
В одном исследовании обнаружили: большинство первокурсников считают, что их однокурсники ведут более социальную жизнь и имеют больше друзей, чем на самом деле. Неудивительно, что эта неуверенность связана с более низким уровнем благополучия и причастности.
Мысль, что у соседа трава всегда зеленее, может сделать нашу жизнь бесплодной.
Антон Чехов однажды написал: «Мы видим тех, которые ходят на рынок за провизией, днем едят, ночью спят, которые говорят свою чепуху, женятся, старятся, благодушно тащат на кладбище своих покойников, но мы не видим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами».
Когда вы видите, что проблемы есть у всех, это напоминает вам, что вы не единственный человек с неприятностями.
В социальном сравнении есть плюсы. Учащиеся могут ощущать себя более компетентными, когда сравнивают себя с теми, кто не так хорошо сдал тесты по биологии. Сравнение может оказаться источником мотивации — например, какой-нибудь бегун захочет повторить результат соперника, который пробежал на десятую долю секунды быстрее.
Сравнение может также заставить вас ощутить благодарность за то, что у вас есть, и посмотреть на неприятности и разочарования в истинном свете. Когда мы смотрим на тех, кому повезло меньше, мы часто думаем: возможно, у нас не все так и плохо.
Однако в социальном сравнении есть также много минусов. Исследования показывают, что несчастливые люди чаще занимаются социальным сравнением, чем счастливые, и от этого им хуже.
Склонность к социальному сравнению коррелирует с низкой самооценкой и депрессией.
Может ли страх перед неудачей быть мотиватором для подростка
Социальные сети – это уже часть нашей жизни, без которой мы не можем представить себя. Но бесконтрольное времяпрепровождение в них приводит к размытию границ между реальностью и иллюзией.
Так кто же подвержен дурному влиянию?
Согласно исследованиям, группы повышенного риска представляют офисные сотрудники, которые проводят за компьютером 8 – 10 часов, а то и более, и, конечно же, подростки, которые подвержены массовому влиянию, находящиеся в безостановочном поиске всё новых и новых эмоций. Всё дело в их восприимчивой психике, которая на данном этапе находится на стадии усиленного формирования. Становление характера взрослеющей личности прямиком зависит от того, что её окружает. Поэтому бесконтрольное нахождение в социальных сетях не лучшим образом влияет на поведение детей от 12 до 18 лет. Следует обратить внимание, что мы говорим о бесконтрольном времяпрепровождении за компьютером и в социальных сетях, которое приводит к:
- деградации личности;
- рассеянности;
- появлению комплексов;
- упрощению уровня грамотности;
- замкнутости;
- отсутствие опыта разрешения конфликтных ситуаций;
- негативизм по отношению к родителям.
Продолжая разговор о влиянии социальных сетей на школьников, мы остановимся на следующих аспектах:
- Школьник буквально не умеет общаться в реальной жизни.
Имея навыки виртуальной коммуникации, ребёнок приходит к выводу, что в Интернете контакт с людьми происходит проще: можно взять паузу в ответе на неопределенный срок, скрыть эмоции, при живом общении такого не бывает. Школьник, который больше времени проводит в социальных сетях, спустя время, не может быстро сформулировать свой ответ, из – за этого может испытывать немалые трудности.
- Школьник интеллектуально деградирует.
Казалось бы, как так, пытливый ум ребёнка, который находится в стадии усвоения новой информации может деградировать. Всё очень просто – бессчётное количество времени в Интернете приводит к пренебрежению его основой деятельности – обучению, ребёнок лишает себя возможности получать новую и интересную информацию.
- Школьник испытывает сложности в грамотном формулировании своих желаний и мыслей.
Общение в социальных сетях очень упрощенное, донести что – то до виртуального собеседника гораздо проще, ведь допустимо допущение орфографических ошибок, отсутствует пунктуация, вместо правильной формулировки сложных предложений можно заменить любую эмоцию смайлом.
- Школьник теряет интерес к реальности.
Зацикленность на виртуальном общении приводит к искажению о представлении жизни без друзей из интернета. Просмотр новостей в ленте вызывает у детей гораздо большей эмоций, чем простые человеческие ценности.
- Школьник может испытывать зависть.
Красивые посты друзей, яркие фотографии, складно подобранные цитаты всё это может вызвать у ребёнка приступ зависти, оглядываясь на свою жизнь, он убеждается в том, что она не так интересна и насыщена, как у его сверстников. И как результат, вся его деятельность концентрируется на стремлении сыграть правильную роль, запечатлеть лучшие кадры своей повседневности, но не для собственного удовлетворения, а для одобрения друзей.
- Школьник искаженно воспринимает себя.
Число подписчиков и количество лайков под постами – это как один из факторов самоутверждения ребёнка. По мнению ребёнка, именно эти критерии устанавливают отношение к нему окружающих. Например, популярный в социальной сети ребёнок становится самовлюбленным.
- Школьник может испытывать эмоциональную иллюзию.
Отсутствие живого общения приводит к тому, что детям сложно распознавать настоящие эмоции друг друга, как результат диалог с собеседником воспринимается в корне неверно, неосторожно сказанное слово может оттолкнуть и даже ранить.
- Школьник может зациклиться на внешности.
Век технологий открывает новые возможности для детей, используя новые девайсы и гаджеты, можно сделать поистине красивые снимки, которые не отличаются от профессиональных, в подспорье всему этому большое количество программ, которые могут обработать фотографию до неузнаваемости, где от вашей былой внешности не останется и следа. Как следствие, новые снимки набирают больше лайков и репостов.
