Секреты повышения мотивации к учению у школьников

Секреты повышения мотивации к учению у школьников

Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.
П.Я. Гальперин

В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. И я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более эффективным?

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.

Проблема мотивации исследуется достаточно широко. Но, несмотря на большое количество исследований в этой области, а также обращения ряда авторов к изучению особенностей мотивации учения у младших школьников, данную проблему нельзя считать решенной во многих аспектах.

Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель.

Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д. Нередко, что в первый же день пребывания в школе ученик узнает, что теперь он не может вести себя так, как раньше: ему нельзя встать тогда, когда ему хочется; нельзя повернуться к ученику, сидящему сзади; нельзя спросить, когда хочется это сделать, и т.д. В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал неблагополучия.

Даже взрослый человек не может длительное время работать в таких условиях. Чтобы понять другого человека, надо мысленно встать на его место. Вот и представьте себя на месте ученика, который должен каждый день, как правило, не выспавшись вставать и идти в школу. Он знает, что учительница снова скажет, что он глупый, несообразительный, поставит двойку. Отношение к нему передалось ученикам класса, поэтому многие из них относятся к нему плохо, стараются чем-нибудь ему досадить. Словом ученик знает, что ничего хорошего его в школе не ждет, но он все-таки идет в школу, идет в свой класс.

Если аналогичная ситуация складывается у учителя, то он долго не выдерживает и меняет место работы. Учитель должен постоянно помнить, что человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции. Если это имеет место, то надо ли удивляться, что уже в начальной школе у некоторых детей уже в начальной школе развиваются неврозы.

Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.

Как же пробудить у ребят желание "напиться" из источника знаний? В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? На эти вопросы я и попыталась для себя ответить. И сегодня хотела бы поделиться своими мыслями и интересными идеями со своими коллегами.

Связанные вопросы и ответы:

Вопрос 1: Какие основные факторы влияют на мотивацию учения у школьников

Основные факторы, влияющие на мотивацию учения у школьников, включают внутренние и внешние стимулы. Внутренние мотивы связаны с интересом к предмету, желанием учиться и личностным ростом. Внешние факторы включают оценки, похвалы учителей, поддержку родителей и перспективы будущей карьеры. Также важную роль играет создание комфортной и поддерживающей учебной среды, где ученики чувствуют себя уверенно и заинтересованно. Кроме того, наличие четких целей и возможность их достижения способствуют повышению мотивации.

Вопрос 2: Как методы активного обучения влияют на мотивацию учения у школьников

Методы активного обучения, такие как проектная деятельность, групповые работы и интерактивные занятия, значительно повышают мотивацию учения у школьников. Эти методы позволяют ученикам принимать активное участие в учебном процессе, развивать творческие способности и применять полученные знания на практике. Благодаря этому, ученики чувствуют себя более вовлеченными и заинтересованными в изучаемом материале. Кроме того, активное обучение способствует развитию навыков критического мышления и сотрудничества, что делает процесс обучения более эффективным и приятным.

Вопрос 3: Какую роль играет учитель в мотивации учения у школьников

Учитель играет ключевую роль в мотивации учения у школьников. Он может вдохновить учеников на изучение предмета, создать позитивную атмосферу в классе и показать актуальность и значимость учебного материала. Учитель, который проявляет энтузиазм и заинтересованность в своем предмете, может передать это чувство ученикам. Кроме того, учителя, которые используют современные методы преподавания и умеют находить подход к каждому ученику, способствуют повышению мотивации и вовлеченности. Поддержка и поощрение со стороны учителя также помогают ученикам преодолевать трудности и достигать своих целей.

Вопрос 4: Как цели и задачи влияют на мотивацию учения у школьников

Цели и задачи играют важную роль в мотивации учения у школьников. Четко сформулированные и достижимые цели помогают ученикам понять, ради чего они учатся, и что они могут получить в результате. Это повышает их интерес и стимулирует к активной работе. Кроме того, достижение небольших целей на пути к большим задачам дает чувство удовлетворения и мотивирует к дальнейшим усилиям. Однако, если цели слишком высоки или недостижимы, это может привести к разочарованию и снижению мотивации. Поэтому важно, чтобы цели были реальными и соответствовали возможностям ученика.