Какие роли играют цели и награды в мотивации к учёбе
Отвечая на вопрос, каковы преимущества объединения усилий детей в решении задач и тренировке навыков, ведущий разработчик этой проблемы Г.А. Цукерман на основе обобщения проведенных в мире исследований отмечает, что при совместной учебной деятельности:
— возрастает объем усваиваемого (материала) и глубина понимания;
— растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей;— меньше времени тратится на формирование знаний и умений;
— снижаются дисциплинарные трудности, обусловленные дефектами учебной мотивации;
— ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;
— меняется характер взаимоотношений между учениками;
— резко возрастает сплоченность класса, при этом само- и взаимоуважение растут одновременно с критичностью, способностью адекватно оценивать свои и чужие возможности;
— ученики приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей, гуманистические мотивы общения;
— учитель получает возможность индивидуализировать обучение, учитывая при делении на группы взаимные склонности детей, их уровень подготовки, темп работы;
— воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений… .
Анализ этих преимуществ сотрудничества показывает, что оно косвенно положительно влияет и на деятельность самого учителя, который получает значимое для него положительное подкрепление.
В самой проблеме учебного сотрудничества намечаются две стороны: а) влияние совместной деятельности на развитие ребенка, его умение учиться, на формирование группы, коллектива и б) изучение самого совместного действия и его роли в возникновении новых видов деятельности у детей .
Вторая сторона проблемы менее изучена, хотя она представляет собой основу развития самой учебно-познавательной деятельности благодаря связи действий участников группы с объектами и структурными свойствами этих объектов при распределении и обмене способов действия между участниками (В.В. Рубцов). Другими словами, изучение самого совместного действия как предпосылки возникновения новой деятельности есть тоже изучение влияния, но только не на субъекта, а на саму деятельность. Исследование
Рубцова позволило экспериментально доказать роль знакового опосредования в формировании общего принципа действия, выделить способы и механизмы организации совместно распределенной деятельности. Совместно распределенная — действительно генетическая, эвристическая, по П.Ф. Каптереву,— форма учения позволяет сформулировать следующие важные для учебной деятельноти умения:
— «увидеть, узреть в задаче систему преобразований;
— соотнести преобразования с особенностями происходящих изучаемых явлений;
— строить обобщенные модели совмес/пной деятельности;
— интерпретировать изучаемое явление в соответствии с собственными действиями, что свидетельствует о формировании достаточно высокого уровня рефлексии» .
Оценивая совместное учебное действие как специфическую учебную ситуацию, В.В. Рубцов и В.В. Агеев подчеркивают, что она должна отвечать требованиям: общности цели, выполнения собственного индивидуального действия каждым участником, координированности всеми всех и всего, неаддитивности, т.е. не простого сложения деятельности, а получения общего результата.
Приведем пример реализации этих требований при организации коллективной коммуникативной деятельности учащихся языковой группы. Прежде всего перед группой учащихся ставится мыслительная задача, решить которую можно только коллективно. Кроме того, общегрупповая по решению задачи деятельность имеет общий групповой результат, например высказывание всей группы, коллективный монолог или полилогическое высказывание. При этом индивидуальные высказывания учащихся имеют общий для всей группы смысловой стержень. Например, учащиеся младших классов на уроке иностранного языка описывают какой-либо предмет, употребляя известные им определения и располагая их в последовательности в соответствии с фиксированной нормой и узусом данного языка. Так, если первый ученик называет размер предмета, то следующий может указать его объем, затем вес, форму, цвет и т.д., но не принадлежность. В такой последовательности притяжательность уже не обозначается. Все предыдущие ответы удерживаются в памяти учащихся, повторяются и дополняются новыми ответами. В результате из отдельных ответов школьников складывается полное коллективное описание предмета.
Влияют ли социальные сети и телефоны на мотивацию подростков к учёбе
Такие стимулы можно назвать вдохновляющими, в некоторой степени даже активирующими. Они действуют извне, из окружающей среды, заставляют проводить внутреннее усилие. Если подростки после получения определенной информации, стимуляции стремятся к размышлению, начинают искать детальную информацию и встают на путь самосовершенствования — это действие сложного внешнего стимула.
Для примера: просмотр фильма о супергерое. Одни подростки купят плакат и увлекутся биографией полюбившегося актера, другие — пойдут в тренажерный зал, станут волонтерами и постепенно добьются результатов в сфере «спасения мира». Казалось бы, простой, но такой сложный стимул извне станет мотивацией для подростка к сложным и длительным действиям по достижению определенной цели.
Главное отличие между сложными и простыми стимулами — первые не наедают, ведь они стимулируют выработку творческого ответа. Сами подростки одухотворяют свои стимулы, видят их постоянно, постепенно мотивирующие стимулы начинают открываться в новом свете.
Созревание таких стимулов можно видеть в поведении малышей. Примерно до 5 лет ребята отличаются активностью, продуктивностью, они сами находят себе стимулы и создают мотивацию. В этой возрастной группе они еще способны сотворить волшебный мир из любых подручных материалов, будь то бумага, камушки, кубики, а простая игра в обычной комнате превращается в увлекательное морское путешествие. При помощи игрушек совершаются самые сложные операции по спасению безнадежно больных пациентов.
Но примерно с 6 лет дети попадают под мельницу воспитательного процесса, взросления, вынуждены приспосабливаться к условиям внешнего мира. Эти условия становятся причиной того, что дети постепенно теряют непосредственность, становятся пассивными, и им теперь необходимы стимулы и мотивация извне. Действие простых стимулов быстро надоедает, пресыщается, но при формировании сложных — все иначе. Их не бывает много, и даже если достигнута определенная, ранее поставленная цель, созревает новая.