Вопрос 5: Как родители могут поддерживать мотивацию учения у своих детей

Родители могут поддерживать мотивацию учения у своих детей, создавая положительную атмосферу в семье и проявляя интерес к их учебе. Они могут поощрять детей к изучению новых предметов, помогать им в выполнении домашних заданий и праздновать их успехи. Также важно, чтобы родители устанавливали четкие ожидания и поддерживали баланс между учебой и досугом. Важно, чтобы дети чувствовали поддержку и понимание, а не давление и критику. Родители, которые сами проявляют интерес к обучению, могут служить положительным примером для своих детей.

Вопрос 6: Какие возрастные особенности влияют на мотивацию учения у школьников

Возрастные особенности играют значительную роль в мотивации учения у школьников. В младшем возрасте дети более любознательны и интересуются окружающим миром, что делает их более мотивированными к изучению новых вещей. В старшем возрасте мотивация может сменяться под влиянием социальных факторов, таких как отношения с друзьями и оценки со стороны учителей. Подростки часто ищут самоопределение и могут быть более мотивированы к изучению предметов, которые соответствуют их интересам и будущим планам. Также в разных возрастных группах различается уровень самостоятельности и ответственности за учебу.

Вопрос 7: Как современные технологии влияют на мотивацию учения у школьников

Современные технологии оказывают значительное влияние на мотивацию учения у школьников. Использование интерактивных учебных программ, образовательных приложений и онлайн-ресурсов делает процесс обучения более интересным и доступным. Технологии позволяют ученикам изучать материал в удобном для них темпе и форме, что повышает их вовлеченность и интерес. Кроме того, использование мультимедийных средств и виртуальных классов может сделать уроки более живыми и интерактивными. Однако чрезмерное использование технологий может отвлекать учеников и снижать их концентрацию, поэтому важно находить баланс в их применении.

Что такое мотивация к учению и почему она важна для школьников

Каковы причины того, что учебная мотивация школьников снижается?

Сложности в обучении

Изучение нового материала может представляться сложным из-за различных причин. Часто это связано с усложнением школьной программы, что создает напряженное состояние у школьников.

Что такое мотивация к учению и почему она важна для школьников. Причины снижения учебной мотивации школьников

Иногда это происходит с каким-то определенным предметом, но зачастую с каждым классом программа становится все сложнее. Школьник может не успевать осваивать новую информацию, при этом испытывать давление со стороны родителей и педагогов.

Особенно это касается учащихся средней и старшей школы, когда в программу вводится много новых дисциплин. Например, в химии или физике важно освоить базовые основы, чтобы успешно учиться дальше. Если эти начальные навыки не освоены, дальше изучение может вызывать сложности, и ребенок постепенно теряет интерес к предмету.

В начальных классах учиться может быть трудно из-за недостаточного развития психических функций, что приводит к трудностям обучения, таким как дислексия или дискалькулия. Также проблемы обучения могут быть обусловлены несоответствием сложности программы интеллектуальному развитию ребенка.

Иногда сложности в учебе могут быть вызваны личностными особенностями, чаще всего у детей с ограничениями в плане здоровья. Например, у ребят, испытывающих проблемы с двигательными функциями, или с легкими аутистическими чертами могут возникнуть трудности с учебной мотивацией и общением со сверстниками.

Сложности психологического характера

Сложное психологическое состояние может стать причиной потери мотивации к учебе у ребенка из-за событий, не касающихся школьной деятельности, таких как развод родителей, конфликты со сверстниками, болезни близких людей. В определенный момент у ребенка может случиться декомпенсация, когда у него просто закончатся силы. Постоянный стресс вызывает ответную реакцию: человек всячески избегает тревожных ситуаций, что часто выражается в его нежелании учиться.

Отсутствие понимания, в чем необходимость обучения

Детям тяжело дается осознание, зачем получать образование, когда они только в начале школьного пути. Первые два года обучения – уникальный познавательный период, когда для детей является естественным стремление понять, как устроен мир вокруг. Первоначальную мотивацию к познанию сложно испортить, поэтому главное – не давить на ребенка, не давая мотивации угаснуть из-за груза требований учебного заведения.

С возрастом интерес школьника концентрируется на построении отношений с другими людьми, и ему трудно осознать ценность обучения. От учителя требуется целенаправленная деятельность с использованием интересных методик для поддержания интереса к предмету.

Слыша от взрослых о неопределенном будущем, ребенок зачастую не понимает, как обучение сегодня влияет на его жизнь в будущем. Младшим школьникам интересны нетрадиционные методы обучения, такие как групповые походы, музейные экскурсии или посещения различных компаний.

Какие основные факторы влияют на мотивацию к учению у детей

Мотивация к учёбе зависит от большого количества факторов:

  • Прежде всего, на неё влияют сама школа и система образования в ней .
  • Организация учебного процесса.
  • Индивидуальные качества ученика (возраст, пол, уровень интеллектуального развития и требовательности, наклонности, самооценка, умение общаться со сверстниками и многое другое).
  • Личные особенности учителя , его взаимоотношения с учениками и метод преподавания.
  • Учебный предмет .

Педагог должен понимать, насколько большое количество причин снижения мотивации существует.

Есть факторы, которые напрямую зависят от учителя:

  • Некорректная организация учебного процесса : большая нагрузка, сложный материал.
  • Незнание новых систем и методов преподавания.
  • Отсутствие навыка выстраивания взаимоотношений с детьми и оказания помощи в организации общения учащихся.
  • Личные качества человека.

Зачастую преподаватели не придают значения мотивации своих учеников. Довольно много учителей считают, что если ребёнок ходит на занятия, значит, он обязан делать всё, что ему говорят. Есть среди них и те, кто работает по методу отрицательной мотивации: ученикам грозят вызовом родителей, плохой оценкой, походом к директору и т.д.

Такие действия способны развить в ребёнке страх перед школой и конкретным учителем. Ученик не захочет ходить в школу. И неудивительно, ведь даже взрослый человек не сможет долгое время работать под таким давлением.

Уровень мотивации может снизиться и по индивидуальным причинам ученика:

  • непонимание предмета;
  • плохая учебная дисциплина , неумение учиться самостоятельно;
  • сложные взаимоотношения со сверстниками;
  • редко – задержки в интеллектуальном развитии .

Как измерить уровень мотивации у школьников

Доклад на тему:

«Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к учению»

Подготовила: учитель начальных классов

Каракулова О.А.

Алексей Николаевич Леонтьев

"…Чтобы не формально усвоить

материал, нужно не "отбыть"

обучение, а прожить его нужно,

чтобы обучение вошло в жизнь,

чтобы оно имело жизненный

смысл для учащегося".

Мотивация  оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Формирование интереса к учению — проблема, которая не потеряла актуальность и на сегодняшний день. Разный бывает уровень знаний и умений учеников, которые учатся у одного и того же учителя. К неодинаковым успехам в обучении приводит то, что учащиеся по-разному воспринимают и усваивают одни и те же объяснения учителя, один и тот же материал. Из наблюдений следует, что хорошие результаты учебной деятельности будут зависеть от того, что побуждает эту деятельность, т. е. зависеть от мотивов. Поэтому важным компонентом учебной деятельности является мотивация.

Мотивация  —  это побуждение себя и других к деятельности для достижения личных целей.   Выделяют пять уровней учебной мотивации:

Первый уровень  — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

Второй уровень  — хорошая школьная мотивация. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.

Третий уровень  — положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Четвёртый уровень  — низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности.

Пятый уровень  — негативное отношение к школе. Такие дети испытывают серьёзные трудности в обучение, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда.

Большинство детей, которые идут учиться в школу, хотят учиться. Интерес детей к учению во многом зависит от содержания образования.

Какие методы наиболее эффективны для повышения мотивации к учению

Определимся, какие понятия входят в мотивационную сферу личности. Прежде всего, это потребности — то, в чем нуждается человек. Затем мотивы — движущая сила — они проявляются в поведении и приводят к цели. В психологии мотив — это главный двигатель, главная причина, побуждающая нас к действию.

По Теории деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна, мотив — это «опредмеченная потребность», потребность — желание устранить дискомфорт (не всегда осознаваемое), а цель — результат сознательного выбора, целеполагания. Простой пример: жажда — это потребность, питье воды — это мотив, а стакан с водой — это цель.
Если пить воду не для того чтобы утолить жажду, а чтобы позавтракать и пойти работать, то мотив здесь не вода, а то, ради чего человек завтракает или ради чего он работает.
Всем знакома пирамида потребностей Маслоу. Познание находится в верхней части, а значит, без закрытия базовых физиологических потребностей у ребенка не открывается тяга к знаниям.

«Невозможно и совершенно не нужно заставлять каждого ребенка обожать учебу».

Если раннее обучение, которое сейчас так модно, не было слишком интенсивным для дошкольника, то он не потеряет тягу к учебе в школе.
Мотивация к любым занятиям естественным образом возникает и живет, если это занятие связано с потребностями человека; если бонусы (эмоциональные, материальные и т.п.) от занятия очевидно перевешивают потери и затраты; если эти самые бонусы есть не только в очень отдаленной, но и в ближней перспективе; и, наконец, если это занятие не противоречит удовлетворению других важных для человека потребностей.
Попробуйте «пропустить» через эти фильтры учебу и посмотрите, чего не хватает, чтобы ребенок искренне хотел учиться?

«Игра — ведущая деятельность маленького ребенка. И даже обучение проходит легче, если облечь его в игровую оболочку».

По данным Института возрастной физиологии РАО, более 90% детей, поступающих в первый класс, не имея негативного опыта предшкольного обучения, очень хотят в школу. В первые месяцы каждый из них старается, остро переживает неудачи, готов часами заниматься, но уже к декабрю более 60% первоклассников не хотят учиться. Так в чем же причина? Виноваты ли в таком спаде детской активности учителя и родители? Увы, но чаще всего вклад в эту негативную статистику вносят взрослые с обеих сторон.
Что делать, чтобы избежать этого? Во-первых, на этапе предшкольной подготовки очень важно формировать позитивную мотивацию достижения, познания. Во-вторых, ребенок не должен приходить в школу с убеждением, что у него ничего не получается.
Совет родителям маленьких детей: почитайте публикации Марьяны Михайловны Безруких — директора института возрастной физиологии, психолога, нейрофизиолога.

Какую роль играют учителя в формировании мотивации у учеников

    Файл будет скачан в форматах:

    • pdf
    • pptx
    • docx

    1069

    0

    31

    Другое

    Директору, завучу

    СПО

    11 класс

    «Инфоурок»

    Материал разработан автором:

    Кодоркина Марина Александровна

    учитель

    Об авторе

    Я начала свой путь в образовании в 1994 году, окончив Оренбургский педагогический институт им. В. Чкалова по специальности "Математика и информатика". С тех пор более 31 года посвящаю себя работе в школе, где преподаю физику и математику, делясь своими знаниями и вдохновляя учеников на открытия. На протяжении 20 лет успешно сочетала преподавательскую деятельность с должностью заместителя директора по учебно-воспитательной работе, что позволило мне глубже понять образовательный процесс и эффективно организовывать работу школы. Являюсь классным руководителем, забочусь о развитии и благополучии своих учеников. Делюсь своими методическими наработками и ресурсами с коллегами на платформе "Продлёнка" ( участвую в конкурсах), а также на маркетплейсе "Инфоурок". Разработала методические материалы для учителей – технологические карты по математике, которые были опубликованы на портале «1С:Урок» (16 уроков) Благодарственное письмо куратору участника конкурсного мероприятия. Всероссийский конкурс для школьников «Мы за здоровый образ жизни!», в соответствии со «Стратегией комплексной безопасности детей до 2030 года» (1 место) автономная некоммерческая организация «Научно-образовательный центр педагогических проектов» Москва

    Подробнее об авторе Данный доклад подчеркивает важность индивидуализации обучения в современном образовательном процессе, что делает его актуальным для учителей и администраторов. Мы живем в эпоху, когда технологии стремительно развиваются, и образовательные подходы должны эволюционировать вместе с ними. Доклад предлагает практические стратегии для внедрения технологий в обучение, что может значительно повысить эффективность образовательного процесса. Индивидуализированный подход позволяет учитывать уникальные потребности каждого ученика, что способствует более глубокому пониманию и повышению мотивации. Акцент внимания на необходимости профессионального развития педагогов, что открывает новые горизонты в их практике. Читая этот доклад, вы найдете вдохновение для создания поддерживающей образовательной среды, где каждый ученик сможет раскрыть свой потенциал. Для выступления на РМО, конференциях.

    Краткое описание методической разработки

    Данный доклад подчеркивает важность индивидуализации обучения в современном образовательном процессе, что делает его актуальным для учителей и администраторов. Мы живем в эпоху, когда технологии стремительно развиваются, и образовательные подходы должны эволюционировать вместе с ними. Доклад предлагает практические стратегии для внедрения технологий в обучение, что может значительно повысить эффективность образовательного процесса. Индивидуализированный подход позволяет учитывать уникальные потребности каждого ученика, что способствует более глубокому пониманию и повышению мотивации. Акцент внимания на необходимости профессионального развития педагогов, что открывает новые горизонты в их практике. Читая этот доклад, вы найдете вдохновение для создания поддерживающей образовательной среды, где каждый ученик сможет раскрыть свой потенциал. Для выступления на РМО, конференциях.

Возможно ли повысить мотивацию к учению у ребенка без участия родителей

Камакина О.Ю.

Исаева О.Е.

Город:

Ярославль

ВУЗ:

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

Дата:

Формирование мотивации учебной деятельности в школьном возрасте является одной из центральных проблем современной школы. Актуальность ее обусловлена совершенствованием системы образования, подготовкой к жизни людей, способных самостоятельно приобретать знания, формированием у них активной жизненной позиции и опыта творческой деятельности.

Проблеме мотивации обучения школьников посвящены исследования А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, А.К. Маркова и др. Д.Б. Элькониным была разработана теория учебной деятельности, в основу которой был положен культурно-исторический подход Л.С. Выготского - в нем процессу обучения была отведена ключевая роль в психическом развитии ребенка. Теория учебной деятельности Д.Б. Эльконина позволила по-новому взглянуть на проблему школьной мотивации и открыть новые пути для формирования устойчивых положительных мотивов у школьников.

Виханский О.С. считает: «Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей» . Одним из частных видов мотивации является учебная мотивация. И.А. Зимняя определяет учебную мотивацию как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность .

Учебная мотивация - это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на реализацию учебной деятельности, это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика. (1)

Целью исследования является изучение психологических особенностей учебной мотивации школьников разного пола в общеобразовательных учреждениях.

Объект исследования - учебная мотивация школьников.

Предмет исследования - половые различия учебной мотивации школьников. Гипотезы исследования:

1. Уровень учебной мотивации девочек выше уровня учебной мотивации мальчиков.

2. Тип общеобразовательного учреждения влияет на особенности учебной мотивации школьников. Исследование было проведено в МОУ общеобразовательной школе № 59 г. Ярославля, в МОУ «Санаторная школа-интернат № 6» города Ярославля. Испытуемыми стали ученики 4, 7, 9-10 классов.

Объем выборки - 112 человек, из которых 44 ученика школы-интерната (21 девочка, 23 мальчика) и 68 учеников общеобразовательной школы № 59 (37 девочек, 31 мальчик). Все активно принимали участие в исследовании, дети были заинтересованы в результатах проведенных методик.

Для изучения мотивов учебной деятельности учащихся были использованы следующих психодиагностические методики: «Изучение мотивации обучения у младших школьников» (4 класс). М.Р. Гинзбург; «Изучение мотивации учения подростков» (7, 9-10 класс) М. Лукьяновой.

Описание результатов исследования.

В ходе проведенного исследования были получены следующие результаты.

Прежде всего, решалась задача оценки различий в мотивации учения детей, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа. Так, было установлено, что в 4 классе статистически значимые различия были выявлены:

- для учащихся общеобразовательной школы, более значимыми являются учебная (p≤0,05) и социальная мотивация (p≤0,01),

- для учащихся школы-интерната более значимым является позиционный мотив учебной деятельности. При этом позиционная мотивация имеет наиболее высокие значения для учащихся обоих типов учебных заведений, однако у учащихся интерната она статистически значимо выше (p≤0,01).